Ψ конца 19 в. Декарт: первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания – безусловный факт; основная задача Ψ в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Ψ-ги того времени решились описать св-ва сознания. «Поле сознания», - это разнообразие его содержаний. Смотря на один объект, мы одновременно испытываем и зрительные, и эмоциональные впечатления, воспоминания, желания. В поле сознания выделяется центральная область (ясная и отчетливая - поле внимания, фокус сознания); за пределами находиться область, содержания которой неотчетливы, смутны (периферия сознания). Содержания сознания из обеих областей находятся в непрерывном движении.

 

Джеймс. 2 вида состояния сознания: устойчивые и изменчивые. При размышлении мысль останавливается на тех образах, в которые облекается предмет размышления. Бывают неуловимые переходы от одной мысли к другой, трудно уловить самонаблюдением, т.к. при попытке их остановить исчезает само движение, а если мы пытаемся о них вспомнить по их окончании, то яркий чувствительный образ, сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения. «Поток сознания» - движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний; его невозможно остановить, ни одно минувшее состояние сознания не повторяется. Тождественным м.б. только объект внимания, а не впечатление о нем.  Внимание удерживается на объекте, если в нем открываются новые стороны.

 

Вундт. Метод аналитической интроспекции (вижу зеленое – изучать переживание зелености). Процессы сознания делятся на 2 типа: одни из них происходят сами собой (непроизвольные), другие организуются и направляются субъектом (произвольные). Демонстрируются с помощью метронома. Можно произвольно изменить ритмическую организацию звуков. «Сознание по своей природе ритмично». Изучал и «объем» сознания. Ряд звуков, давали второй ряд таких же звуков. «Одинаковой длины были ряды или разной?». Запрещалось считать звуки. Если звуки организовывались в простые акты по два, то испытуемому удавалось сравнить ряды, состоящие из 8 пар. Если количество пар превосходило эту цифру, то ряды распадались, т.е. не могли восприниматься как целое. Ряд из 8 двойных ударов (из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания. Потом слушать звуки, произвольно организуя их в сложные такты по восемь звуков каждый. Слышат как целостный ряд 5 тактов по 8 звуков, т.е. всего 40 звуков. Сознание способно беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется в более крупные единицы. Процессы такой организации - апперцепция. Решили идти по примеру естественных наук: Ψ должна найти элементы сознания, разложить динамичную картину сознания на простые неделимые части, а потом снова его собрать из этих частей. Простейшие элементы сознания по Вундту - отдельные впечатления, ощущения; а пары звуков - сложные элементы, или восприятия. Каждое ощущение обладает рядом свойств; качеством (зрит., слух., обонят.), интенсивностью, протяженностью (есть у зрит. ощущ. и отсутствует у слух.). Ощущ. явл-ся объективными элементами сознания. Есть три пары субъективных элементов (элементарных чувств): удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка.

 

Дж. Локк - предмет психологии – факты сознания, которые открыты только мне; изучать их - методом интроспекции. 2 источника знаний чел-ка: 1.объекты внешнего мира, 2.деятельность собственного ума. На объекты внешнего мира направляем внешние чувства и получаем впечатления (идеи) во внешних вещах. Деятельность ума (мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание, желания) познается с помощью рефлексии, которая предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души и достаточную зрелость субъекта. В Ψ конца 19 века - проверки метода интроспекции, стали обнаруживаться проблемы (бессмысленность «экспериментальной психологии», противоречия в результатах). Стали находить содержания сознания, которые не могли быть разложены на отдельные ощущения или представлены в виде их сумм. Не отдельные звуки определяют мелодию, не простая их совокупность, говорили представители гештальтпсихологии, а какое – то особое качество, которое связано с отношениями между звуками. Это качество целостной структуры, гештальта, а не суммы элементов. Недостатки метода интроспекции поставили под сомнение и метод, и предмет Ψ – сознание.

 

Альтернативой интроспекции выступил бих-м (Уотсон). Изучать то, что объективно наблюдаемо и регистрируемо; переживания – это субъективное. Предмет Ψ - поведение чел-ка и жив-х (сов-ть внешне наблюдаемых и регистрируемых объективно реакций на определенные воздействия из внешней среды).

