Гештальт – пихология. АНЛ.


В системно-деятельностном подходе к изучению психических процессов переход от анализа отдельных чувственных впечатлений, вырванных из реального процесса жизни и представляющих собой искусственные продукты лабораторных ситуаций, к разработке представлений об Образе мира, регулирующего поведение индивидов в объективной действительности. Ориентация от психофизики чистых ощущений — к психофизике сенсорных задач, от мира образов — к образу мира.

АНЛ «В пси проблема восприятия должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа, образа реальности.

Психология образа - конкретно-научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира — мира, в котором они живут, действуют, который сами переделывают и частично создают; это — знание о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире.

Основные положения АНЛ:

1. Деятельностная, социальная природы образа. «в процессе деятельности индивиды строят образ мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают»

2. Идея активности субъекта при построении образа мира (тесно связанная с предыдущей идеей, деятельность - как «специфическая форма человеческой активности»).

3. Опосредованность образа мира – предметными значениями. Данное положение реализуется через введение категории «пятое квазиизмерение» - образ мира, т.е. «наполнение картины мира значениями». Это переход через чувственность за границы чувственности, через сенсорные модальности к амодальному миру и переход от восприятия к познанию. Роль значений - применительно к процессу категоризации, который является «самым общим способом работы с социальной информацией» Значение — важная, но не единственная единица, характеризующая глубинные структуры Образа мира. На ранних этапах жизненного пути личности операциональные характеристики деятельности, связанные со значениями, определяют построение Образа мира (мотивы и цели конкретной деятельности определяют, что будет запомнено), а потом отношения между личностью и деятельностью меняются - сама личность, ее мотивационно-смысловые ориентации на будущее становятся основой выбора мотивов и целей конкретной деятельности, в которой идет дальнейшей строительство Образа мира.

4. Амодальный характер Образа мира. Образ мира неразложим на слуховую, зрительную, тактильную и другие сенсорные модальности. Всякая наличная стимуляция вписывается в амодалъный Образ мира как некоторое целое и, будучи включена в Образ мира, обеспечивает ориентировку поведения субъекта в предметной действительности.

У Асмолова все про память, и по его мнению, вклад памяти в Образ мира прежде всего связан с ориентацией во времени (физическое, биологическое, социальное, психологическое время).

Выход за пределы восприятия, акцентирование на социальной и деятельностной природе образа, включение в образ мира эмоции, мотивации, и т.д.

У Смирнова Образ мира – «некоторая совокупность или упорядоченная система знаний человека о мире, о себе, о других людях, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие». Особое внимание он уделял различиям между «миром образов», миром отдельных чувственных впечатлений и целостным образом мира, в котором мы живем и действуем (что определило непосредственный выход данного подхода за пределы восприятия). Вследствие разделения (образ мира и мир образов), он выделил в образе мира две структуры: поверхностную и ядерную.

Поверхностная структура (представления о мире) – это процессы непосредственного восприятия объектов в различных модальностях. Это то, что АНЛ назвал чувственной тканью (или полем восприятия), которая обладает следующими функциями на этом уровне:

1) непосредственная связь человека с внешним миром, придание реальности образам;

2) служит тем материалом, в котором выражена  «чувственная ткань образа может быть представлена в сознании двояко: либо как то, в чем существует для субъекта предметное содержание, либо сама по себе».

У Петухова «поверхностные структуры образа мира могут оформляться не только чувственно, но и рационально». Данные структуры связаны с познанием мира «как специальной целью», с построением того или иного представления о нем (более или менее глубокого). Если соотнести эту мысль с психологией социального познания, с теорией Московичи, то на поверхностном уровне происходит конструирование образа социального мира, как совокупности социальных представлений.

 

Ядерная структура (представление мира) - отражение более глубоких, существенных характеристик мира (значения). Этот уровень символической знаковой репрезентации мира формируется в индивидуальной психике субъекта на основе усвоения системы общественно выработанных значений, закрепленных в языке, предметах культуры, нормах и эталонах деятельности. Система этих значений и образует отраженное пространство деятельностей человека в реальном мире, которые строятся по законам этого мира, а не произвольно конструируются субъектом. Значение выступает «не как то, что лежит перед вещами, а как то, что лежит за обликом вещей — в познанных объективных связях предметного мира, в которых они только и существуют, только и раскрывают свои свойства». На ядерном уровне не происходит непосредственного конструирования социального мира. «Единицей изучения образа мира является единство ядерных и поверхностных структур, в которых оно проявляется и психологически закрепляется». Внимание на деятельностную, социальную природу образа мира «Первичное становление мотива в целях и целей в средствах деятельности невозможно без ориентировки в плане образа. будучи начатой, деятельность все время оказывает обратное влияние на образ мира, обогащая и модифицируя его. Поэтому в плане развития образа мира деятельность всегда выступает как первичное и ведущее начало». Роль эмоциональной сферы в построении образа мира - открытие индивидом для себя представлений мира, «происходит преимущественно в форме переживаний, чувстве внутренней неопределенности, самоочевидности чего – либо». Эмоциональные переживания сопровождают представление предмета сознанию субъекта, т.е. являются фактором построения образа мира. Социальное содержание образа мира «образ (или представление) мира отражает тот конкретно-исторический – экологический, социальный, культурный – фон, на котором (или в рамках которого) разворачивается вся психическая деятельность человека»