в разных направления, концепция преднамерянной деятельности Курта Левина, концепция интенциональной деятельности Брентрано

 

Философские предпосылки введения понятия деятельности (Д) в психологию:

1.     Гегель даёт принципу Д (характеристика абсолютного духа, связанная с имманентной потребностью в самоизменении) структурно развёрнутое выражение через категории цели, средства, результата. «Субъект есть деятельность удовлетворения влечений».

2.     Маркс видел специфику человеческой Д в её производственном характере, в труде. Воздействуя на внешнюю природу, человек изменяет свою собственную природу (АНЛ: «люди в своей общественной по своей природе Д производят и своё сознание»). «Продукт труда есть труд, закреплённый в предмете, это есть опредмечивание труда». «Каждое из человеческих отношений к миру – зрение, слух, обоняние, хотение, Д,– все органы его индивидуальности являются в своём предметном отношении, в своём отношении к предмету, присвоением последнего, присвоением человеческой действительности». Критика предшествующего материализма: предмет и действительность берутся в форме объекта или созерцания, а не как человеческая Д, практика.

 

Теоретико-методологические предпосылки теории деятельности (ТД):

·          Преодоление постулата непосредственности путём введения категории предметной Д – «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» (Юдин). (Постулат непосредственности описал Узнадзе как гипотезу непосредственности, «при принятии которой поведение осуществляется помимо соучастия субъекта, личности как конкретной целостности»).

·          Идея Д как единство процессов отражения и преобразования действительности

·          Идея единства «внешних» и «внутренних» форм Д и формирование «внутреннего» через интериоризацию «внешнего»

·          Идея единства субъективного и объективного, индивидуального и социального в Д и через Д

·          Историко-генетический принцип анализа, реализующий системный подход в смысле Маркса. (Системный анализ есть анализ движения, порождающего явления, т.е. раскрытие субстанции этих явлений, их сущности)

(АНЛ) Деятельность – «молярная единица индивидуального бытия человека, осуществляющая то или иное жизненное его отношение, т.е. целостная, неаддитивная система, обладающая многоуровневой организацией».

Узнадзе (ученик Вундта): «Всякая активность есть отношения субъекта к действительности», «Активность имеет всегда предметный характер», «Воздействуя на него непосредственно, действительность настраивает человека к действию по отношению к предмету – на этой основе субъект развёртывает целесообразные акты поведения». Поведение у Узнадзе «интенционально, предметно, молярно». Установка – механизм стабилизации Д. Установки: смысловые, целевые, операциональные, и уровень психофизиологических механизмов – реализаторов установки.

Блонский видел задачу психологии в изучении поведения. Что он вкладывал в это понятие? Поведение – это действие, поступок. «Общественное производство является базисом, на котором основывается поведение человечества. Марксистская т.зр.». не бихевиорист: в предмет психологии должны включаться все факторы, обуславливающие поведение. «Поведение индивидуума есть функция поведения окружающего общества».

Басов в 1926 году ввёл в пси понятие ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Ввёл представление о специфическом строении, принципиальной планомерности и целенаправленности Д.

ЛСВ. «Сознаваемость нами нашей психики выводится из действенного характера наших реакций». Говорил о «своеобразии активного трудового приспособления человеком природы к себе, в противоположность пассивному приспособлению животных к среде». Пиаже ЛСВ  критикует за «отсутствие практической деятельности ребёнка», отрыв от практики при социализации. Перекличка с Марксом: «предметы окружающего мира как бы требуют от нас известных действий». Перекличка с АНЛ: «человеческая личность представляет собой иерархию деятельностей, из которых далеко не все сопряжены с сознанием» + понятие «ведущий тип Д» (применительно к игре в дошкольном возрасте). ЛСВ критикует Левина за противопоставление двух «сортов» Д: мышления и реальной Д в актуальной ситуации и говорит, что есть два единства динамических функций: мышление и реальная Д.

Рубинштейн критиковал АНЛ за теорию и периодизацию развития психики и за рассмотрение Д как исходного понятия. «Поскольку Д выступает в качестве взаимоотношения между субъектом Д и окружающим миром, нельзя объявить Д ведущей и определяющей». «В действительности действие и Д – практически материальные процессы, которые определяются не психологическими критериями». Рубинштейн рассматривал Д и бытие отдельно, несвязно. В конце 50х, позиция смягчается. Пишет, что «основным способом существование психического является его существование в качестве процесса, в качестве Д». Различает Д и процесс. «Д – процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру». «Психология изучает не только психическую Д, но и психические процессы». «При объяснении любых психических явлений личность выступает как связанная воедино совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». Возникает мысль о способе существования психического в качестве Д.

