ПОВЕДЕНИЕ — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Сначала П. - на основе механистического детерминизма, П. трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин) позволило объяснить целесообразность П. живых существ, разработка объективных методов исследования П.

На основе биологического детерминизма - учение о ВНД животных, синонимом которой И. П. Павлов считал П.

Бихевиоризм противопоставил П. сознанию, предметом пси является П., которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. В дальнейшем внесли в эту схему коррективы (см. Необихевиоризм).

В советской психологии П. - имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, опосредствованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичной формой которой является труд, а атрибутом — общение. Своеобразие П. зависит от характера взаимоотношений индивида с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентации, ролевых предписаний.

П. изучается другими науками: биологическими, социальными, кибернетикой.

Факты поведения (Гиппенрейтер):

1/ внешние проявления физиологических процессов.

2/ Движения и жесты.

3/ Действия – крупные акты поведения, имеющие определенный смысл.

4/ Поступки – крупные акты поведения, имеющие социальное звучание.

3 этапа развития бих-ма: классический бих-м (1913 - начало20-х гг.) – Уотсон; необих-м (с 30-х гг по 60-ые гг) – Толмен, Скиннер и оперантный бихевиоризм, Миллер и субъективный бихевиоризм; социальный бих-м (60-ые гг) - Бандура, Дж.Роттер.

1. классический бихевиоризм Дж. Уотсон - сознание нельзя наблюдать извне, сознания нет для науки. То, что можно наблюдать извне, - поведение. Сознание принадлежит исследователю, у изучаемого объекта сознания быть не должно. Поведение - двигательная активность человека и животных. Опирается на учение  Павлова о безусловных рефлексах. Новые, сформированные при жизни субъекта реакции - условные (обусловленные) реакции. В основе обуславливания - ассоциация. Павлов: классическое обусловливание - сочетание безусловных и условных (сначала нейтральных) реакций. Правила классического обусловливания:

1/ безусловный стимул должен быть достаточно интенсивным. Сочетание безусловного и условного стимулов должно быть достаточно частым. Наибольший эффект: безусловный стимул идет сразу же после условного.

2/ Механизмы обобщения и дифференциации. Сначала идет обобщение - субъект реагирует на любой сходный стимул. Затем - дифференциация (различение).

3/ Угасание и спонтанное восстановление. Если нет подкрепления - выработка реакции угасает. Может быть спонтанное восстановление через некоторое время.

Стадии: выработка - угасание - спонтанное восстановление - повторное угасание. Пример с маленьким Альбертом.

Классификация реакций: приобретенные-наследственные, внутренние (скрытые)-внешние (наружные).Внешние приобретенные – игра в теннис, открывание двери; Внешние наследственные – хватание, чихание, инстинкты и эмоции; Внутренние приобретенные – мышление; Внутренние наследственные – реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении. Инстинкт – приспособления вызванные стимулами внешнего порядка. Эмоции – приспособления вызванные стимулами внутреннего порядка и относятся к телу субъекта (например покраснение). Наблюдения за новорожденными – число сложных незаученных реакций при рождении и вскоре после него невелико и не может обеспечить приспособление Практически поведение является результатом обучения. Отсюда навык и научение – главные проблемы бихевиоризма. Речь и мышление рассматриваются как виды навыков. Навык – индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основа – элементарные движения, которые являются врожденными. Новый элемент в навыке – это связывание воедино или объединение отдельных движений, таким образом, чтобы произвести новую деятельность. Удержание навыков составляет память. Мышление– всем телом (всегда можно зафиксировать физиологические кореляты мышления: 1. Скрытая деятельность рук (мануальная система реакций); 2. Скрытые речевые реакции: 3. Висцеральные реакции (реакции внутренних органов) – нет чистой мысли которая бы облечена в скрытые физиологические – может быть физические – процессы.

