Исследование нарушений личности заключается в изучении:

  • изменения строения и иерархии мотивов

  • нарушения смыслообразования

  • общения

  • самоконтроля и саморегуляции

  • уровня притязаний

  • самооценки

  • критичности

  • формирования новых патологических мотивов и потребностей

и т.д.

При исследовании личности необходимым является сопоставление объективных данных жизненного пути человека с поведением в отделении, взаимоотношении с больными и персоналом. Знание ценностей человека определяет выбор методик и приемов исследования.

I. Изучение биографии. Метод психологического анализа историй болезни в сопоставлении с данными экспериментально-психологического исследования позволяет выявить нарушение иерархии мотивов, способы формирования патологических потребностей. Каким образом шел процесс изменения мотивационной сферы человека, смена позиций, интересов, ценностей. Выявляются закономерности этих процессов. (См. вопрос № 11)

Изучаются нарушения смыслообразования. Исследование больных Sch Коченовым. Выявлено ослабление побудительной функции мотивов и превращение их в знаемые: парадоксальная стабилизация какого-то круга мотивов (отказ получить зарплату из-за "пренебрежения земными благами"), сужение круга смысловых образований (смысл сохраняет побудительную силу, но распространяется на меньший круг явлений).

II. Экспериментальное исследование. Позволяет формировать деятельность, максимально приближенную к реальной, куда включены важнейшие компоненты: мотивированность действий, целенаправленность, возможность контроля, регуляция, критичность.

1. Наблюдение за общим поведением больного во время эксперимента:

- адекватность принятия инструкции

- отношение к экспериментальной ситуации (мотив экспертизы, аггравация, диссимуляция)

- отношение, порождаемое задачей (интерес, формирование уровня притязаний)

- реакция на ошибки, успех

- критичность и степень самоконтроля

2. Опосредованная оценка изменений личности через познавательные процессы.

-) описание сюжета картины. Зависит от уровня эмоциональной сферы.

У детей с поражением лобных долей мозга трудности распознавания из-за не учета эмоционального выражения персонажей

Исследование Киященко по "производственному" ТАТ Хекхаузена. Дается "глухая" инструкция, что изображено на картине. В норме - определение сюжета с опорой на позу и мимику персонажей. У Sch - описание формальных элементов картины. У Epi - излишняя детализация и морализирование.

3. Моделирование жизненных ситуаций (школа К.Левина), которые затрагивают самооценку, критичность, выявляют саморегуляцию человека непосредственным образом, как в реальной жизни.

- исследование уровня притязаний.

Методика Хоппе: ряд заданий, различающиеся по уровню сложности. Испытуемый сам выбирает сложность задания. Создается ситуация успеха или неуспеха с помощью варьирования времени на выполнение задачи. В норме после успеха уровень притязания повышается, после неуспеха - понижается.

Уровень притязаний также зависит от прошлого опыта, имеет динамику. Модификация методики Юкнат: 2 группы испытуемых. У одной формируется высокий уровень притязаний (ситуация успеха), у другой - низкий. По прошествии 2 недель испытуемые первой группы выбирают более сложные задания.

Серебрякова: связь уровня притязания с самооценкой. Успешность деятельности формирует самооценку, которая с течением времени становится потребностью и уже сама определяет уровень притязаний. Самооценка с возрастом приобретает большее значение как регулятор поведения, чем оценка других людей (Калита).

Холмогорова: задачи одинаковой сложности. Уровень притязаний определяется временем, которое испытуемый предполагает потратить на выполнение (задается "социальная норма", т.е. время за которое "обычно" выполняется это задание).

Норма: уровень притязания меняется в зависимости от успеха-неуспеха, есть ориентация на "соц. норму".

Sch: статичность уровня притязаний, отсутствие ориентации на "норму", мотивация избегания, снижение критичности.

Психопаты: неустойчивость притязаний.

- исследование самооценки

Методика Дембо, Рубинштейн: на вертикальной черте испытуемый отмечает свое положение по шкалам здоровье-больезнь, счастье-несчастье и т.д. В норме тенденция к точке чуть выше середины. У психически больных неадекватная самооценка из-за снижения критичности

- исследования психического пресыщения. Отражает динамику и изменение процесса смыслообразования.

Методика Карстен: испытуемый выполняет длительную монотонную работу (рисование кружков), не зная ее смысла. Через 5-10 минут в норме наступает пресыщение и испытуемый начинает варьировать свою деятельность. Когда вариации достигают выраженной формы, ему говорят, что это задание на выдержку. Задание переосмысливается, хотя и не всеми. Некоторые сами ставят себе цель (проверить себя, выдержку экспериментатора). Дети - олигофрены: не находят новых дополнительных мотивов для продолжения деятельности (нет вариаций, длительные паузы). Быстро бросают работу. Введение цели деятельности не влияет на улучшение. Больные Epi: длительное монотонное выполнение без вариаций. Также нет переосмысления ситуации. Травматики: быстрое пресыщение, грубые вариации (быстрая истощаемость).

Постановка сознательной цели влияет на уменьшение эффекта пресыщения. Методика Славиной: ребенку предлагают ставить точки в кружки. Когда отказывается выполнять задание, экспериментатор настойчиво просит продолжать. В следующей части ребенку ставится сознательная цель: установление нормы, которую необходимо выполнить. При этом дети выполняли больший объем работы (почти в 2 раза). При исследовании детей - олигофренов такого феномена обнаружено не было. Сознательная цель не влияет на структуру задания.

4. Исследование "внутренней картины болезни" через сопоставление жалоб испытуемых с данными патопсихологического обследования. Позволяет определить степень осознания болезни, адекватность оценки тяжести своего состояния, какие переживания связаны с болезнью. Выделено 3 группы жалоб:

а. На снижение умственной работоспособности

б. На измененное отношение к окружающему

в. На соматические недомогания.

Больные Sch склонны недооценивать свои нарушения, самооценка достаточно высока. Больные Epi при верной оценке тяжести соматического состояния недооценивают психические нарушения. Больные инволюционными психозами: переоценивают тяжесть болезненного состояния. Больные с органическими заболеваниями ЦНС дают адекватные оценки.

5. Проективные методы исследования личности. Направлены на изучение системы взаимоотношений субъекта с миром, представленности его субъекту, личностных особенностей, системы мотивов и потребностей и т.д.

Исследование Соколовой Е.Т. о роли мотивации в процессах восприятия в норме и патологии (см. вопрос №4).

Наиболее распространенные: тематический апперцептивный тест ТАТ, чернильные пятна Роршаха.

III. Личностные опросники. ММРI, 16 PF Кеттела и др.