Вехи ТД по Леонтьеву

К началу 1940 годов:

1.     Практическая Д ребёнка, реализующая отношение ребёнка к действительности, есть формирующая сила его сознания. В Д – единство субъекта и действительности

2.     Главное противопоставление – не «внешнее» и «внутреннее», а «образ» и «процесс». Образ отстаёт от процесса. Овладеть орудием, значением = процессом, операцией.

3.     Предмет психологии Д субъекта по отношению к действительности, опосредованная отображением этой действительности. Отображение = переживание. Т.е., пси изучает, как действительность становится переживанием субъекта.

4.     Д структурна. Образующие: субъект, предмет, мотив, средство, задача. Это непсихологические понятия. Корреляты: для продукта – цель, для мотива – потребность, для средства и способа действия – значение, для задачи – намерение. Единицы Д – Д, действие, операция.

5.     Разделение типов Д: игра, труд, …, формы Д: практическая, теоретическая.

6.     Д - высшая форма жизнедеятельности.

7.     Формы переживания суть формы переживания смысла Д.

8.     Проблема личности – проблема взаимосвязи деятельностей. Переход от «действовать, чтобы удовлетворять потребности» к «удовлетворять потребности, чтобы действовать, чтобы делать дело своей жизни».

9.     Генезис действий связан с расчленением совместной производственной Д людей и т.о. осознания цели действия, способа и орудия. Фаза подготовки, фаза осуществления. Условие этого отражения – язык.

К 60м годам («Проблемы развития психики»):

1.     Д - процесс, осуществляющий жизнь субъекта

2.     Развитие Д приводит к возникновению психического отражения реальности

3.     Д - процесс, переводящий отражаемое в отражение

4.     Психическое отражение опосредует Д и управляет ею

5.     Психическое отражение у человека кристаллизуется в продуктах Д.

К 70м годам («ДСЛ»)

1.     Сознание - система внутренней регуляции процессов Д.

2.     Психическое отражение реальности - её субъективный образ

3.     Д входит в предмет психологии своей особой функцией – полагания субъекта в предметной действительности и её преобразования в форму субъективности

4.     Повторение за ЛСВ идеи об интериоризации ВПФ. Интериоризация – процесс формирования внутреннего «плана сознания».

5.     Главное различение: не внешнего мира и мира внутренних явлений (Декарт – Локк), а предметная реальность и Д субъекта.

6.     Личность – иерархия Дтей и их мотивов. Личность человека (в отличие от индивида) порождается Д.

 

Гальперин. Попытка понять отношение между внутренней и внешней Д привела к формированию гипотезы поэтапного формирования умственных действий. Психическая Д - результат перенесения внешних материальных действий в план отражения – в план восприятия, представлений и понятий. Формирование ориентировочной основы действия – главная задача и содержание первого этапа формирования действия. «Система отражённых форм предметного действия составляет конкретное содержание психической Д, скрытой за разными психическими явлениями». В дискуссии 1969 г. Гальперин указывал, что в ТД выпадает операциональная сторона Д; показано, что действие влияет на формирование психических образований, но не показано, как именно. «Отсутствие психологической теории о предметном, операциональном содержании Д коренилось в неопределённом «классическом» представлении о предмете психологии.

 

ТД по Асмолову:

·        принцип предметности – оппозиция принципу стимульности

·        активность ¯ реактивность

·        неадаптивная природа предметной Д ¯ адаптивность

·        опосредование ¯ непосредственные ассоциативные связи

·        интериоризация (индивидуализация, интимизация, производство "внутреннего плана сознания") – экстериоризация  ¯ социализация

·        анализ по единицам ¯ по элементам

·        принцип зависимости психического отражения от места отображаемого объекта в структуре Д.

Кроме морфологической парадигмы Д (АНЛ), Асмолов рассматривает динамическую – движение Д: единство и борьба надситуативной активности (тенденция, избыточная по отношению к исходной Д) и установки – стабилизатора Д (тенденция к сохранению направленности Д).

 

АНЛ: психологическая наука целиком охватывается тремя проблемами: психология образа (когнитивные процессы), психология Д (в т.ч. общение), психология личности (в т.ч. дифференциальная).

Сейчас система конкретно-психологических понятий в ТД вошла в противоречие с методологической основой, которую она должна была реализовать. Понятия ТД оказались включены в иные концептуальные схемы и переосмыслены. В результате неаддитивная динамическая система превратилась в жёсткую операциональную.

 "Проблема деятельности в психологии": "Деятельный ум" А.А.Леонтьева, Асмолов "Динамический подход в психологии деятельности"