1. Образ психологии в когнитивных науках.

нейронауки, когитология - наука о познании, лингвистика, науки разрабатывающие проблемы идетнификации образов, теории искусственного интеллекта, кибернетика.

 Когнитивные науки - конгломерат научных дисциплин, объектом исследования которых являются естественные и искусственные познающие (когнитивные) системы. Фундаментальные исследования позволяют понять механизмы функционирования интеллекта человека, его восприятия, речевой способности; а прикладные - создать эффективные методики и системы обучения, реализовать когнитивные механизмы в разнообразных компьютерных системах обработки речи, изображений и т.д. Основными разделами являются: когнитивная психология, когнитивная лингвистика, теория нейронных сетей.

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания, и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Охватывает диапазон психологических процессов - от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения.

Модель, которой пользуются когнитивные психологи, называется  моделью переработки информации, которая  породила 2 вопроса, вызвавших споры среди когнитивных психологов: какие этапы проходит информация при обработке? и в каком виде информация представлена в уме человека?  

Занимаясь изучением способов получения, переработки и хранения информации, специалисты по когнитивной науке выдвинули идею о существовании неких форм репрезентации этих способов не только в научных описаниях, но и в мозгу человека, т.е. в виде определенных структур сознания. Когнитивная наука занимается решением проблем, связанных с формированием и функционированием этих структур. Наиболее простой путь доступа к структурам сознания лежит через язык и, соответственно, через лингвистику.

Когнитивная лингвистика - одна из главных наук всего когнитивного цикла. Она занимается сверхглубинной семантикой, ее интересуют содержательные аспекты языковых форм.

Психолингвистика - наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний. В нашей стране возникла на базе школы ЛСВ. Рассматривает речь как один из видов целенаправленной деятельности человека, подчиняющейся общим закономерностям организации деятельности. Основные направления исследования - модели грамматического порождения высказываний, механизмы восприятия и понимания семантической стороны речи, закономерности семантической организации языковой способности человека; вероятностная организация восприятия речи. Основные области практического применения - обучение иностранному языку, инженерная и космическая психология, детская речь, проблемы речевого воздействия (радио, ораторская речь и т.д.).

Нейролингвистика — раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов речевой деятельности в норме и при локальных поражениях мозга. Развитие связано с развитием нейропсихологии, лингвистики и психолингвистики. Она рассматривает речь как системную функцию, а афазию - как системное нарушение, которое складывается из первичного дефекта и вторичных нарушений, возникающих в результате воздействия первичного дефекта, а также функциональных перестроек работы мозга, направленных на компенсацию нарушенной функции.

ЛСВ - относительно проблемы локализации психических функций. Сознание человека организовано в соответствии с системным и смысловым принципами. Выделял три основных принципа, лежащих в основе формирования ВПФ:

1.  Образование сложных динамических систем, интегрирующих целый ряд элементарных функций.

2.  Изменчивость межфункциональных связей и отношений в процессе формирования высших психических функций - и, соответственно, принцип хроногенной локализации функций.

3.  Опосредованное строение высших психических функций.

На пересечении пси познавательных процессов, психолингвистики и пси личности новое направление - психосемантика. Предметом экспериментальной психосемантики являются субъективные системы значений, основным методом - многомерное шкалирование - построение субъективных семантических пространств.

Количество независимых конструктов (размерность личностного семантического пространства) определяет не только степень дифференцированности в восприятии и прогнозировании поведения других людей, но и количество степеней свободы в поведении самой личности.

Содержание и структура «репертуарной решетки» (и реконструируемых на ее основе субъективных пространств) рассматриваются при этом как носители информации о внутреннем мире, категориальной системе индивидуального сознания субъекта.

В отечественной психологии необходимость исследования значений была сформулирована в работах школы ЛСВ-АНЛ. АНЛ - психологический смысл проблемы значений раскрыт через систему оппозиций «значение — чувственная ткань сознания», «значение — личностный смысл».

