Первым историческим контекстом, где понятие смысла возникло как научное понятие, было изучение понимания текстов, а первой парадигмой – герменевтика, изначально - учение о толковании скрытых смыслов Священного писания, став постепенно учением о понимании скрытых смыслов. Матиас Иллирийский - различение значения и смысла (слово, текст т.п. имеют одно значение, но контексты могут иметь разные смыслы). Развитие в лингвистике, семиотике и логической семантике.
2 традиции использования понятия «смысл»: смысл как синоним значения, и как оппозиция значению.
Родоначальник оппозиции «значение-смысл» - Готлиб Фрег. Значение – реальность, которую обозначает или суждение, о которой высказывает текст (знак); смысл – способ задания значения.

При различии трактовок смысла в контексте проблемы понимания текстов, можно выделить общее: в отличие от значения, смысл всегда указывает на замысел, задачу, интенцию.

Вторым исторически контекстом стала проблематика феноменологического анализа сознания. У основателя феноменологического направления Гуссерля проблема соотношения значения и смысла неоднозначна: четкое их различение отсутствует. Источником, приписывающим смысл вещам, является сознание, упорядоченный опыт. Наше бытие и жизнь нашего сознания придают миру смысл. 2 направления феноменологического анализа: ноэтическое, или описание акта переживания, и ноэматическое, или описание того, что пережито. Под ноэзисом понимается направленность сознания на объект, под ноэмой – сам объект как носитель смысла.

Его ученик Шпет - обосновывает несовпадение: смысл явления заключает в себе правило раскрытия вещи в ее бытии. понятие «внутреннего смысла», благодаря которому в нас возникает чувство собственного места в мире.

Другой его ученик Хайдеггер, называет смыслом то, что артикулируется в языке и речи. Смысл проявляется или строится в пространстве сознания, является феноменом сознания. Мир предстает как глобальный смыслообразующий контекст.

Они используют смысл в контексте проблемы познания внешней реальности.

Ясперс - говорит о смысле как о понятии, характеризующем взаимосвязь психических явлений в душевной жизни человека, в его личном мире. Смысл – предмет не объяснения, а понимания: прежде чем понять саму душу, мы должны понять этот смысл.

Ж.-П. Сартр говорит об аффективном смысле как о чувстве, возникающем в процессе восприятия некоторого объекта. Смысл – феномен бытия, он сам обладает бытием, на основании которого он обнаруживается. В более поздних работах Сартр обращается к постижению смысла человеческих поступков через понимание.

Мерло-Понти - понятие смысла как основного организующего принципа поведения живых систем. Среди переменных, от которых зависит поведение, ему видится смысловая связь. Смысл явления выводится из его интенциональной направленности.


Третий контекст связан с проблематикой экзистенциального смысла человеческого бытия. Тиллих - человек есть человек потому, что обладает способностью понимать и формировать свой мир и самого себя в соответствии со смыслами и ценностями. Человек живет «внутри» смыслов, внутри того, что имеет значимость. Утрата человеком смысла вызвана утратой духовного центра и порождает специфическую форму тревоги. Тревогу сомнения и отсутствия смысла он считает тревогой нашей эпохи. Выход – акт веры – принять отсутствие смысла, сохраняя мужество быть собой.

Понятие смысла у Бахтина означает укорененные в культуре смыслы, трансцендентные индивидуальному существованию. Он противопоставляет смысловую организацию жизни организации ее во времени, смысл дает человеку вневременную опору.

 

Четвертый контекст подразумевает постановку проблемы смысла человеческих действий и других невербальных проявлений. Дильтей, введя понятие живых переживаний как единиц анализа жизни в целом, приписывает им осмысленность, обусловленную их местом в контексте жизни как целого. Индивидуальная структура психической жизни может быть понята только с помощью интерпретации смысла жизненных проявлений. Понять человек можно только через понимание смысла его жизненных проявлений во внешних формах.

В психологию понятие смысла пришло из донаучных попыток объяснения человеческого поведения, основывавшихся на здравом смысле и представлениях обыденного сознания. Первой научной системой психологии, обратившейся к понятию смысла, стал психоанализ. Направленность на раскрытие смысла поступков и непроизвольных реакций человека является главной характеристикой психоанализа.

У Фрейда - понятие смысла, включенное в ряд объяснительных понятий научной психологии.

4 трактовки смысла.

1) смысл сновидения или смысл символа – это мыслительный процесс, который этим символом или сновидением замещается.

2) отождествление смысла с намерением данного психического акта.

3) указание на значимость этого акта.

4) отождествление смысла действия с лежащими за ни мотивами.

Грани смысла:

а) акт обладает для субъекта значимостью т.к.

б) он замещает собой другой психический акт, который указывает нам на

в) цель, лежащую в его основе. Она порождается

г) аффективным переживанием, имевшим место в истории человека.


Адлер – индивидуальная психология как учение о смысле человеческих действий, о смысле, который индивиды придают миру и самим себе. 3 фундаментальных жизненных проблемы: труд, дружба и любовь. Смыслов столько же, сколько и людей. Смысл возможен лишь в коммуникации.

