Асмолов "По ту сторону сознания" (Бессознательное, установка, деятельность).

 

«Негативное» определение бессознательного: бессознательное существует только как пока или не совсем осознаваемое. Гербарт - представления по степени ясности на три группы, в зависимости от нахождения в области «ясного сознания» (позже Вундт назвал «полем внимания»), сознания или бессознательного, между областями находятся границы – пороги. Фехнер - о бессознательных ощущениях, ряд методов количественного измерения порогов ощущений, то есть границы, согласно Фехнеру, разделяющей ощущения на сознательные и бессознательные.

«Позитивное» определение бессознательного: бессознательное не как «отсутствие сознания», а как свой мир, имеющий определенные законы функционирования и развития. Гельмгольц - о бессознательных умозаключениях. Особое развитие в медицинской и главным образом в психиатрической практике.

 

Фрейд: сначала схема сознательное-предсознательное (латентные знания, которые при необходимости могут быть актуализированы )-бессознательное (нереализованные влечения, вытесненные из сознания из-за конфликта с социальными требованиями или не допускаемые в сознание), но поскольку самое высокое и низменное  - БСЗ, выделил Ид, Эго, Супер-Эго.

Чертой динамических проявлений бессознательного является тот факт, что осознание личностью причинной зависимости между нереализованными влечениями и связанными с ними травматическими переживаниями в прошлом, не приводит к исчезновению переживаний, обусловленных этими влечениями (например, страхов), т.к. информация воспринимается безлично. Эффекты бессознательного в поведении устраняются только в том случае, если вызвавшие их события переживаются личностью совместно с другим человеком (например, психоаналитиком) или с другими людьми (групповая психотерапия).

 

Исходное положение концепции Узнадзе и теории деятельности: для того, чтобы изучить мир психических явлений, нужно выйти за их пределы и найти такую единицу анализа психического, которая сама бы к сфере психического не принадлежала.

Установка - это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. 

Классификация уровней установок Асмолова:

1.     смысловые установки - связаны с деятельностью «в целом», с ее мотивами  и смыслами.

2.     целевые установки - готовность субъекта совершать определенные действия в соответствии с выбранной им целью (какие бы мотивы ни стояли за выбором этой цели).

3.     операциональные установки - возникают в условиях выполнения задачи в определенной конкретной ситуации, когда у субъекта уже имеется опыт поведения в подобных ситуациях и установки «актуализируются» иногда независимо от воли и желания субъекта.

4.     определенная готовность мышечного аппарата к взятию того или иного предмета, то есть речь идет о некоторых физиологических или психофизиологических механизмах реализации поведения.

 

Лишь анализ системной деятельности индивида может привести к раскрытию содержательной характеристики многоуровневых психических явлений, в т.ч. бессознательных.

Психика и БСЗ в частности – это возникшие в ходе приспособления к миру функциональные органы деятельности субъекта.

Одно из следствий неучитывания деятельности при рассмотрении БСЗ – это отрицательная характеристика БСЗ (БСЗ – это то, что не осознается). Тогда непонятно, что детерминирует БСЗ, понять природу БСЗ невозможно.

Детерминанты, принадлежащие предметному миру, определяют содержание БСЗ. В этом случае БСЗ по Узнадзе может определяться как совокупность психических процессов, детерминируемых такими явлениями действительности, о влиянии которых на его поведение субъект не отдает себе отчета.

Специфические черты БСЗ:

·          Нечувствительность к противоречиям. В БСЗ действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное вчувствование, идентификация, эмоциональное заражение и т.д., а не познается им через выявление логических противоречий.

·          Вневременный характер БСЗ. В БСЗ прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяются в одном психическом акте.

Проявления БСЗ – не примитивнее и грубее, они другие, иные, чем те, которые присущи сознанию. У БСЗ иная логика, а не ее отсутствие. Преодоление эгоцентризма рационального познания!

В неосознаваемом психическом отражении мир и субъект образуют одно неделимое целое, эта слитность субъекта и мира в неосознаваемом психическом отражении представляет собой сущностную характеристику всей сферы БСЗ. Нечувствительность к противоречиям обусловлена тем, что нет противопоставления психической реальности субъекта и окружающего мира.