Торндайк:кошка, пробы и ошибки. особенности: а) готовность организма продолжать пробы и ошибки; б) постепенно избирание наипростейшего акта (обучаемость). цель – выйти на свободу. Обучаемость – показывает познавательный аспект поведения – понятливость. Организм действует как целое (пластичность (выбор и замена средств), намеренность (готовность к продолжению действия для достижения цели, предполагает возможность широкого переключения с одной сенсорной системы на другую). Первичными причинами поведения являются стимулы из окружающей среды и исходные физиологические состояния. Они действуют через детерминанты поведения. Детерминанты поведения: а) непосредственно находящиеся в нем объективно определяемые цели и познавательные процессы; б) цели и познавательные способности самого индивида; в) приспособительные акты, они заменяют актуальное открытое поведение (вследствие чего коррекция а)-детерминант и изменение поведения). Когнитивная карта– это структура, которая складывается в мозгу животного в результате переработки поступающих из вне воздействий. Она включает сложную сигнификативную структуру соотношения между стимулом и целями и определяет поведение животного в ситуации актуальной задачи. Совокупность таких карт позволяет адекватно ориентироваться в ситуации жизненных задач в целом, в том числе и для человека.

1.Психология - это объективная отрасль естественной науки, которая должна заниматься поведением; сознание - проблема для философии.

2.Задача психологии - предсказание поведения и контроль за ним. стимул (S) - реакция (R). Пример: нужно заставить человека чихнуть - мы распыляем толченый перец в воздухе.

3. поведение человека, и поведение животного ничем не отличаются. Поведение - это реакции организма на какие-то стимулы; совокупность мышечных и железистых реакций. Уотсон производил классификацию всех реакций по двум основаниям: 1) являются ли они приобретенными или наследственными; 2) внутренними, неявными (эмоции, железы внутренней секреции, покраснения кожи и т.д.) или внешними, явными. Отсюда выделяются четыре типа реакций: внешние приобретенные (игра в теннис), внутренние приобретенные (мышление как свернутая речь), внешние наследственные (чихание), внутренние наследственные (железы внутренней секреции). Наследственные реакции – безусловные рефлексы, приобретенные – условные. Врожденные реакции по законам перестановок и сочетаний интегрируются и превращаются в условные. число врожденных реакций невелико. Например, базовые эмоции - страх, гнев (неудовольствие) и любовь (реакция удовольствия), все остальные он называет приобретенными (результат перенесения). Фактически поведение является результатом обучения. Бихевиористы отвергают существование врожденных форм поведения или наличия специальных способностей (художественных, музыкальных и т.д.). навык и научение становится главной темой бихевиористов.

Теория наученияНавык – индивидуально приобретенное или заученное действие. Удержание навыков составляет память. Научение - установление связи между стимулом и реакцией, а период научения - закрепление этой связи. Важнейшим условием образования связи является одновременность в действии безусловного и условного стимулов(принцип обуславливания). Процесс: у нас есть некий стимул (безусловный - вид пищи), который вызывает реакцию – слюноотделение; вводится второй стимул - звук, который тоже вызывает реакцию; далее происходит совмещение стимулов во времени; в результате на второй стимул возникает первая реакция. Образование навыка у человека имеет ту же природу что и образование навыка у животного, у человека навыки лишь сложнее. Методы: наблюдение, эксперимент, метод тестирования (реакции на раздражители), словесные отчеты испытуемых; методы, основанные на записях; метод выработки безусловных реакций (эксперименты с Альбертом). Критика: бих-м дал объективность, но утратил субъективность; механицизм в трактовке поведения человека (человек как реагирующее существо), игнорирование активной сознательной деятельности; натурализм в трактовке человека («человек – животное, отличающееся словесным поведением) в связи с чем управление человеком отождествляется с манипулированием; Выготский, Рубинштейн: игнорирование сознания, психики (нельзя положить в основу психологии отрицание психики).

