Шарлота Бюлер, Маслоу, Карл Роджерс. Маслоу. Гуссерль, Ясперс, Хайдеггер и др.  Жан-Поль Сартр.Виктор Франкл

 

Гуманистическая психология (ГП) – направление в психологии, изучающее целостного человека в его высших сущностных проявлениях. (Основные: креативность, любовь, высшие ценности, автономия, выбор, ответственность, самоактуализация, психологическое здоровье и др

возникла в США в конце 1950-х . Маслоу. Это был союз ученых, разделяющих общие воззрения на человека и на методологию психологического исследования, основой для союза стал протест против двух популярных в середине века подходов – психоанализа и бихевиоризма. В обоих подходах человек оказывается редуцированным к какому-то одному пласту его психической жизни, а специфические человеческие качества оставались за пределами изучения. Именно их поставила в центр интересов ГП.

ГП стала не только научной парадигмой, но и общекультурным явлением. Основные проблемы массового сознания американцев – чувство страха перед будущим, пессимизм, одиночество и отчужденность, ощущение утраты смысла жизни. Эти проблемы выступили как социальный запрос, на который попыталась ответить ГП.

Идеология ГП направлена против механистического подхода к человеку, перенесенного в психологию из естественных наук. Основатели ГП поставили задачу построить новую методологию познания человека.

Цели ГП:

1)Концентрация внимания на переживающем индивиде и тем самым на переживании как первичном феномене в изучении человека.

2) Выбор проблем и процедур для исследования по критерию осмысленности , отказ от приоритета объективности.

3) Акцент на специфических человеческих качествах:  выбор, самореализация и т.д.

4) Культивирование ценности и достоинства человека, заинтересованность в развитии потенций, заложенных в каждом человеке.

Неясность перспектив решения этой задачи обусловлена теоретической и методологической разноголосицей внутри движения.  ГП была объектом критики с самого начала своего становления. Основные пожелания в сторону ГП:

1.  Преодолеть разобщенность теорий (однако ситуация не изменилась);

2.  Диалог с другими направлениями в психологии (в середине 80-х);

3.  Много риторики, мало солидных исследований, имеющих продуктивный выход;

4.  Нужны проверяемые гипотезы и надежные рабочие инструменты для исследования.

(3, 4) – ГП реализовала отчасти. 

ГП  создала в проф. сообществе атмосферу гуманистического видения человека,. Но ГП потерпела неудачу в создании своей специфической методологии познания человека: использование психологами-гуманистами традиционных техник не содержит в себе принципиальной новизны.

 

В русле ГП выделилось экзистенциально-феноменологическое направление (ЭП). в Европе. Представители: Р. Мей, М. Бубер, Дж. Бьюдженталь, В. Франкл, Э. Фромм. И. Ялом.

Ключевое понятие ЭП – «существование», «экзистенция». Мамардашвили: «Экзистенция – это то, что ты должен сделать сейчас, здесь. Она исключает откладывание на завтра или перекладывание на плечи ближнего.. Ты должен сам.» У меня всегда есть выбор, как вести себя в данной ситуации в данный момент времени. Главное в понятии экзистенции – идея отсутствия предзаданности того, что происходит здесь-и-теперь.

Другое важное понятие ЭП – «жизненный мир». Пребывание человека в конкретной ситуации – это некая «голограмма», в которой отражается мир в целом. Действия человека в каждой ситуации регулируются переживанием смысла имеющихся альтернатив, а в смысле каждого конкретного действия для человека сходятся все его жизненные отношения. Для человека в каждый данный момент присутствует весь мир.

ЭП акцентирует конфликт, обусловленный конфронтацией человека с данностями существования.

Ялом выделяет 4 «конечные данности» (проблемные области человеческой жизни) которые изучает ЭП: 

1.  проблема жизни и смерти

2.  свобода, ответственность и выбор

3.  общение, любовь и одиночество

4.  смысл и абсурд.

 

Экзистенциальное направление можно отделить от условно называемого «личностно-центрированного» (авторы Маслоу, Роджер и др.) – расстановкой акцентов:

1.  По Роджерсу и Маслоу, природе человека присуща некая внутренняя сила – «тенденция к актуализации», направляющая его развитие в сторону наиболее полного раскрытия заложенных в нем возможностей. Для реализации этих потенций нужны лишь благоприятные условия.

ЭП считает, что такой силы нет, а направление развития человека определяется исключительно выборами, которые он делает. Неправильный выбор, плохое осознание альтернатив, бегство от ответственности за свой выбор – предпосылки «нездорового» развития. «Существование предшествует сущности». человек «есть лишь то, что сам из себя делает».

Т.о. ключевое противоречие двух подходов – это методологическая несовместимость двух точек зрения на детерминанты развития личности: все предзадано – все начинается с нуля.

2.  По Роджерсу и Маслоу, чел приходит в мир, будучи наделенным от природы определенными потенциями. И социум больше препятствует, чем способствует самоактуализации личности.

В ЭП человек наоборот обретает свои сущностные качества во взаимодействии с внешним миром. Другие люди являются непременным условием самоактуализации индивида. Франкл: «Если человек хочет прийти к себе, его путь лежит через мир». Чел и мир являются единым целым в их взаимообусловленности.

3.  Сфера этики – проблема добра и зла. Роджерс настаивал, что природе человека изначально присуще добро, а источник зла лежит во внешней реальности. Мей возразил ему, что тогда зло вообще нельзя объяснить.

С точки зрения ЭП, человек априори не расположен ни к добру, ни к злу. Он сам выбирает (творит) и то и другое. Человек открыт и добру и злу.

По Фромму, чела характеризует стремление к самотрансценденции, потребность как-то утвердиться среди людей. Позитивная форма реализации этого стремления – творчество. Но если человек по какой-то причине оказывается неспособным самореализоваться через творчество, то сохраняющаяся потребность реализуется через разрушение. И здесь содержится момент выбора – пойдет чел человеческим путем или нет.

4.  Критика ГП со стороны Франкла: Самоактуализация – не самоцель. Подобно счастью, актуализация является лишь следствием осуществления смысла, который человек находит во внешнем мире. Человек обращает свои помыслы к самоактуализации, только если он промахнулся мимо своего призвания.