 

Разные аспекты проявлений БСЗ разрабатывались при анализе следующих проблем:

1.     передача опыта из поколения в поколение и функции этого опыта в социально-типическом поведении личности как члена общности;

2.     мотивационная детерминация поведения личности;

3.     непроизвольная регуляция высших форм поведения и автоматизация различных видов деятельности;

4.     поиск диапазона чувствительности органов чувств.

 

На основании этого выделяются 4 класса проявлений БСЗ:

1.     надындивидуальные надсознательные явления.

Это врожденные идеи (Декарт), архетипы (Юнг), коллективные представления (Дюркгейм, Леви-Брюль). Ноосфера Вернадского – результат коллективной бессознательной работы человечества. Имеют социальное происхождение. В их основе – объективно существующая и являющаяся продуктом совместной деятельности человечества система значений, опредмеченных в той/иной культуре в виде схем поведения, социальных норм и т.д. Это усвоенные субъектом как членом группы образцы типичного для группы поведения и познания, влияние которых на деятельность не осознается и не контролируется субъектом. Субъект и группа выступают как неразрывное целое.

2.     неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и смысловые установки).

Это побуждения и нереализованные предрасположенности к действиям, детерминируемые тем желаемым будущим, ради которого осуществляется деятельность и в свете которого различные поступки и события приобретают личностный смысл.

Жане: подсознательное (некоторые отщепленные от сознания побуждения; изучались на материале отсроченного постгипнотического внушения, приводящего к выполнению действия, импульс которого не известен человеку после выхода из гипноза).

Фрейд: БСЗ (нереализованные влечения, которые из-за их конфликта с социальными запросами общества не допускались в сознание или изгонялись из него с помощью вытеснения. Это скрытые аффективные комплексы, проявляющиеся в символической форме).

Эффекты БСЗ в поведении устраняются только в том случае, если вызвавшие их события переживаются личностью совместно с другими человеком (просто осознать мало). Явления этого класса не могут быть преобразованы под влиянием односторонних вербальных воздействий. Изменение смысловых образований всегда опосредовано изменением деятельности (в т.ч. в ходе деятельности общения). Эти явления производны от деятельности, ориентированы на предмет деятельности, независимы от сознания; их невозможно воплотить в значениях, они неформализуемы. Проявляются в виде отклонений от нормативного поведения (обмолвки, лишние движения).

3.     неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операционные установки и стереотипы).

Возникают в процессе решения различных задач; детерминируют неосознанно предвосхищаемым образом событий и способов действия, опирающиеся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они же преперцепция (Джеймс), предсознательное (Фрейд).

Вундт: это переход содержаний сознания из фокуса на периферию.

Клапаред: закон осознания (чем больше мы пользуемся действием, тем меньше мы его осознаем). Если возникает препятствие в выполнении действия, возникает потребность в осознании.

Генетический аспект рассмотрения этих явлений (Выготский) – проблема развития произвольной регуляции высших форм поведения.

Функциональный аспект – проблема автоматизации деятельности.

В основе осознания – изменение места предметного содержания в структуре деятельности (по типу: было операцией, стало действием).

В ходе автоматизации происходит стирание грани между субъектом и объектом.  Приспособительные операции по способу регуляции непроизвольны, по уровню отражения – изначально неосознаваемы, по динамике протекания – ригидны, косны.

Установки на целевой признак (Узнадзе) лежат в основе сознательных операций (возникают вследствие автоматических действий, потенциально произвольно регулируемы, вторично неосознаваемы).

4.     неосознаваемые резервы органов чувств.

Это воздействие на поведение таких раздражителей, о которых субъект не может дать отчета. Оно же предвнимание (Найссер). В основе – субсенсорные раздражители (вызывают регистрируемую реакцию и способны осознаваться при придании им сигнального значения).

 

 

Изучение бессознательного: Психоанализ Фрейда, Инд психология Адлера, Аналитич психология Юнга, Гуманичстический психоанализ Э. Фромма, Культурологич психоанализ Кардинера, Исследования К. Хорни, Эго-психология…