Мотивация побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. используется во всех областях пси, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных.

Наука о мотивации – объяснение того, что лежит в основе активности организма, почему, как, зачем осуществляется тот или иной акт, что вкладывает в него субъект деятельности, что он для него значит. 

подходы к изучению мотивации можно разделить по нескольким основаниям:

1) по субъекту мотивации: животное или человек;

2) по источнику мотивации: мотивация как потребность, мотивация как реакция организма на стимул окружающей среды, мотивация как процесс принятия решения, мотивация как инстинкт, мотивация как мобилизация энергии;

3) по виду деятельности: мотивация общения, учебной деятельности, проф. деятельности, отклоняющегося поведения, просоциального поведения    и т.д.;

4) по способу организации мотивации: внутреннеорганизованная, внешнеорганизованная.           

    Ранние представления о мотивации.

Аристотель, Платон, Сократ упоминали о «нужде» как учительнице жизни. Демокрит, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Сократ - каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления; человек не может преодолеть свою природу и выйти из-под зависимости от других людей, если он не в состоянии управлять своими потребностями, желанием и поведением. Аристотель - стремления связаны с целью, в которой представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение; стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизни организма. Спиноза считал главной побудительной силой поведения аффекты, к которым он относил в первую очередь влечения, связанные как с телом, так и с душой; если влечение осознается, то оно превращается в желание. Кондильяк понимал потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удовольствию.

Взгляды на проблему мотивации располагались между двумя течениями: материалистическим и идеалистическим.

Следуя идеалистическим идеям, человек - уникальное существо, не имеющее ничего общего с животными. Возникновение мотивации и регуляция человеческого поведения обусловлены разумом и волей самого человека. Теория принятия решений -объясняла на рационалистической основе поведение человека.

Приверженцы материалистического течения основывали свои взгляды на изучении поведения животных. В отличие от человека,   животные   несвободны,   неразумны,   управляемы   темными, неосознаваемыми силами биологического плана, которые имеют свои истоки в органических потребностях. Успехи механики привели к возникновению на базе этих взглядов теории автомата (организм действует по схеме рефлекса: механического, врожденного ответа живого существа на внешние воздействия).

Появление эволюционной теории Ч.Дарвина.

    Теория биологических побуждений (теория импульсов). 

Голод, жажда или потребность в кислороде - первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биоло­гического импульса, который толкает индивидуума к его удовлетворению. Возникшее первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на вос­становление равновесия. Чем дольше баланс остается нарушенным, тем сильнее мотивация и тем сильнее активируется организм. Это теория простой и пря­мой мотивации, объясняющая, как удовлетворя­ются биологические потребности. Но слишком узка.

    Теория оптимальной активации.

Теория, основанная на законе Йеркса-Додсона, в 50-е г. ХХ века - Даффи и Хебб. Организм стремится поддерживать оптимальный уровень актива­ции, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно. Этот уровень не соответствует абсолютному нулю, а зависит от физиологи­ческого состояния данного человека в данный момент. Т.о., некоторые люди нуждаются в более сильном притоке стимулов, чем другие, способные выносить их лишь в ограниченном количестве. Механистичная теория.  Позволяет объяснить, чем вызывается какое-то поведение, но не дает указаний на то, по какому конкретному пути оно пойдет.  Большинство исследований проводилось на животных в искусственных лабо­раторных условиях. 

    Теории инстинктов (влечений).

Под влиянием теории эволюции Ч.Дарвина - изучение разумных форм поведения у животных (Торндайк, Келер, Лоренц) и инстинктов у человека (Джеймс, Макдауголл, Фрейд). Понятие потребности стали использовать и для объяснения поведения человека. Принципиальные отличия человека от животных большинство исследователей игнорировали. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животных, в том числе и инстинкты. Джеймс и Макдауголл пытались свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам, объясняя даже социальные проявления человека по аналогии с поведением животных. В итоге инстинкт стали заменять такими понятиями, как потребность, рефлекс, влечение.