Кибернетика - акцентирует процессы управления, основанные на результатах переработки информации. Из нее вырастают науки об искусственном интеллекте. Искусственный интеллект как научное направление, связанное с попытками формализовать мышление человека. Первые шаги кибернетики были направлены на изучение и осмысление в новых понятиях процессов, протекающих в сложных, прежде всего живых, системах, включая и мыслящие. Позднее это направление работ оформилось в самостоятельную область, разрабатывающую проблему искусственного интеллекта.

 

2. Образ психологии в бихевиоральных (поведенческих) науках.

бихевиоризм (русский: Павлов, Сеченов). Поведенческие и социальные науки. любые науки, которые занимаются изучением поведения живых систем. И этология, и зоопсихология. подходы к поведению в антропологии.

 ПН занимаются изучением динамики развития живых систем (бихевиоризм, социобиология, этология, психология, как наука о поведении). ПН ставят вопросы о зарождении, об эволюции, ставят идеи развития через науки о жизни. Понятие деятельности также можно отнести в данную категорию.

проблема взаимоотношения субъекта и объекта. Декарт: материальный мир воздействует на нас, производя в субъекте изменения – это рефлексы – «страдательные» феномены (не относятся к душевным). рефлексы и поведение, которое идет от работы души. Гоббс сводит субъективные душевные явления к физическим. Беркли - разделение на объект и субъект выводит на понимание поведения как активности субъекта в объектном мире.

Детерминизм получил свое развитие в бихевиоризме, который рассматривает поведенческие реакции как ответы на соответствующие стимулы.В естествознании введение нестабильности помогает включить в поле изучения и человеческую деятельность. Теория Дарвина оказала влияние на рассмотрение поведения. Его эволюционное учение позволило объяснить целесообразность поведения живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования его внешних и внутренних проявлений. Павлов называет ВНД животных поведением. Уотсон: сознание нельзя наблюдать извне, сознания нет для науки, он решает проблему превращения Ψ в объективную науку по типу естественных наук. Уотсон дает начало новой школе – бихевиоризму. Предмет Ψ не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые хар-ки поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. Единица анализа поведения - связь S и R. Ответные R делятся на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных R, запускаемых безусловными S, с новыми (условными) S. Поведение это рез-т научения. Научение - это накопление R. Но Уотсон рассматривает поведение в отрыве от психики и сознания.

Необихевиоризм. Толмен в схему S - R ввел промежуточные переменные (образ, цель, потребность). Это Ψ-ские процессы, опосредствующие ответные R; т.е. мы, зная все внешние условия и S, не можем предугадать самого поведения. Толмен: поведениецелостный акт, который характеризуется собственными свойствами: направленностью на цель, понятливостью, пластичностью, селективностью, проявляющейся в готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями. Говорит о сложности детерминации поведения. различает 3 разновидности детерминант поведения: независимые переменные S и исходное физиологическое состояние организма; способности, т.е. видовые свойства организма; вмешивающиеся внутренние переменные – намерения и познавательные процессы. Внутренние переменные называет когнитивными картами. Когнитивная карта представляет собой когнитивную структуру, в которой отражено соотношение между S и целями. Толмен проводил эксперименты на животных и переносил их результаты на людей

В концепции Бернштейна о построении движений идея обратной афферентации занимает центральное место. Проблема обратной связи является ключевой в другой необихевиористской концепции. Под влиянием развития ЭВМ по аналогии с программами, они постулируют внутри организма механизмы и процессы, опосредствующие R на S. В качестве таких инстанций они назвали образ и план. Образзнания человека о себе и о мире. План - алгоритм построения порядка операций, в достижении определенной цели. Поведение - серия движений; человек - вычислительная машина. Стратегия плана строится на основе проб, проводимых в условиях, созданных образом. Проба – база целостного процесса поведения, с помощью которой выясняется, что операции осуществляются правильно. Обратная связь является главным условием успешного осуществления поведения.

