Вехи ТД по Леонтьеву

К началу 1940 годов:

1.     Практическая Д ребёнка, реализующая отношение ребёнка к действительности, есть формирующая сила его сознания. В Д – единство субъекта и действительности

2.     Главное противопоставление – не «внешнее» и «внутреннее», а «образ» и «процесс». Образ отстаёт от процесса. Овладеть орудием, значением = процессом, операцией.

3.     Предмет психологии Д субъекта по отношению к действительности, опосредованная отображением этой действительности. Отображение = переживание. Т.е., пси изучает, как действительность становится переживанием субъекта.

4.     Д структурна. Образующие: субъект, предмет, мотив, средство, задача. Это непсихологические понятия. Корреляты: для продукта – цель, для мотива – потребность, для средства и способа действия – значение, для задачи – намерение. Единицы Д – Д, действие, операция.

5.     Разделение типов Д: игра, труд, …, формы Д: практическая, теоретическая.

6.     Д - высшая форма жизнедеятельности.

7.     Формы переживания суть формы переживания смысла Д.

8.     Проблема личности – проблема взаимосвязи деятельностей. Переход от «действовать, чтобы удовлетворять потребности» к «удовлетворять потребности, чтобы действовать, чтобы делать дело своей жизни».

9.     Генезис действий связан с расчленением совместной производственной Д людей и т.о. осознания цели действия, способа и орудия. Фаза подготовки, фаза осуществления. Условие этого отражения – язык.

К 60м годам («Проблемы развития психики»):

1.     Д - процесс, осуществляющий жизнь субъекта

2.     Развитие Д приводит к возникновению психического отражения реальности

3.     Д - процесс, переводящий отражаемое в отражение

4.     Психическое отражение опосредует Д и управляет ею

5.     Психическое отражение у человека кристаллизуется в продуктах Д.

К 70м годам («ДСЛ»)

1.     Сознание - система внутренней регуляции процессов Д.

2.     Психическое отражение реальности - её субъективный образ

3.     Д входит в предмет психологии своей особой функцией – полагания субъекта в предметной действительности и её преобразования в форму субъективности

4.     Повторение за ЛСВ идеи об интериоризации ВПФ. Интериоризация – процесс формирования внутреннего «плана сознания».

5.     Главное различение: не внешнего мира и мира внутренних явлений (Декарт – Локк), а предметная реальность и Д субъекта.

6.     Личность – иерархия Дтей и их мотивов. Личность человека (в отличие от индивида) порождается Д.

 

Гальперин. Попытка понять отношение между внутренней и внешней Д привела к формированию гипотезы поэтапного формирования умственных действий. Психическая Д - результат перенесения внешних материальных действий в план отражения – в план восприятия, представлений и понятий. Формирование ориентировочной основы действия – главная задача и содержание первого этапа формирования действия. «Система отражённых форм предметного действия составляет конкретное содержание психической Д, скрытой за разными психическими явлениями». В дискуссии 1969 г. Гальперин указывал, что в ТД выпадает операциональная сторона Д; показано, что действие влияет на формирование психических образований, но не показано, как именно. «Отсутствие психологической теории о предметном, операциональном содержании Д коренилось в неопределённом «классическом» представлении о предмете психологии.

 

ТД по Асмолову:

·        принцип предметности – оппозиция принципу стимульности

·        активность ¯ реактивность

·        неадаптивная природа предметной Д ¯ адаптивность

·        опосредование ¯ непосредственные ассоциативные связи

·        интериоризация (индивидуализация, интимизация, производство "внутреннего плана сознания") – экстериоризация  ¯ социализация

·        анализ по единицам ¯ по элементам

·        принцип зависимости психического отражения от места отображаемого объекта в структуре Д.

Кроме морфологической парадигмы Д (АНЛ), Асмолов рассматривает динамическую – движение Д: единство и борьба надситуативной активности (тенденция, избыточная по отношению к исходной Д) и установки – стабилизатора Д (тенденция к сохранению направленности Д).

 

АНЛ: психологическая наука целиком охватывается тремя проблемами: психология образа (когнитивные процессы), психология Д (в т.ч. общение), психология личности (в т.ч. дифференциальная).

Сейчас система конкретно-психологических понятий в ТД вошла в противоречие с методологической основой, которую она должна была реализовать. Понятия ТД оказались включены в иные концептуальные схемы и переосмыслены. В результате неаддитивная динамическая система превратилась в жёсткую операциональную.