    Бихевиоризм.

Его интересовал тип поведения и социальные стимулы, формирующие это поведение. Человек по-прежнему остается марионеткой, только им управляют уже не инстинкты (природа), а социальное окружение (среда). Поведение само по себе, а не человек, стало предметом психологического исследования. Пси, по мнению Скиннера, должна заниматься изучением того, какие механизмы стимулируют человеческое поведение и как они могут быть использованы с целью достижения максимального результата. Вместо условных рефлексов павловской модели бих-м говорит о модели «стимул-реакция». Скиннер - путем правильного применения позитивных «стимулов» можно менять поведение как животного, так и человека.

В необихевиоризме между стимулом и реакцией вводятся опосредующие гипотетические конструкты (потребность, мотив и др.) и схема поведения имеет вид S=>конструкт=>RЭ.Торндайк впервые указал на необходимость мотивационного компонента для научения. Пища только тогда ведет к удовлетворению и делает возможным образование новой связи, когда организм испытывает голод. К.Халл обратил внимание на различия в поведении при одинаковой силе влечения и результатах научения и ввел в качестве гипотетического конструкта понятие «привлекательность целевого объекта». В необихевиоризме рассматриваются два компонента, определяющих поведение: мотивационный, выполняющий энергетическую функцию и связывающий силу влечения (D) и привлекательность объекта (К); и ассоциативный, определяющий соответствие имеющихся связей раздражителя и реакции (Н) наличным внешним и внутренним стимулам. М.Миллер, изучая поведение в ситуации конфликта мотивов, расщепил истинную мотивацию, (например, голод) и приобретенную (страх). Д.Браун - влечение как активирующая и неспецифическая в отношении направленности переменная. Выученных влечений нет, есть вторичные мотивационные системы, которые образуются, когда определенные стимулы связываются с состоянием страха. Редукция страха выполняет функцию мотива. Э.Толмен разделил мотивацию и научение. Для того, чтобы выученное проявилось в поведении, нужна соответствующая мотивация. С мотивацией связаны две промежуточные переменные: влечение, драйв, с одной стороны, и нужность, привлекательность цели – с другой. Основную  объяснительную  нагрузку  в  бих-ме и необих-ме при изучении поведения несут ситуационные факторы, рассматриваются основные проблемы мотивации: побуждение мотива, целенаправленность поведения, мотивационный конфликт, эффекты и генез мотивации.

    Психоаналитические концепции мотивации.

По Фрейду, вся психическая деятельность исходит из внешних и внутренних (влечение внутри  соматического источника раздражителя) раздражителей.  Раздражение влечения есть потребность. З.Фрейд выделяет два основных типа влечений, исходя из тех целей, на которые они направлены: стремление к жизни, конструктивная энергия (эрос) и стремление к смерти, деструктивное начало в человеке (танатос). Желание выражает качество влечения (его отношение к цели и объекту). Влечение - движущая сила деятельности, желание - направленность на конкретную цель. Это желание - ближайший мотив деятельности. Часть мотивов - результат борьбы различных тенденций в психическом аппарате. Фрейд рассматривал его причинную обусловленность причин и движущих сил человеческого поведения, Адлер - целевую детерминацию. Считал, что сознательная цель не может быть движущей силой поведения. Направляющей и динамической силой обладает только цель бессознательная. Учение Юнга соединяет в себе эти обе теории: стремление к какой-либо цели имеет свою причину. Юнг ставил вопрос о синнергии, уравновешенности, о достижении баланса между противоположными мотивами. По Юнгу, бессознательное выполняет компенсаторную функцию, включая в себя проблемы, неразрешенные на уровне сознания. Между сознанием и бессознательным существует не только антагонизм, но и синнергия. Фрейд открыл пути и средства изучения: при помощи толкования сновидений и свободных ассоциаций, на материале изучения ошибок речи и письма и т.д.

    Когнитивные модели мотивации.