2. НЕОБИХ-М. Введение промежуточных переменных в схему Стимул - Реакция. Толмен - поведение - целостный акт, селективный, пластичный, который характеризуется направленностью на цель. Попытка включить в поведение психологическую составляющую. Цель существует как некий образ, которым человек руководствуется в своем поведении. Промежуточные переменные: 1) система потребностей, 2) система ценностных мотивов (постановка проблемы мотивации поведения), 3) бихевиоральное поле (конкретная ситуация, в которой осуществляется активность). постановка проблемы мотивации поведения; новая интерпретация поведения; признание промежуточных переменных; пересмотр основных законов научения (разработанных Торндайком) – 1) закон упражнения - чем больше повторение, тем лучше результат (Толмен ввел понятие «когнитивной карты» упражнение нужно для формирования когнитивной структуры, когнитивной карты), 2) закон эффекта - если поведение получает положительное подкрепление, оно закрепляется у животного (научение может происходить в отсутствии подкрепления - латентное научение, когда подкреплением служит подтверждение правильности сформированной когнитивной карты).

Скинер- оперантное поведение, т.е. действия и движения (операнты), возникающие как бы спонтанно, среди которых некоторые подкрепляются естественно (полезным для организма результатом) или искусственно (дрессировщиком или экспериментатором) и поэтому закрепляются. происходит отбор первоначально спонтанных движений и поведение формируется в нужном направлении. Программированное обучение по Скиннеру. Задача: получение правильных реакций и их закрепление путем подкрепления. Информация, подлежащая заучиванию, разбита на мельчайшие порции (называемые кадрами или фрагментами). Они настолько малы, что все учащиеся без особого труда, могут усвоить требуемое определение или идею. Для проверки – контроль.(совпадение ответов на вопросы с контролером – подкрепление, или слова одобрения на дисплее). Для закрепления подсказки, которые с каждым разом уменьшаются. Ограничения: 1. Простое заучивание формул; 2. Нет глубокого понимания, а задалбливание (обучение теряет свою специфику, как сознательный процесс, реактивность учащегося).

Халл выдвинул гипотетико-дедуктивную теорию поведения, введя в схему Уотсона "черный ящик" - процессы, протекающие в организме. Основной детерминантой поведения он считал потребность: она определяет силу и направление реакции организма. Стимул-организм-реакция. Организм – некоторые пртекающие внутри него процессы. Основная детерминанта поведения – потребность. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реакции). Потребность определяет характер поведения, различного на разные потребности. Важное условие образование связи – смежность стимула, реакции и подкрепления, которые снижают потребность.

Миллер, Галантер, Прибрам. По аналогии с ЭВМ: инстанции связывающие стимул и реакцию – образ и план. Образ – все накопленные и организованные знания организма о себе и о мире в котором он существует. План – всякий иерархически построенный процесс организма, способный контролировать порядок, в котором должна совершаться какая-либо последовательность операций. Поведение – серия движений. Человек сложная вычислительная машина. Стратегия плана строится на основе проб, проводимых в условиях, созданных образом. Проба – база целостного процесса поведения, с помощью которой выясняется, что операциональная фаза осуществляется правильно (идея обратной связи). Операции, выполняемые организмом, постоянно регулируются результатами проб.

3. СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ. Бандура - агрессивное поведение складывается не как непосредственная реакция на какой-то стимул, оно может оказать влияние на человека. Подкрепление - как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди).

Теоретическая критика: игнорирование внутренней структуры человека; шла со стороны новых направлений - когнитивной и гуманистической психологии (когнитивная психология заострила внимание на важности познавательных структур в поведении; гуманистическая психология - на понятиях ценности и т.п.).

Экспериментальная критика: направлена против преувеличения роли подкрепления в поведении (Бандура).

 

 

Психология поведения (П.Жане)

П. п. – общепсихол. концепция личн. начала XX в., разработанная Жане. П. п. примыкает к теориям социальной обусловленности психики и развития личности, а также к франц. социолог, школе, представители которой рассматривали личн. прежде всего как продукт социального развития. П. п. была направлена против ассоциативной психологии и бихевиоризма. Основана на категориях – "активность", "деятельность", "действие", "психическая энергия", "психическое напряжение", "психологические уровни", "психологический автоматизм", "психическая сила" и др. В этих понятиях П. п. объясняет неврозы, психастении, истерии, травматич. реминисценции и др., которые трактует, исходя из единства эволюции психических функций в фило- и онтогенезе.