 

Юнг - люди стоят перед задачей обнаружить смысл, благодаря которому они вообще могут жить. Человек может претерпеть тяжелые испытания, если он видит в них смысл. Вся трудность заключается в создании этого смысла. Тот или иной смысл жизни складывается к определенному возрасту у всех людей и может при этом не осознаваться.


Представления о смысле как о жизненной задаче - Франкл. учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям. Отсутствие смысла порождает у человека состояние - экзистенциальным вакуумом, которое является причиной ноогенных неврозов. человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни, а сама жизнь ставит такие вопросы, и человеку нужно ежечасно отвечать на них – не словами, а действиями.

Представление о ценностях – смысловых универсалиях, образовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций. 3 группы ценностей: ценности творчества, то есть, то, что мы даем жизни; ценности переживания – то, что мы берем от мира; и ценности отношения, которым отдается приоритет. Вопрос о том, как человек находит свой смысл, является ключевым для практики логотерапии.

Далее необходимо осуществить смысл. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Человек до последнего мгновения так и не знает, удалось ли ему осуществить смысл своей жизни.

Понятие сверхсмысла – того целого, в свете которого приобретает смысл человеческая жизнь, то есть смысл Вселенной, смысл Бытия, смысл истории. Человеку приходится мириться с невозможностью охватить бытие в целом, понять его сверхсмысл.

Смысл жизни всегда может быть найден. Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами.


Ройс и Пауэлл. Личностный смысл - видение, которое каждый из нас должен создать для себя.
Связь с мировоззрением.

 

Феникс связывает сущность человека с его направленностью на осуществление смысла. Все многообразие сводится к шести смысловым реальностям: символике (языковые и другие символические структуры), эмпирике (фактическое знание о действительности), эстетике (разные виды искусства), синноэтике (значимые межличностные отношения), этике (моральные обязательства), синоптике (интегративные смыслы). Эти смысловые реальности являются частями единой иерархической смысловой системы. Смыслы как предмет обучения.


Смыслы в экзистенциально-аналитической теории Бьюнженталя производны от нашего бытия в мире. Мы конструируем смыслы событий, исходя из того, кем мы являемся и чем являются объекты, включенные в это событие. понятие жизненности. Ключом к нашей более витальной жизненности является смысл.


Смыслы как неотъемлемая часть самих механизмов сознания и деятельности человека. Наиболее удобно разбить подходы на три группы:

1) смысл действия задается объективными отношениями;

2) смысл как чисто субъективная интерпретация действительности;

3) смысл задается социальной общностью.


1) Левин, описывает явления в терминах валентности или требовательного характера объектов. Источником требовательного характера объектов выступает потребность (или квазипотребность). влияние валентности на поведение. Отождествление валентности и требовательного характера с понятием смысла обоснованно, так как данные понятие стоят гораздо ближе к понятию смысла, чем сегодняшнее понятие «валентности».


Теория поведения Нюттена. Понятие смысла похоже на понятие требовательного характера и валентности. Поведение соотносится с осмысленной ситуацией в осмысленном мире. Среда, объекты и ситуации имеют лишь смысл в отношении к действующему объекту. Смысл конструируется отношением между ситуацией и мотивацией. Истоки смысла надо искать не только в прошлой истории субъекта, сколько в актуальных поведенческих структурах.


Экзистенциальная теория человеческого поведения Р. Мэя. Человек сам создает свои смыслы, но на основе более широкой социальной смысловой матрицы, в которой он живет. Чтобы понять поведение человека, надо раскрыть его смысл. Смысл влияет на поведение опосредованно, через процессы когнитивной репрезентации действительности в сознание.

2) Теории, где смысл рассматривается исключительно как феномен сознания. теория личностных конструктов Дж. Келли. Конструкты представляют собой субъективные параметры категоризации и оценки событий, которые не обязательно могут быть выражены в словесной форме. Развитие личности заключается, по сути, в развитии, обогащении, уточнении личностных конструктов. Этот процесс происходит непрерывно у каждого человека. познание конкретной индивидуальности каждого человека. Смыслы событий являются чисто субъективными и лишь проецируются в мир. Осмысленность жизни Келли связывает со способностью видеть настоящее в прошлом, будущее в настоящем.

Другую позицию занимает феноменологическая психология, которая описывает жизнь замкнутого в себе сознания.


3) смысл рассматривается под социальным углом зрения. в плоскости отношения индивида с другими людьми. концепция самообучающейся личности Л. Томас и Ш. Харри-Аугстайн, этогенетический подход Р. Харре, социальная экология Шоттера.


концепция самообучающейся личности делает акцент на социальной природе смыслов. центральным для понимания человека является истолкование личностных конструктов. Люди ищут смыслы. Созидание смыслов, процесс достижения личностного знания и есть обучение.

