Школа К.Левина.

1.      Методологическая линия анализа психологии. «Закон и эксперимент в психологии». «Переход от арист к гал способу мышления в биологии и психологии».

2.      2. Три левиновских революции.

Д.А.леонтьев и Е.Ю. Патяева.

Программа1: попытка создания динамич психологии и эксп иссл мотивации личности (переход от арист к галилеевскому построению психологии).

Программа2: понятие «поля»;

Программа3: 1935-47гг. «Левиновская программа К.Левина»- социальная психология.

Конец 20-х: полемика между Нарциссом Ахом и К. Левиным. Ах был одним из первых, кто сломал принцип объяснения (вместо ассоциации ввел телеологичности). Детерминир тенденция - целевая хар-ка. Отто Зельц предложил антиципацию (предвосхищение).

Левин в полемике с Ахом, опираясь на исслед Вертхаймера, создает концепцию преднамеренной Д (1917-1933 гг.), он является первым мастером экспериментальной психологии личности. Левин развивает идеи «побуждающего характера предметов». Именно из концепции Левина вырастает Д подход Леонтьева!

Левин создал представление о мотивационно-смысловых полях, за ним и Зейгарник, и Биренбаум. Эксп Дембо с Вертгаймером и Лурией. Нерешаемые задачи. Лурия через 40 минут в «разлитом махровом аффекте» Вертхаймер через 15-20 мин вынул записную книжку и оставшись в поле на 2-3 часа довел экспериментатора (т е Дембо) до аффекта.

1933 г. Левин из Германии уехал в Америку.

Левин заложил основы когнитивной социальной психологии. «Поле» выступает как метод исследования.

Аристотель: вещь м б понята только из самой вещи (ее анализа);

Левин: мир м б понят только во взаимодействии одной вещи с другой. Это главный смысл.

Левн - надо найти общие законы в психологии.

Левин дает критику «среднего» случая. Левин превратил психологию в науку о мотивации. Проблема единства аффекта и интеллекта.

Левин считал, что в пси должна быть проведена перестройка самого типа психологического мышления. Следует перейти от "вещных понятий" к реляционным (относительным).

Аристотель: ценностные понятия, и абстрагирующая классификация, случайность индивидуального события (повторяемость – метод проб и ошибок), закономерность как повторяемость, класс (общности) и сущность (что объясняет), статистика, пределы познания и исключения, историко-географические понимания. Аристотелевская физика базировалась не на эксперименте и математических подсчетах, а на выделении из отдельных случаев некоторой общей тенденции. Аристотель придавал собственное значение каждому объекту, обладающему, по его мнению, стремлением к заданной цели. Галилей: гомогенизация области познания, без оппозиций, безусловная общезначимость законов, выполнение законов без исключений (гештальт теория с системностью целостностью), повышение уровня притязаний, доказательность, чистые случаи, а не средние статистические значения,  обнаржение общего, повторяющегося всегда. Он показал зависимость движения объектов от внешних условий, от пространственно-временного контекста.

Пси задержалась на аристотелевском уровне мышления, т.к. она ищет причины (детерминанты) поведения внутри отдельного индивида. Есть тенденция к разделению психических свойств на классы. Индивидуальные особенности и нюансы игнорируются и исключаются из анализа.

Левиновские замечания относились к определенной области - к сфере мотивов и потребностей. Применительно к мотиву пси использовала античный способ мышления. Целью Левина стало утверждение галилеевского способа мышления в мотивации.

Теорию поля Левина следует отличать от гештальт-пси. Главной категорией гештальпсихологов был образ, а для Левина таким понятием стал мотив. У гештальтистов образ рассматривался в отрыве от мотивации, а мотивация у Левина отрывается от предметно-смыслового содержания ситуации, т.к. это содержание может выступать только в форме образа, которым Левин не занимался. Понятие поля у Левина охватывает внутренний (человека) и внешний (окружающее) факторы.

 

К. Левин ввел в психологию представление о кондиционалъно-генетических законах. Тип «научной практики» привел к пониманию, что психологические за­кономерности, выходящие за область психологии ощущений (и далее идущие к процессам памяти и мышления, воли и чувств и т. д. – высшие психические явления), описываются скорее «полузакономерностями» или регулярностями с достаточной долей отклонений от нормального их протекания. Включение статис­тических методов для оценивания разброса данных привело к тому, что в метод обоснования был введен критерий количества данных.

Этому Левин противопоставил «другую веру в закономерность психи­ческого», основанную на содержательном развитии психологических зна­ний. противопоставляет «психологии элементов» эпоху «психологии целостностей».

Сущность закона должна соотноситься не с понятием множества случаев, а с понятием типа.Для научного описания в принципе достаточно одного случая, если он является индивидуальным представителем типа. Тип отражает каузальные связи в ситуации. Вывод закономерности на основе множества случаев — проблема ин­дуктивного обобщения. На основе же содержательного развития те­ории возможно различение динамических факторов, одинаково при­чинно действующих в различных ситуациях. То есть закон может кондиционально-генетически объяснять последовательности внеш­не совершенно разнородных процессов, но которые представляют один и тот же тип.  Однако внешне схожие процессы могут отличаться по структуре своей каузальной обу­словленности. По Левину, распознавание «действительных» целостностей— предпосылка «для установления законов психиче­ских процессов». Закон отражает тем самым каузально-генетический тип процесса. Решающим для каузально-генетических взаимосвязей является «величина и длительность существования системы сил, определяющих обсуждаемый процесс».

Левин сформулировал понятие кондиционально-генетического за­кона как динамического закона (в представлении сил психологического поля). И в этом понимании важны 2 составляющие:

1) общая, свя­занная с пониманием закона как сущности явлений, относимой к их причинно-следственному генезу;

2) специальная для этой теории со­ставляющая — представление о целостностях и динамических силах, стоящих за каузальностью.

 

Теория поля. Основой человеческой активности являются потребности (квазипотребности). Образующиеся в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями, они и направляют активность человека. Потребность создает в личности систему напряжения, стремящуюся к разрядке, в которой заключается удовлетворение потребности. Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации, называемой психологическим полем. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а по отношению к потребности субъекта, которая и обусловливает то, что один предмет обладает побудительной силой, притягивает к себе, имеет положительную валентность, а другой не обладает такой побудительной силой и имеет отрицательную валентность.

 

 

Социальная пси – уровень притязаний, групповая динамика.