По Лотману

Культура — все, что создано человеком. Природа остается естественным условием обитания человека, тогда как культура составляет искусственное, созданное им самим условие собственного бытия. Культура - опосредствует отношения человека с природой. Культура отличает образ жизни человека от образа жизни любых других живых существ. Культура — способ организации человеческой жизни в природе. культуротворческая роль человеческой психики находится под воздействием культуры. Тесная связи психики и культуры - понятия и принципы пси приобретают значение предельных оснований культуры, оживляя, обогащая и разнообразя ее смысловые выражения.

Асмолов - на позиции социального конструктивизма и природа человека исправима. Какие бы у вас ни были гены, они только предпосылки того или иного человеческого типа. Человека создает культура. Если фундаментом культуры станет толерантность, это не будет означать, что мы заставляем человека поступать так-то и так-то. Просто предлагаем ему такой путь развития. В культуре работает механизм самосбывающихся пророчеств: какой мы будем считать нашу страну, такой она и будет.

Лотман - литературовед, культуролог, искусствовед, семиотик, глава тартуско-московской структурно-семиотической школы гуманитарных исследований.  Идеи о феномене культуры, русской культуры в частности. Выделяет ее конструктивные особенности: сложность, изменчивость, непредсказуемость и одновременно устойчивость, наличие адаптационных возможностей, способности к самоорганизации. Противоречивость - условие ее существования. Принцип противоречий, как и тезис о сложности мира, обращен на поведение человека, на проблему выбора, необходимости выработки самостоятельной жизненной позиции. Необходимость меняться, не теряя при этом внутренней цельности, принимать вызов обстоятельств.

Задачу «создания личности, способной жить в новых, неожиданных для нее обстоятельствах», приписывал школе, науке и культуре в целом. Мифологизацию истории, догматизм мышления, неспособность к открытому, непредвзятому восприятию действительности (что свойственно массовому сознанию) - результат невежества, невоспитанности и внутренней несвободы. В процессе познания - способ обретения свободы. Поэтому критическое мышление, присущее науке, множественность точек зрения, присущие искусству, считал важным условием формирования творческой личности, человеческой личности, как таковой. Постоянное движение, отсутствие готовых решений, право на ошибкуусловия динамики — в жизни отдельного человека и в культуре в целом.

Произведения культуры задают программы поведения. Культура умеет высвечивать самые неприглядные явления, позволяет человеку смеяться и над ними, и над собой. культура и образование должны стать фабрикой социальных норм. Пока государство и общество не осознают это, мы будем сталкиваться с экстремизмом.

соотношение "литературы" и "жизни": воздействия литературы на жизнь и формирование человеческой судьбы.

 «ДЕКАБРИСТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (Бытовое поведение как историко-психологическая категория)»: исторические закономерности реализуются не автоматически. В сложном и противоречивом движении истории скрещиваются и противоборствуют процессы, в которых человек является пассивным, и те, в которых его активность проявляется в прямой форме. Если мы изучаем историю с точки зрения деятельности людей, нам невозможно обойтись без изучения психологических предпосылок их поведения.

Есть специфические формы исторического и социального поведения, эпохальные и социальные типы реакций, представления о правильных и неправильных, разрешенных и недозволенных, ценных и не имеющих ценности поступках. стыд, страх, честь. К сознанию человека подключаются этические, религиозные, эстетические, бытовые и другие семиотические нормы, на фоне которых складывается психология группового поведения.

Группового поведения как такового не существует в реальности. Нормы языка реализуются и одновременно нарушаются в тысячах индивидуальных говорений, групповое поведение складывается из выполнений и нарушений его в системе индивидуального поведения многочисленных членов коллектива. Нарушения общепринятых норм поведения - резко различались. норма и ее нарушения не противопоставлены, они переходят друг в друга. Возникают правила для нарушений правил и аномалии, необходимые для нормы.

Реальное поведение человека колеблется между этими полюсами. При этом различные типы культуры дикуют субъективную ориентированность на норму (высоко оценивается "правильное" поведение, жизнь "по обычаю", "как у людей", "по уставу" и пр.) или же ее нарушение (стремление к оригинальности, необычности, чудачеству, юродству, обесцениванию нормы амбивалентным соединением крайностей).

Поведение людей всегда многообразно.

Психика каждого человека представляет собой сложную, многоуровневую структуру, с многообразными частными упорядоченностями, возникновение двух одинаковых индивидов практически исключается.

Практически для общества существуют не все поступки индивида, а лишь те, которым в данной системе культуры приписывается некоторое общественное значение. общество, осмысляя поведение отдельной личности, упрощает и типизирует его в соответствии со своими социальными кодами. Одновременно личность как бы доорганизовывает себя, усваивая себе этот взгляд общества, и становится "типичнее".

Каждый человек в своем поведении реализует не одну какую-либо программу действия, а постоянно осуществляет выбор, актуализируя какую-либо одну стратегию из обширного набора возможностей. Каждый отдельный декабрист в своем реальном бытовом поведении отнюдь не всегда вел себя как декабрист - он мог действовать как дворянин, офицер, мужчина, русский, и т.п.

В этом сложном наборе возможностей существовало некоторое специальное поведение, особый тип речей, действий и реакций, присущий именно члену тайного общества.

Исторические закономерности реализуют себя не прямо, а через посредство психологических механизмов человека.

Процесс обучения являлся «воздухом культуры», залогом и условием ее существования, естественной формой духовной жизни. Обучение-воспитание, в первую очередь, форма общения. Общение — это всегда диалог, взаимодействие («работа вместе» — как сказано в статье «Чему же учатся люди»), основанное на терпимости и любви. Педагог призван к тому, чтобы создать вокруг себя атмосферу культуры.

 

Социогенез — происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми. Закономерности С. являются предметом исторической психологии, изучающей психологические особенности становления познания, мировосприятия, строя личности, усвоения обычаев и ритуалов в разные эпохи и др. С позиций идеализма С. изучался В. Вундтом, использовавшим при анализе психологии народов метод изучения продуктов человеческого мышления. Изучение С. в русле психоанализа(3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) и во французской социологической школе (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль и др.) не позволило вскрыть его реальные механизмы, они либо описывались по типу механизмов развития психики отдельного индивида, либо сводились к духовному общению между людьми. в марксистски ориентированной психологии, С. трактуется как процесс, обусловленный трудовой деятельностью в рамках конкретной общественно-экономической формации. Это позволило выявить изменения психики при переходе от антропогенеза к С., закономерности С. высших психических функций в их общем историческом развитии, специфику строения сознания в разных общественно-экономических формациях. Разработка проблем С. представляет собой непосредственное воплощение принципа историзма в современной психологии.