Представлен моделями типа «ожидание х ценность».  Модель мотивации достижения Аткинсона, детерминанты: ожидание - предвосхищение того, что выполнение некоторого действия приведет к определенным последствиям, это когнитивное образование представляет   субъективную   вероятность   наступления определенных процессовценностьотносительная привлекательность конкретной цели; мотив - склонность получать удовольствие при достижении определенных классов потребностей. Сочетание последних двух детерминант мотивации образует валентность цели. Обобщающая когнитивная модель Хекхаузена объясняет выбор действия, интенсивность и настойчивость при его осуществлении. Основные переменные (ожидание и побудительная ценность) - как Аткинсон. Но рассматривает мотив как целостную, обобщенную, латентную когнитивную диспозицию, а мотивацию - как актуализацию мотива под влиянием требований ситуации. Валентность действия - один из главных параметров модели. Когда субъект оказывается в ситуации выбора из ряда альтернатив, то предпочтение отдается той, которая имеет наибольшую валентность действия. Когнитивные модели типа «ожидание х ценность» отличаются обобщенностью и высокой дифференцированностью структур, рационалистичностью, отсутствием внимания к эмоциональным и личностным параметрам. В основе лежит «компьютерная метафора»: через промежуточные конструкты они вычисляют, предсказывают выбор цели, а не сам процесс ее выбора и осуществления.

Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера объясняет влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов. Побуждение к действию может возникнуть у человека не только под влиянием эмоций, но и под воздействием знаний (когниций), их согласованности или противоречивости. Система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласованности - диссонанса, индивид стремится снять или уменьшить его, т.к. испытывает это состояние как дискомфорт, и такое стремление может стать сильным мотивом его поведения. Состояние  когнитивного диссонанса  возникает тогда, когда субъект воспринимает себя самого в качестве наиболее вероятной причины несогласованности.

    Мотивация в гуманистической психологии.

Тео. мотивации А.Маслоу - люди имеют множество различных потребностей, но их можно разделить на 5 основных категорий и расположить в виде строгой иерархической структуры:

1) потребности самовыражения - в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности;

2) потребности в уважении включают самоуважение, личные достижения, компетентности, уважение со стороны окружающих, признание;

3) социальные потребности -  чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства привязанности и поддержки;

4) потребности в безопасности и уверенности в будущем - в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира;

5) физиологические потребности являются необходимыми для выживания (еда, вода, отдых, секс).

Поведение  человека  определяет  самая  нижняя неудовлетворенная  потребность иерархической структуры. Однако хотя в данный момент одна из потребностей  может доминировать, деятельность человека при  этом стимулируется не только ею (не обязательно полностью удовлетворять нижлежащие потребности).

Теория МакКлелланда - людям присущи 3 потребности: власти, успеха и причастности. Потребности  низших уровней, как правило, уже удовлетворены.

Гуманистическая пси разделила мотивы человеческого поведения на инстинкты и страсти. Инстинкт - чисто биологическая категория, страсти и влечения, коренящиеся в характере, - биосоциальные исторические категории. Они не служат физическому выживанию, но обладают такой же (а иногда и большей) властью, как и инстинкты. Гуманисты   выделили такие мотивы человеческого поведения: тенденция к самоактуализации, изменению, личностному росту; мотив творчества. Впервые выделили мотивы, которые признавали в человеке активную личность.

    Проблемы мотивации у отечественных   ученых.

Лазурский  - вопросы, связанные с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов. О влечениях, желаниях и «хотениях» человека, в связи с вопросами о воле и волевых актах, рассуждал Ланге. Он дал свое понимание отличий влечений от «хотений», полагая, что 1 –влечения, переходящие в активные действия, 2 – деятельная воля. Учение А.А.Ухтомского о доминанте интегрировало физиологическую картину динамического взаимодействия нервных центров с представлениями о мотивационной направленности поведения целостного организма; нарастающая мощность доминанты как мотива  имеет своим источником устремленность организма к внешнему миру. Истинно человеческая мотивация имеет социальную природу; вопрос об иерархичном строении мотивационной сферы, о различных уровнях ее организации.

