Линия Декарта - классич идеал рац-ти, идеи рефлекторного рассмотрения психики, утверждает постулат непосредственности; дана в бихевиоризме Павлова, Бехтерева и Уотсона; образ человека как машины.

ЛСВ - появление работ Спинозы - коперниканская эволюция в психологии.

у Декарта проблема страстей выступает - как проблема физиологическая и проблема взаимодействия души и тела,

у Спинозы  эта проблема выступает - как проблема отношения мышления и аффекта, понятия и страсти.

Декарт стоял на стороне натуралистической и объяснительной y,  

Спиноза – на стороне антинатуралистической и описательной y.

 

Декарт придерживался дуализма, существование двух субстанций – материи и духа, или бытия и сознания,

Спиноза был монистом, т.е. отстаивал принцип абсолютного их единства. бытие и мышление – атрибуты одной субстанции, Бога. Бог и есть мир, природа.

Декарт

Психика - внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое – духовное бытие. В качестве метода использовал систематическое сомнение. Отвергает представления о «Я» как о состоящем из души и тела, так как нет теоретических доказательств обладания ими. Есть одна субстанция Я (истинная) - сомневающаяся, ей приписывает акт мышления. метод рассмотрения своих субъективных состояний. Мышление - «все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить».  Душа – мыслящая субстанция, вся сущность которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души – желания и воля, не связаны с телесными процессами. + внутренние эмоции души, интеллектуальная радость познания. Душа соединена с телом, с мозгом – она помещена в гипофизе.

Тело отождествил с материей, сознание – с духом. Материя обладает качеством протяженности. Она создана богом. Телу он также приписывал свойства делимости, протяженности и перемещения в пространстве. Дух - неделим. Каждая из этих субстанций не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Душа может существовать отдельно от тела, но в действительности существует только в связи с ним. Различение души и тела: то, что мы испытываем таким образом, что можем допустить это в терминах неодушевленных, должно приписывать телу, а что не можем – душе.

Страсти продукты соединения души и тела: голод, жажда, восприятие. Природа страстей двойственна: она включает телесный компонент и мысль о предмете. Причина страстей – движение животных духов, приводящие к физиологическим изменениям в организме. Источники страстей– воздействие внешних предметов. Чувства предметны.

Первичные и вторичные страсти. Первичные: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Они сигнализируют телу, что полезно, а что вредно. Вторичные - образуются при жизни (например, уважение и пренебрежение – род удивления, а ревность – вид страха).  Страсти обеспечивают единство души и тела, но могут стать и источником заблуждения. страсти нужно воспитывать, путем развития разума и воли. Среди таких средств – размышление и искусство.

Декарт ввел понятие рефлекса и положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части действий человеческих. Тепло и движения принадлежат только телу и не зависят от души. Работу тела описывал механистически и материалистически, использовал для объяснения влияния нервов на движения мышц категорию «животных духов» - маленьких и быстрых частиц. Направленность духов обуславливается внешним воздействием, а также неодинаковой подвижностью и разнообразием духов. Таким механизмом объясняются все движения, происходящие без участия воли. Непроизвольные движения он объяснял рефлекторным механизмом.

Спиноза

разработал монистическое учение. есть одна субстанция: то, что существует само в себе и представляется само через себя. Существование субстанции и ее сущность – одно и то же.

Сущность – характеристика вещи, то без чего она перестает быть тем же самым. Существование – это есть что-либо или нет. Субстанция – это бог, природа (панпсихизм). Для человека познаваемы только два атрибута – протяжение и мышление. В протяжении вещь выступает как тело, в мышление – как душа предмета. Душа и тело составляют, таким образом, один и тот же индивидуум (мыслящее тело). разрешает дуализм Декарта.

Мышление человека считал проявлением мышления как атрибута субстанции. Протяженность и мышление у него не воздействуют друг на друга (как у Декарта), а соответствуют друг другу.

4 способа познания:

   по наслышке;

   от беспорядочного случайного опыта;

   от общего к частному;

   непосредственное восприятие сущности через познание ее ближайшей причины.

3 типа познания:

Познания первого рода – мнение и воображение; существуют в виде образов. Это познание смутное и искаженное, а также абстрактные знания.

Познания второго рода – общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуальных особенностей обозначаемых объектов.

Интуитивное познание – знание сущности вещей. в котором конкретное и индивидуальное выступает в их подлинном единстве.

Аффекты – естественные проявления природы. Под атрибутом мышления аффекты – это ложная, внушенная окружающими вещами идея, в которой утверждается неадекватная реальной способность тела существовать и действовать. Под атрибутом протяжения аффекты – это состояния тела, в которых вследствие воздействия других тел преувеличивается или преуменьшается действительная возможность этих тел существовать и действовать.

3 первичных аффекта:

   желание,

   удовольствие,

   неудовольствие.

Аффекты вводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей. Бороться - путем познания истинной сущности вещей. Условием обуздание страстей является возникновение аффекта высшего удовлетворения, достигаемого путем познания второго и третьего рода. Механизм возникновения аффекта: прямое (влияние внешних причин) и механизм ассоциации (вследствие сопереживания).