В концепции оперантного бихевиоризма Скиннера речь идет о подкреплении R. Процесс приспособления строится на основе активных проб, случайная успешность которых приводит к их закреплению. R, которые не вызываются из вне определенными S, а «испускаются» организмом, Скиннер назвал оперантными, которые преобладают в адаптивном поведении животного. При оперантном обусловливании новая R не вызывается S, она осуществляется в какой-то момент независимо от определенных обстоятельств. Но, случайно приводя к полезному результату, эта R подкрепляется и усиливается в силу временного следования R и подкрепления. Необих-м указывает на целенаправленность, избирательность, целостность поведения. Поведение возникает не только в ответ на внешние S, но исходит и из субъекта, который разворачивает его с целью удовлетворения своих потребностей.

Сеченов выдвигает свою программу построения Ψ как самостоятельной науки. В 1863 ''Рефлексы головного мозга.'' открыл механизм центрального торможения и увидел в данном явлении материальный механизм произвольного (волевого) поведения, которое объяснялось исключительно из принципа свободной воли. Кажущиеся свободными акты подчиняются определенным материальным законам. Это всеобщий детерминизм. Психическая деятельность рассматривается по аналогии с рефлекторной. Рефлекс – процесс отражения каких-то свойств внешнего мира, происходящий в реальном времени и пространстве. В любой психической деятельности есть, как и в рефлексе, начало, развитие и конец. Сеченов проводит аналогию между рефлексом (простейшая форма поведения) и Ψ-кой деятельностью. Идея взаимоотношения внешней практической и внутренней Ψ-кой деятельностей получит свою разработку в рамках Психологии деятельности. Сеченов придерживается строго детерминистической традиции и отрицает активность человека, он воспринял идею Спинозы о том, что в основе мышления лежит действие. Мысль – «свернутое» действие.

Работы Бехтерева по рефлексологии появились несколько раньше работ Уотсона. признает субъективную Ψ, считая ее ограниченной. Гл. должна стать объективная Ψ, предмет которой «соотношения, которые устанавливаются в различных случаях между внешними воздействиями и теми внешними проявлениями, которые следуют и которые обусловлены деятельностью высших центров мозга». Объективная Ψ должна заниматься внешней деятельностью и деятельностью нервной системы как внешними проявлениями нервно-психической деятельности. В отличие от Сеченова Бехтерев редуцирует психику до рефлекса. Метод изучения Ψ-ки - анализ поведения (Сеченов, Бехтерев). Сеченов: поведение это средство изучения Ψ-ки. Опосредствованное изучение – единственный способ научного изучения предмета (ЛСВ). Бехтерев свел Ψ-ку к набору сочетательных рефлексов (редукционизм).

П.Жане: действие - единицей анализа, в которое Ψ-кое включено в качестве необходимой составляющей. Ψ-кие явления - «подготавливающая» часть действия; мышление это «способ подготовки действия; это не полное действие, а проба действия, совершаемая специфическим образом». Чувства - регуляторы действия, обуславливающие темп протекания действия и способ его выполнения. Зарождение Ψ-ки связано с появлением активных движений живого организма. Сходное говорит А.Н.Леонтьев о возникновении Ψ-ки в филогенезе. Умственная деятельность по Жане - производная от практических действий человека, как результат интериоризации. Ψ-кое возникает из социально значимых действий.

П.Я.Гальперин: «Изучать Ψ-кую деятельность надо не саму по себе, а в составе внешней, предметной деятельности субъекта; изучать ее по роли в этой внешней деятельности, которая определяет самую необходимость Ψ-ки, ее конкретное содержание и строение; рассматривать Ψ-ую деятельность как деятельность субъекта в плане Ψ-ого отражения проблемной ситуации».

