Психологический словарь определяет переживание как:

1.  любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как собственной жизни;

2.  наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям;

3.  форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушения идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования (ближе к взглядам Василюка).

 

Василюк "Психология переживаний".

Традиционно в психологии переживание понималось как переживание-созерцание (непосредственная данность психических содержаний сознанию). Василюк предлагает рассматривать переживание-деятельность.

Переживание возникает вследствие критической ситуации. Критическая ситуацияв которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и т.д.).

Переживание борьба против невозможности за создание ситуации возможности реализации жизненных необходимостей. Переживание – это некая восстановительная работа, оно направлено на обеспечение психологической возможности реализации жизни. Это экстремальный жизненный процесс.

Возможность=осмысленность жизни, невозможность=бессмысленность.

Переживание продуктивный процесс, особая работа по производству смысла.

На уровне бытия переживание – это восстановление возможности реализации внутренних необходимостей жизни; на уровне сознания – обретение осмысленности.

Переживание – это деятельность, т.е. самостоятельный процесс, соотносящий субъекта с миром и решающий его реальные жизненные проблемы (а не психическая функция).

Переживание реализуется внешними (меняют сознание субъекта и его психологический мир) и внутренними (например, эмоции, восприятие – феномены перцептивной защиты, мышление – рационализация, внимание – защитное переключение внимания) действиями.

Оно не ведет непосредственно к реализации жизненных необходимостей, оно направлено на восстановление психологической возможности по их реализации. Если бегущий человек упал, переживание будет соответствовать усилиям, потраченным для того, чтобы встать и продолжить бег. В конфликте переживание перестраивает сознание до тех пор, пока правильный выбор не станет субъективно возможен.

Положительные события также ставят перед человеком задачу переживания в той мере, в какой они, реализуя одну жизненную необходимость, нарушают реализацию других, т.е. в той мере, в которой они создают критическую ситуацию в строгом значении термина.

Василюк - 4 типа критических ситуаций: стресс, фрустрация, конфликт, кризис

Стресс – реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его равновесие.

Фрустрация – психическое состояние человека в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.

Конфликт – ситуация отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Кризис - процессы, связанные с необходимостью изменения модели поведения.

 

Механизм переживания, раз сложившись, может стать привычным средством решения жизненных проблем и пускаться субъектом в ход даже при отсутствии ситуации невозможности.

Василюк - 4 типа жизненного мира и соответствующие им типы переживаний.

1.  внешне легкий и внутренне простой. У субъекта только одна потребность (желание, эмоция), а внешний мир содержит только предмет этой потребности. По типу ребенка в утробе. Переживание гедонистическое (главное - удовлетворить потребность). Этому типу переживаний соответствуют психологические защиты.

2.  внешне трудный и внутренне простой. Внешнее пространство насыщено предметами, но доминирующая потребность одна. По типу маньяка или фанатика. Переживание реалистическое (надо адекватно отражать реальность, чтобы строить деятельность сообразно с ней). Этому типу переживаний соответствует совладающее поведение.

3.  внутренне сложный и внешне легкий. Мотивов и потребностей уже много, среди них надо выбирать переживание ценностное (ценность позволяет сделать выбор). По типу нравственного поведения (трудность мира как бы выносится за скобки, нет ссылок на внешние трудности и неудобства).

4.  внутренне сложный и внешне трудный. Здесь переживание творческое, т.к. идет активное самостроительство личности.

В осуществлении реального процесса переживания обычно участвуют несколько принципов. Важен вопрос адекватности принципа условиям конкретной ситуации. Помочь человеку избрать оптимальный путь – главная задача психологической помощи.

 

Процессом переживания можно в какой-то мере управлять – стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс в идеале вел к росту и совершенствованию личности или по крайней мере не шел патологическим или социально неприемлемым путем (алкоголизм, невротизация, психопатия, самоубийство, преступления).