Методологический анализ (Мамардашвили):

Бессознательное - то, что не осознается.

·      Нечувствительность к противоречиям - ключевая хар-ка бессознательного. Нечувствительность к противоречиям. Показана не только на детском возрасте , но и на зрелом. Познавательная децентрация – у тебя есть брат? Да, а у брата есть брат? Нет.

Эгоцентризм - проявление нечувствительности к противоречиям. Эльконин проанализировал не только познавательную децентрацию (Пиаже, Гальперин), но и нравственную/моральную децентрацию. Феномены сострадания, сорадования связаны с нечувствительностью к противоречиям. Идентификация как путь познания мира приводит к чувству сопричастности к этому миру. Линия формирования идентичности в процессе социализации основана на механизмах идентификации и нечувствительности к противоречиям.  Еще один мех-м - эмпатия (вчувствование).

·      Вневременной характер бессознательного. Фрейд отважился сказать, что наше бессознат не знает временной последовательности: прошл, наст, будущее. Преодоление эгоцентризма рационального познания. Фрейд открыл в психологии иные логики. На вневременной х-р бессознательного также повлияло понятие, Джемса «поток сознания». Фрейд говорит о потоке бессознательного, передавая динамику психологической жизни.

 

Изменения образа психологии в общей методологии:

1.    Рождение психоанализа подвергло сомнению идеал рациональности как ведущий идеал познания. До этого: психология сознания олицетворяла логику идеала рац-ти. Как иррациональным объять рациональное? Новый конструкт - бессознательное - стал атрибутом реальной жизни. Коперниканская революция.

2.    Психоанализ начинает анализировать иные психологические реальности, иные логики. Фрейд, Адлер, Лакан (структурализм): бессознательное - это язык другого. В сообщении от другого я жду не информацию, а побуждение. Эти характеристики ставят под сомнение рациональную логику как образ мышления.
«Я как другой».

3.     Иной - не сводится к альтернативному, он не антипод, это не просто негативная хар-ка по отнош к тому, что мы знаем. Бессознательное не сводится к простому отрицанию сознательного.

4.    Психоанализ ломает альтернативы. переход от идеи альтернативности к идеи «иные логики» по Лакану.

 

Леви-Брюлль. «Первобытное мышление/ментальность», «Сверхестественное», дал понимание генезиса иных логик. Европоцентризм. Почему психоанализ прижился везде, кроме Индии, Китая? Психоанализ уловил лишь одну из иных логик, а в Индии и  Китае м б другая иная логика.

 

Слитность субъекта и мира в неосознавамом психич отражении представляет собой ключевую характеристику всей сферы БСЗ. В БСЗ человек живет в множестве иных логик, которые пока еще не знает познание. Ограниченность идеала рациональности.


«Иметь или быть». Фромм пишет вслед за Марксом: «лучше быть многим, чем обладать многим».

 

В осознаваемом отражении мира всегда присутствует противопоставление Человек-МИР. В сознании образ реальности не сливается с переживанием субъекта, это сущностная хар-ка сознания. Действительность - предстоящее человеку. Д. Н. Узнадзе: «благодаря мех-му объективации чел делает самое великое в мире открытие, что есть мир и Я в этом мире». Отсюда и появл-ся в сознании противопоставления, выделения, которых нет в бессознательном.

4 категории неосозн феноменов:

1.    Надиндивидуальные надсознательные явления - с их помощью перебрасывается мостик м/д поколениями.

2.    Неосознаваемые побудители человеческого поведения (мотивы и установки личности). Проблема мотивац детерминации поведения.

3.    Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности, различные операциональные установки и стереотипы поведения.

4.    Проблема непроизв регуляции поведения и автоматизации разных форм деятельности.

 

5.    Неосознаваемые резервы органов чувств. Проблема поиска диапазона чувствительности органов чувств. Феномены субсенсорного (сублиминального восприятия). Восприятие может улавливать определ подпороговые признаки, порождающие новый смысл.