Рубинштейн: «Ошибка поведенчества не в том, что оно хотело изучать чел. в его деятельности, а в том, как оно понимает эту деятельность». Деятельность - опредмечивание субъекта и распредмечивание объекта; деятельность чел. – это не R на внешний S- она переход субъекта в объект. В процессе деятельности формируется сам субъект. Деятельность человека социальна. Рубинштейн формулирует принцип единства сознания и деятельности: «формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется». Осознавание своей деятельности перестраивает течение и характер последней, а (не)осознанность т/и действия зависит от отношений, которые складываются в ходе самой деятельности. «Сознание не является внешней силой, которая управляет деятельностью чел. Будучи предпосылкой деятельности, сознание и ее результат. Сознание и деятельность человека образуют подлинное единство». Принцип единства Ψ-ки и деятельности Леонтьев распространяет и на появление Ψ-го отражения у животных; «Отражение животными среды находится в единстве с их деятельностью. Основное здесь это деятельность животного, связывающая его с объективной действительностью; производное – Ψ-кое отражение воздействующих св-в этой действительности». Сознание возникает в процессе совместной трудовой деятельности людей, где каждый участник отражает групповую цель и цели собственных действий. Леонтьев выделяет деятельность – действие – операцию. За деятельностью стоит мотив, за действием – цель, за операцией – задача. Он выделяет ведущую деятельность. Гальперин: 2 части в деятельности: ориентировочную и исполнительскую. Ориентировочная часть – это Ψ-кие процессы,  обеспечивающие успешность исполнительской части. Ψ должна изучать ориентировку.

 

3. Образ психологии в социальных науках.

в социологии, истории, филология.

 Социологи подарили механизм развития - конфликт. Маркс: всё движется через конфликт. Имеет важное значение.

 Социальные науки занимаются вопросами общества на разных срезах его функционирования и структуры.

Общие интересы пси и соцнаук. Как социальное, культурное, историческое, политическое, экономическое содержание может быть упаковано в одного индивида, образовывая  вокруг него плотный "жизненный мир", в котором он живет, действует и существует. Изучение социокультурной переработки содержания внешнего, социального и интерпсихического мира, во внутренний мир личности, ее идентичность. Также заинтересованы в изучении "обратного хода", как личность, становится опорой культурных и социальных структур идентичности, как она поддерживает и развивает их, как благодаря ей поддерживается интерсубъективное и интерпсихическое поле культуры.

Социология (проблематика социальной включенности; понимание структур идентичности как социальных структур), антропология (структуры идентичности как символические структуры и структуры значений), история (социальная идентификация как обретение общей памяти), этнология (идентичность как совместное стереотипное действие, деятельностные константы), культурология (идентичность как освоение и присвоение культурных вещественных и ментальных артефактов). 

От психологии берут предмет, а от социальной науки – угол зрения.

Проблематика социологии («Я», обретаемое через структуру). Идентичность с т.зр. социологии означает членство или совокупность членств в тех или иных социальных структурах, совокупность социальных принадлежностей человека. Исследование влияния на психологическое становление тех или иных социальных принадлежностей и создает возможность для возникновения социальной психологии как междисциплинарной науки в которой от психологии берется предмет исследования – психологические процессы и механизмы, а от социологии – взгляд на психологию с точки зрения социальной структуры.

Вопрос о воздействии психику человека стандартизированного социального опыта подняла французская социологическая традиция - Дюркгейм, Леви-Брюль, Мосс. "коллективные представления", Дюркгейм назвал их социальными институтами в сфере мышления. В теории выделяется 2 аспекта понятия структуры: 1)  структуры, которые можно вскрыть в объекте исследования (общество, мифы, язык и т.д.); 2) структуры сознания и соотношения между структурой и структурированием (каким образом мы упорядочиваем действительность, и как она упорядочивает нас). Леви-Брюль противопоставление двух типов мышления - логического и внелогического, может быть интерпретировано как различие двух типов привязки концептов мышления к социальной структуре. В случае внелогического (пралогического) мышления, эти концепты полностью привязаны к текущей социальной структуре и ближайшей социальной ситуации, ситуации переживаемой через сопричастность. В случае логического мышления, это абстрактное совместное мышление без "сопричастности".