ЛСВ - проблема соотношения влечений и интересов является ключом к пониманию психического развития подростка, которое обусловлено, эволюцией интересов и поведения ребенка, изменением структуры направленности его поведения. Большое внимание вопросу о «борьбе мотивов». Стал разделять мотив и стимул, говорил о произвольной мотивации.

Мотивацию с позиции «теории установки» рассматривал Узнадзе. Источником активности является потребность. Все поведение человека можно отнести к двум категориям: экстерогенное (поведение получает импульс извне) и интерогенное (исходит из внутреннего импульса).  При экстерогенном поведении установку поведения определяет тот предмет, потребность в котором побуждает его к активности. При интерогенной – установкой, фиксированной в прошлом субъекта.

АНЛ - идеи культурно-исторической теории, схема структуры деятельности и соотнесена со структурой мотивационной сферы (мотив – цель – условие).  Вопрос о соотношении мотивов и потребностей:  «До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функции, т.е. становится мотивом». Развитие человеческих потребностей:  «человек действует для удовлетворения своих элементарных, витальных потребностей; но далее человек удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать», за развитием потребностей скрывается развитие их предметного содержания, то есть конкретных мотивов деятельности человека. Отличие от субъективистских моделей: субъективные переживания, хотения, желания не могут быть мотивами потому, что сами по себе они не способны породить направленную деятельность. Нельзя называть мотивами деятельности тенденцию к воспроизведению стереотипов поведения, тенденцию к завершению начатого действия и т.д. Стремление к положительным эмоциям и избегание отрицательных эмоций также не могут выступать в качестве мотивов. Вопрос о соотношении мотивов и целей: генетически исходным для человеческой деятельности является их несовпадение - возникает в результате приобретения целью самостоятельной побудительной силы, либо в результате осознания мотивов (при этом мотивы превращаются в мотивы-цели). «В отличие от целей, мотивы актуально не сознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. Мотивировка не всегда содержит в себе указание на действительный мотив». Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы. Даже когда мотивы не сознаются, они находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий. АНЛ делит мотивы на смыслообразующие (побуждая деятельность, придают ей личностный смысл) и мотивы-стимулы   (выполняя роль побудительных факторов лишены смыслообразующей функции).  Иерархия мотивов: у АНЛ  иерархических отношения между мотивами определяются складывающимися связями деятельности субъекта, их опосредствованиями. Это относится и к соотношению смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов.  Смыслообразующие мотивы являются ведущими в жизни личности, но при этом для самого человека могут оставаться «за занавесом» со стороны сознания и аффективности.  «Мотивы открываются сознанию только объективно, путем анализа деятельности, ее динамики. Субъективно они выступают только в своем косвенном выражении - в форме переживания желания, хотения, стремления к цели». «Осознание мотивов - явление вторичное, возникающее только на уровне личности». 

Выделяют несколько важных факторов, указывающих на специфику человеческой мотивации:

1.  Мотивация человека имеет социальное происхождение, поскольку предметы потребности человека являются продуктом общественного производства, человеческая мотивация отвечает нуждам общества (а биологическая – нуждам индивида и вида), отличается разнообразием, изменчивостью, историчностью, в отногенезе развивается в результате специально направленных формирующих действий, составляющих основное содержание воспитания человека;

2.  Мотивация человека опосредована интеллектом, речью, осуществляется при помощи волевых процессов,  она надситуативна, функционально автономна от состояния организма, имеет негомеостатический характер, направлена на отдаленные жизненные цели.

Мотивации человека присущи признаки, которые характеризуют внутреннюю организацию и динамику: иерархическая соподчиненность мотивов, полимотивированный характер деятельности, поливалентность мотивов по отношению к потребностям, пластичность, взаимозаменяемость.

 

 

Любой вопрос связан с проблемой активности организма: в мотивах и целях проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения.