1)    Принцип 1: Эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие 2 противоборствующих тенденций  - тенденций к сохранению и тенденций к изменению данных систем.

В биосистемах наследственность выражает общую тенденцию эволюционирующей системы к её сохранению, к передаче без искажений информации из поколения в поколение, изменчивость проявляется в приспособлении видов к среде обитания. Наследственность характеризуют как консервативную, положительную, а приспособление, тенденцию к изменению системы – как революцинизирующую, отрицательную сторону процесса развития.

В социосистемах тенденция к сохранению проявл в соц наследовании, в преемственности таких типичных форм культуры и соц организации, которые обеспечивают адаптацию данной системы к же встречавшимся в эволюции ситуациям. Изменчивость выступает в различных нестандартных приспособлениях системы к непредсказуемым переменам ситуации, в поиске новой инфо о среде и построения поведения в ней. Индивидуальная изменчивость элементов системы - условие для исторической изменяемости системы в целом.

В качестве элементов, несущих индивидуальную изменчивость, выступают: индивид (в системе биологического вида), член племени (в системе общественно-экономической формации), индивидуальность личности (в системе соц группы)). Человек, включаясь в каждую из этих систем, наследует типичные для них системные качества и одновременно выступает как носитель исторической изменчивости этих систем в целом.

Типичные родовые качества чела, выражающие тенденции к сохранению стоят за активностью субъекта  - стереотипы поведения, привычки, установки – характеризуемыми в психологии как адаптивные.

Уникальные качества, характеризующие тенденцию к изменению проявляются в формах активности субъекта, как творчество, воображение, и описываются как продуктивные типы активности.

Главный критерий адаптации обеспечение преемственности существования индивида – его жизни в ряду будущих поколений.

Механизмы бифуркации – обеспечивают тенденцию к изменениям развивающейся системы, приходят в действие, когда возникают резкие изменения среды, кризисы в жизни системы.  Эти мех-мы характеризуют неопределенность, невозможность предсказать развитие системы после кризиса.  Они характерны проблемно – конфликтным ситуациям.

 

2)    Принцип 2: в любой эволюционирующей системе функционируют избыточные преадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий её существования.

В эволюцион-х системах возникают различные виды активности, включенных в эти системы элементов, которые не приводят к адаптивным эффектам.

Биогенез.

Возникновение преадаптивной активности в био системах – игры животных. Игровая активность не влечет прямого адаптивного эффекта, но в ней оттачиваются унаследованные формы поведения. Игра создает возможности для неограниченного проявления индивидуальной изменчивости организма, накопления опыта при перемене условий существования.

Антропогенез.

Сложно проводить различия между Гомо сапиянсами и др. родами Гомо по орудийному критерию. Одновременно с человеком были существа, к-рые обладали прямохождением, крупным мозгом, добывали се пищу при помощи орудий. Эволюция происходит скачкообразно, во вновь возникшей форме есть запас способностей, нереализуемых непосредственно, ненужных виду в данный момент, но полезных для него в дальнейшем. Вид, таким образом, может приспосабливаться, изменять формы поведения не меняя морфологии своих органов.

Социогенез,

Примеры работ в социогенезе: Бахтин о карнавальной культуре, Лихачёв – Смех в древеней Руси, Лотман – типология культуры. В них 2 черты преадаптивных карнавальных или смеховых социальных действий:

1)     смеховые соц действия, поступки шута или юродивого дозволены в эволюционной системе и относительно независимы от соц контроля.

2)     В смеховых соц действиях подвергаются сомнению социально унаследованные типичные для данной культуры формы отношений и осуществления поиска иных вариантов культуры, строится желаемая действительность

3)     Деяния еретиков, как и соц смеховые действия шутов, также вносят неопределенность в культуру. Лишают её устойчивости, и дают прорваться тенденциям к изменению соц-й общности.

 

3). Принцип 3: необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия (конфликта или гармонического взаимодействия) между адаптивным форматами активности, направленными на реализацию родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость.

Из этого принципа вытекают след положения:

·          Противоречия между мотивами деятельности индивидуальности, проявляющееся в виде конфликта, может быть разрешено посредством либо поступков и действий, преобразующих родовую программу соц-й общности, либо различных перестроек мотивов индивидуальности в процессе взаимодействия с социумом.

·          Отстаивание челом своих мотивов, как самореализация индивидуальности, которая приводит к дальнейшему развитию данной культуры или порождению в ходе преобразования действительности форм и продуктов иной культуры.

 

·          Неадаптивная активность индивидуальности перерождается в адаптивную активность тогда, когда созданные этой активность в процессе самореализации нормы и ценности становятся нормами и ценностями соответствующей культуры. При этом активность перестаёт выполнять функцию к изменению данной системы, и начинает выполнять функцию сохранения, стабилизации.