Психика чел. развивается в сотрудничестве с др. людьми прежде всего благодаря общению. Для доказательства социальной обусловленности психики П. п. рассматривает процесс памяти. Если на ранних этапах развития ребенка наиболее представлена ассоциативная память, то у зрелого чел. более развит опосредствованный характер мнестической деятельности.

В П. п. различаются извне наблюдаемая активность организма и образ действия как осмысленная, наполненная психол. содержанием деятельность чел. Поведение чел. включает не только видимую активность, но и внутр. психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном. Осн. клеточкой социальной жизни явл. социальное действие, понимаемое как отношение сотрудничества, при котором один индивид выполняет первую часть действия, а другой – вторую. Психическое рассматривается как составная часть поведения, действия. Разл. психические процессы представляют собой явления, подготавливающие и регулирующие действия. Так, психическое может выступать "подготавливающей" частью действия (желание), регулятором действия (чувства), "неполным" действием (мышление).

Выделяются семь уровней поведения чел. К первому относятся рефлекторные акты. Ко второму, на котором поведение приобретает опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза завершения действия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень - элементарные социальные акты (напр., акты подражания). К четвертому уровню - элементарные интеллект, акты. На пятом манипуляция с реальными объектами приводит к формированию т. н. интеллект. объектов. Шестой уровень поведения – умственная деятельность, мышление, является производным от практич. действия. Сеьмой уровень - созидательная, трудовая деятельность чел, она формирует произвольность внимания и волевое усилие.

Способность к саморегуляции, к опосредованию своего поведения в П. п. считается наивысшим критерием развития личн. В регуляции поведения большая роль отводится речи, в частности процессу перехода от низшего уровня к высшему, совершаемому при помощи речи. Действия, проговариваясь человеком, начинают функционировать в речевой форме, а затем, по мере того, как речь становится все более неслышной, они превращаются в умственные процессы, в идеи.

Развитие субъекта Жане понимает как последовательное формирование сложных личност. образований – персонажа, "Я", субъективности, индивидуальности, которые формируются в ответ на необходимость совершенствовать социальные отношения чел. с обществом, с др. людьми. В противоположность термину "роль" выдвигается термин "персонаж", предполагающий преходящую стадию развития личн. Личность возникает только тогда, когда внеш. требования, предъявляемые персонажу, становятся внутр. требованиями самого субъекта – основой его инициативного поведения, осуществляющегося без идущего извне вызова. Высшую степень развития личн. Жане наз. стадией "индивидуальности", которая характеризуется появлением у чел. чувства личной ответственности, оригинальности и прогрессивных тенденций, понимаемых как стремление чел. содействовать прогрессу и совершенствованию общества.

Личность – это интегрированная психол. система, отвечающая всегда как единое целое на воздействия ситуаций. Поддержание этой системы в состоянии динамич. расновесия требует, согласно П. п., значит, силы и напряжения. В П. п. выдвинуто положение о психическом напряжении и психической силе как доминантах действия. Состояние напряжения, обозначаемое как сознательная психическая активность личн., предоставляет личн. возможность регулировать свое поведение и определяется как активация высших потребностей. Предполагается, что способность к усилию явл. осн. критерием оценки личн., а ценность личн. измеряется ее способностью выполнять работу, требующую усилия. Психол. сила означает определ. свойство, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий, а напряжение предполагает способность к концентрации и распределению силы. Если напряжение падает, происходят разл. нарушения в функционировании личност. системы, образующие основу неврозов. Значит, снижение напряжения явл. следствием тяжелых соматич. заболеваний, врожденной слабости нервной системы, неожиданных и тяжелых фрустраций и стрессов. Низкий уровень психол. напряжения обусловливает диссоциацию личност. системы. Личн. оказывается неспособной включить в свою систему аффективные ситуации, а мнемический след их входит в область бессознательного.

 

Периодич. резкие колебания психологич. напряжения могут приводить к образованию двух и более личност. систем, каждая из которых функционирует на своем уровне напряжения, с чем связано раздвоение личн. Падение психол. силы и напряжения в П. п. вызывает также симптом "потери чувства реальности", выражающейся в том, что свою неспособность реагировать на окружающую действительность человек переживает как схематизм, обеднение окружающих предметов и людей, как их нереальность.