Американскую традицию (Дж.Г.Мид) интересует личность, реализующая себя через активное участие в этих структурах. именно межиндивидуальное взаимодействие и конституирует общество и индивида. Наряду с социальным "Я", которое имеет чисто обменный характер, имеется также автономное "Я". Именно через свою историю "Я" рефлексивно познает свою самобытность, свое отличие от любого "обобщенного другого".

Теория социального действия Макса Вебера, интересовали истоки и мотивы человеческой деятельности. специфический вид рационализма пронизывает экономику и политику, определяет отношения человека к природе, отношения между людьми, причем господство рационализма растет вместе с развитием техники и науки; в 1910 году обосновал рационализм науки и искусства, опираясь на развитие ценностей западного общества. Ее развивал и Т.Парсонс, предпринял попытку наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия: социальная деятельность есть результат единичных действий или элементарных актов, элементами которых являются а) деятель, б) «другой», в) нормы по которым организуется взаимодействие, г) ценности.

Конфликтный функционализм Георга Зиммеля, его относят к основателям теоретической конфликтологии. конфликт в обществе неизбежен и неотвратим. социальную структуру общества представил в виде неразрывно взаимосвязанных процессов ассоциации и диссоциации ее элементов. Конфликт является естественной составляющей этих процессов, а так как конфликт присущ и диссоциации и ассоциации, то он необязательно приводит к разрушению системы или социальным изменениям. положительные последствия конфликтов: сохранение и укрепление социальной системы как целостности,  сплочение и унификация социального организма.

Проблематика истории («Я», обретаемое через память). Специфика исторического подхода к идентичности и личности состоит в акценте на памяти, которая объединяет нас настоящих с нами прошлыми, с нашими деяниями и их последствиями. Нашу историческую идентичность составляют только запомненные деяния, только то из нашего прошлого, что оказалось встроено в структуры исторической памяти. То, что и как запомнено, и то, в какие образы ситуации структурировано может быть обозначено популярным в исторической науке понятием ментальности. Ментальность – это структурное единство мышления "тогда", и возрожденной исторической памятью структуры этого мышления сейчас.

Французской школы "Анналов"  - Жоржа Дюби и Жака Ле Гоффа. Ле Гофф, ментальность стала противоядием против "бестелесных социально-экономических механизмов", которыми были полны тогда произведения историков. Отвергая системно-структурную историю, "новая историческая наука" снова отправлялась на поиски "живого человека". Начиная с 60-х годов залог "человечности" истории усматривается "новыми историками" в изучении ментальной сферы. В фокусе внимания историка-антрополога постоянно находится та область действительности, где мышление практически сливается с поведением. Эта область, получившая название "народной культуры", представляет собой целостный сплав условий материальной жизни, быта и мироощущения, преимущественно устной культуры, почти не оставляющий по себе письменных свидетельств, то есть той культуры, в которой возможно задействование механизмов социальной памяти в их наиболее чистом виде. Введение ментальности оказывается не только способом обрести прошлое, но и способом не пропустить слишком много прошлого в настоящее, поставить надежную заслонку в виде формулы: "мы теперь думаем совершенно иначе".

Проблематика культурологии  («Я», обретаемое через артефакт). Противоположный историческому подход - с точки зрения культуры, то есть того, что "было и еще есть", возможно - "еще более есть" сегодня, чем тогда, когда оно было в прошлом (в отличие от "было и уже нет" в истории). "Культурология" появилась благодаря Лесли Уайту, который определял ее предмет следующим образом: "культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме". Это вещи в смысле, сочетающем идеальное и материальное, - вещи как артефакты. Понимание культуры как системы артефактов.

