Уровень философской методологии науки - позв отрефлексировать те идеалы, кот присущи философи, на кот мы опираемся. Одним из ведущих ценностных идеалов, по Мамардашвили, является идеал рациональности. За ним стоят адаптивные схемы понимания жизни, идеалогия механистического детерминизма, схема причина определяет следствие (В. Вундт и Д. Уотсон). надо выйти за пределы идеала рациоанльности.

Психофизика как направление - это попытка снятия комплкса неполноценности у y-гов.  Смысл психофизики - построить y по образу и подобию физики. ВОплощение идеала рациональности в y.

Вся эксп y- воплощение веры в идеал рациональности.

Развитие y через следующие целевые области:

·      y, занимающаяся с пациентами. Вся сфера аномальных y-ких явлений, из кот вырастает клинич y. «Психопатология обыденной жизни». Методы работы с пациентами строятся, конечно, по-своему. ПР. ММPI- позволяет выяснить шизоидность, МДП, эпилептоидность. Каждый метод имеет свою разрешающую способность.

·      Исследование испытуемых. Испытуемый-эксперимент, метод «испытания» всегда ограничивается ситуацией, метод вопросов и ответов, отсюда валидность, надежность и т д. Эксп-ая ситуация - всегда искусственная!

·      Работа с клиентами.  Вся психотехника. Понимание y как системы услуг=> y становится еще одной сферой обслуживания. Навязывание прагматичной логики.

 

когда мы начнем исследовать человека?

 

 

Проявление идеала рациональности в психологии: постулат непосредственности ("гипотеза непосредственности", по Узнадзе). Уотсон выделяет постулат как схему мыслительной работы: S - R. Уотсон - если хочешь быть объективным психологом - найди причину и следствие.  Эта схема выступает не как предмет исследования в методологии, а как объяснительный принцип. Позитивистское классическое мышления предпочитает рост развитию, т.к. рост - видимая характеристика.

Уотсон понимал, что есть что-то в промежутке. Назвал это вмешивающимися переменными, искажающими реальность, вносящие помехи.  Эти помехи - вызов постулату непосредственности и идеалу рациональности. 

Из объяснительного принципа вытекают задачи психологии: предсказание поведения и управление поведением.  Отсюда выделяется главная психотехнология психолога - манипулирование.