теории социального поведения Р. Харре. Поведение человека детерменированно системой правил, функционирующих в данной культуре. Ключевая роль принадлежит не внешним физическим характеристикам, а их социальным смыслам. Социальные смыслы являются относительно универсальными, независимыми от конкретной культуры. Люди стремятся, помимо всего основного, придать смысл своему социальному опыту; придавая смысл своему действию, человек тем самым относится к другому, как к человеку; тем самым это отношение становится социальным.

Личностные аспекты действия - в теории Дж. Шоттера. «герменевтический» подход, направленный на раскрытие смыслов действий для субъекта. Есть действия, смысл которых не ясен и самому субъекту. Задача психолога пролить свет на смысл этих действий. внимание онтогенезу способности придавать смысл своим действиям. Ключевую роль отводит матери, точнее, процессам взаимодействия в неразделимой психологической целостности ребенок-мать. Также, чтобы быть самим собой, человеку нужен другой, мне нужен ты – чтобы видеть, что мот движения отзываются в тебе, чтобы быть уверенным, что мои действия имеют смысл.

В отечественной психологической традиции мы обнаруживаем понятие смысла в работах ЛСВ. понятие смысла в виде оппозиции «смысл-значение», анализирует их соотношение в разных видах речи, выделяя феномен - влияние смыслов (в одном слове может содержаться смысловое содержание целого произведения). смысл может быть отделен от слова. сознание в целом имеет смысловое строение. понятие смысла обнаруживается у Выготского в понятии переживания. Переживание Выготский рассматривает как единицу изучения личности и среды в их единстве.

Основное расхождение между трактовками переживания у ЛСВ и АНЛ в том, что АНЛ вводит деятельность как необходимое опосредующее звено, обусловливающую качественную определенность переживания.


АНЛ. Проблема смысла была вынесена из плоскости сознания в плоскость порождающих это сознание реальных жизненных отношений субъекта. В качестве одной из основных черт смысла он отмечал его неустойчивость, подверженность изменениям. Многочисленные факты позволили ему прийти к заключению о том, что динамика смысла обусловлена динамикой деятельности субъекта. Смысл сам по себе не может связать сознание с внешним миром; реально эту функцию выполняет деятельность. Начиная с этого времени понятие смысла прочно становится одним из ключевых объяснительных понятий психологической теории деятельности. Дальнейшее развитие целесообразно разграничить на три аспекта рассмотрения смысла: структурный (место личностного смысла в структуре деятельности, сознания и личности); генетический (закономерности, факторы и детерминанты порождения смысла); и функциональный (место и роль смысла в процессах сознания и деятельности, о его влиянии на протекание деятельности).

Конечным источником смысла выступают реальные жизненные отношения, в которые включен субъект; смыслообразующим фактором выступает мотив деятельности. Дальнейшее развитие представлений о смыслообразовании касается больше мотивов, чем собственно смыслов. Водится понятие смыслообразующей функции мотива наряду с побудительной его функцией и различение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. АНЛ в в конкретном анализе практически не выходил за пределы связки смысл-мотив.

Линия функционального анализа, понятие смысла выступает как объяснительное. Изменение смысла отождествлялось с изменением мотива; связь смысла с мотивом была однозначной (но не везде – феномен «горькой конфеты»).

Четкое разделение мотива и смысла удалось в психологическом эксперименте Неверович, который показал, что побудительная сила одного и того же мотива зависит от характера его связи с целью действия.

К линии развития представлений о личностном смысле под функциональным углом зрения относится цикл исследований мыслительной деятельности Тихомирова.

 

Этап следующий

Чрезмерная обобщенность понятия «смысл» и необходимость его дифференциации отмечены Вилюнасом.

Одновременно Асмолов вводит понятие смысловой установки, в форме установки получают выражение личностно-смысловые отношения. Смысловая установка является выражением личностного смысла в плане деятельности и представляет собой готовность к совершению определенной деятельности.

Свойства смыслового образования: его производность от реального бытия субъекта; его объективной позиции в обществе; предметность; независимость от осознания. определение смысловых образований. Это порожденные развитием деятельности субъекта психические образования, в которых в специфической форме отражено пристрастное, индивидуализированное отношение субъекта к миру.

Представлений о структурной организации смысловой сферы личности Братусь,Столин, Асмолов.
концепция личностного смысла – смысловых образований – смысловой сферы личности занимает прочное место в системе научной психологии.


Общих положений деятельностного подхода:

·        Смысл порождается реальными отношениями, связывающими субъекта с объективной действительностью.

·        Непосредственным источником смыслообразования являются потребности и мотивы личности.

·        Смысл обладает действенностью, то есть выполняет функции регуляции практической деятельности.

·        Смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему.

·        Смыслы порождаются и изменяются в деятельности, в которой и реализуются реальные жизненные отношения субъекта.

за понятием смысла скрывается не конкретная психологическая структура, допускающая однозначную дефиницию, а сложная и многогранная смысловая реальность, принимающая различные формы и проявляющаяся в различных психологических эффектах.