 

Другие варианты метода интроспекции. Вюрцбургская школа изучала мышление методом «систематической интроспекции» (Кюльпе). активность сознания, его процессуальность. Брентано - душа субстанциональный носитель Ψ-ких процессов. Человек должен изучать сам акт видения, восприятия. Изучал сознание методом «внутреннего восприятия», т.е. непредвзятого и «непосредственного» восприятия всего того, что совершается в сознании, отрицал эксперимент. Понимание психических функций как актов, направленных на внешний мир, Вюрц. пыталась изучать эти функции экспериментально.

 

3 вариант интроспекции - феноменологическое наблюдение (гештальтпси). Коффка против «лабораторного человека» Титченера. Целое должно рассматриваться как целое в его специфическом характере; его части не являются отдельными частями конгломерата, а истинными органическими членами, т.е. ряд свойств этих частей принадлежит им постольку, поскольку они являются частями данного целого. Т.о., метод интроспекции и самонаблюдения не есть одно и то же: «переживание» не есть научное познание в Ψ. Сознание - целостный феномен

 

ЛСВ. понимание сознания носило характер субъективистского. ЛСВ - нельзя объяснять явления сознания из самого сознания, как это было в субъективной Ψ, (объективная Ψ сохраняла такое же понимание сознания). А.Р.Лурия: «Чтобы понять внутренние психические процессы, надо выйти за пределы организма и искать объяснения в общественных отношениях этого организма со средой».

ЛСВ: человеческое поведение отлично от животного, оно опосредствовано орудиями и социально по происхождению. Ψ-кая деятельность опосредствована орудиями (речь). У животных нет речи, а значит и нет психической деятельности. Сознание и психика не возникают в деятельности, а скорее предшествуют ей. «Сознание не внутри нас, а вне нас», опирается на внешние знаковые системы. Потом внешнее становится внутренним - интериоризация. ЛСВ, АНЛ - о социальной пристрастности психики. Обладая сознанием, человек может более объективно воспринимать мир, т.е. с разных сторон и непредвзято, он может увидеть себя глазами других людей. Такой способности нет у животных. ЛСВ о строении сознания: человек имеет высшие и низшие Ψ-кие функции. Они представляют собой единство, где ВПФ возникают на основе низших (произвольное на основе непроизвольного внимания). ВПФ - определенная целостная система; в процессе развития изменяются не столько функции, сколько отношения, связи функций между собой. Системное строение сознания определяется развитием речи (смысловым строением сознания), которая играет центральную роль в формировании сознания и регуляции поведения человека. Целостность индивидуального сознания включается в общественное сознание опосредствованно, через человеческую деятельность.

 

С.Л.Рубинштейн и АНЛ (деятельностный подход). Маркс - Рубинштейн выводит принцип единства сознания и деятельности - субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, а тем самым ее течение и характер; деятельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды; она по – иному регулируется; закономерности, которым она подчиняется, выходят за пределы физиологии; объяснение деятельности требует раскрытия и учета Ψ-ких закономерностей. Осознанность или неосознанность т/и действия зависит от отношений, которые складываются в ходе самой деятельности. Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем и ее результат. Сознание и деятельность человека образуют единство. АНЛ рассматривал филогенетический аспект разработок данного принципа. Объективный критерий изучения психики: деятельность. Возникновение сознания в антропогенезе связывает с изменением характера деятельности предков современного человека. Деятельность становится трудовой. Орудие - носитель первой настоящей сознательной и разумной абстракции, первого настоящего сознательного и разумного обобщения. Структура сознания: развитое сознание характеризуется многомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем их чувственную ткань - образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или воображаемой. Образы различаются по модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т.д. Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его деятельности. Личностный смысл – это значение «для меня», которое определяется потребностями и мотивами данного человека. В теории деятельности есть условное разделение «сознания – образа» и «сознания – деятельности». Структура сознания как единства чувственной ткани, значений и личностных смыслов относится к характеристике «сознания – образа». Сознание и психическое может пониматься как особого рода внутренняя деятельность, построенная по образцу внешней деятельности и имеющая то же строение. Сознание - внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности. Психические процессы - особые действия (операции), имеющие соответствующие цели и задачи, в рамках какой – либо предметно – практической внешней деятельности, либо как особая деятельность со своими мотивами. Мотив деятельности может при его осознании стать мотивом – целью. В свою очередь цель может приобрести самостоятельную побудительную силу и стать мотивом (сдвиг мотива на цель).