адаптационно-деятельностному подходу. А.Я. Флиер описывает след.образом: «Основной механизм культурогенеза на его микродинамическом уровне видится в процессах адаптации человеческих коллективов к совокупности природных и исторических условий своего существования, к результатам собственной социальной самоорганизации и развитию технологий деятельности, а также в превращении наиболее успешных и эффективных технологий этой адаптации в нормативно-ценностные установки коллективного бытия людей». Макродинамика исторической изменчивости культуры детерминируется главным образом двумя причинами: 1)  изменением природно-исторических условий существования сообществ; 2) через усложнение их структурно-иерархического построения, повышение уровня функциональной и технологической специализированности их структурных составляющих и многообразия взаимосвязей между ними. Главным стимулирующим фактором этой динамики является необходимость адаптации людей в меняющихся внешних условиях их существования. Культурогенез – это не единократное происхождение культуры где-то в глубокой древности, а совокупность постоянно протекающих процессов в культурах всех времен и всех народов.

Майкл Коул (культурная психология) - определение артефакту: это некий аспект материального мира, преобразованный по ходу истории его включения в рациональную человеческую деятельность; артефакты идеальны - их материальная форма произведена их участием во взаимодействиях, частью которых они были в прошлом и которые они опосредуют в настоящем. Коул различает несколько уровней артефактов: 1)  первичные артефакты, непосредственно используемые в производстве (топоры, дубинки, иглы, ведра); 2) вторичные артефакты включают и сами первичные артефакты, и способы действия с их использованием, играют центральную роль в сохранении и трансляции представлений и способов действия (предписания, обычаи, нормы, конституции и т. п.); 3) третий уровень представлен классом артефактов, "которые могут превратиться в относительно автономный "мир", в котором правила, конвенции и результаты уже больше не кажутся непосредственно практическими (воображаемые миры); способы поведения, приобретенные во взаимодействии с третичными артефактами, могут распространяться за пределы непосредственного контекста их использования. Личность, которая использует артефакты для своей самовыработки, ради своего вхождения в культуру, которая сама является культурно-историческим продуктом, - тоже артефакт, самый важный артефакт среди тех, которые фигурируют в процессе культурогенеза.

социальная психология, историческая психология, культурно-историческая психология, этнопсихология, политическая психология, экономическая психология, психология управления.

Социология

Макс Вебер (немецкий социолог, экономист и историк культуры) дифференцирует поведение по типам смысловой (прежде всего внешней) соотнесенности действия (категория целерационального поведения),  и выделяет "общностно ориентированные действия" (когда действия индивида субъективно осмысленно соотносятся с поведением других людей). Его парадигма понимания поведения очень важна.

Конфликтный функционализм Георга Зиммеля

Зиммель, Вебер задали понимание противостояния человека и общества.

теория социальных действий Парсонса - структурный подход к пониманию человека. Человеческое действие - самоорганизующаяся система, специфику которой, в отличие от систем физического и биологического действия, он усматривает, во-первых, в символичности, то есть в наличии таких символических механизмов регуляции, как язык, ценности и т.д.; во-вторых, в нормативности, то есть в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм; наконец, в волюнтаристичности, то есть в известной иррациональности и независимости от познаваемых условий среды и в то же время зависимости от субъективных "определений ситуации".

Социологи Эмиль Дюркгейм + вся французская социологическая школа с её понятиями. Идеи Жане, Леви-Брюля, Дюркгейма.

 

 

Школа исторической психологии: Гийом Мейрсон, Полицер.

Чем занимается ИстПси (по Дружинину): это научная дисциплина, выявляющая закономерность между историческими и психологическими феноменами и описывающая формирование личности человека как субъекта и объекта исторического процесса.

Культурная и социальная антропология. Ралиф Браун, Малиновский, Клод Леви-Стросс. Для психологии развития важна Маргарет Мид. Отец - биологическая необходимость и социальная случайность. Видение антропосоциогенеза.

 

Экономика. Маркс. Выход на категорию Д для анализа преднамеренных форм поведения. Фромм до 17 лет был истовым марксистом, и это помогло потом написать "Бегство от свободы".  Франфуртская школа: Адорно, авторитарная личность.  Политологи пользуют Адлера, забывая про то, что это Адлер.