ФАМИЛИИ

Вундт - ученик Гельмгольца, был философом, основал физиологическую психологию, создал экспериментальную y, социальную y y народов»).  Интроспективная y Вундта - ключевое направление, из кот выросла психология.

Фехнер - физик, создал психофизику; 1860 г. проблема измерения в y; философ+ эксперементальная эстетика, методы анализа.

Вундт и Фехнер подарили образцы мышления в y. Каждая научная школа дарит эталоны, стили, установки, глубинную культуру мышления.

Фрейд был врачом-неврологом, психиатром, философом, психологом. Не только y-анализ и y-терапия, но и культура мышления была им создана.
Выготский - психолог, филолог, педагог, искусствовед, психотехник, методолог. «Основы деффектологии» - заложил основы специальной психологии; занимался клинич и социальной
y.

Блонский - соц-псих теории памяти (4 фамилии: Выготский, Леонтьев, Бартли?, Жане).

Методология – это:

1) Методология - искусство правильной постановки вопросов.

Мюнстерберг: (психотехник) «Лучше дать грубый ответ на точно поставленный вопрос, чем точный ответ на неверно поставленный вопрос».

2) М.наука о методах и путях познания. Способы, методы, стили познания связаны с методологией. (положил начало Ф. Бэкон.)

3) М. - наука о культурах мышления, присущих тому или иному сообществу. (Разные культуры мышления у бихевиористов, психоаналитиков) - надо понимать, с какой культурой мышления  работаем.

1.     Эмпирическая y сознания (ввела эксперимент)

2.     Психоаналитическая культура

3.     Культура когнитивной y (комп. метафора; «человек - существо для переработки информации»)

4.     Понимающая (описательная) y. Родилась в связи с работами В. Дельтея, противостоит

5.     Объяснительнойy Вундта, Фехнера, Титченера

6.     Культурно - историческаяy

7.     Феноменологическая y Гуссерля, без которой нет

8.     гештальт y

В конкретных науках создаются не только факты, но и разные культуры мышления. К. Юнг - схематизмы сознания (архетипы). Томас Кун - парадигмы мышления- образцы мышления, принятые в определенном научном сообществе. Они формируются, о них договариваются.

Парадигмы м-я определяют не только стиль м-я, но и те феномены, с которми работают психологи.

4) М. - овладение опытом, с помощью кот мы видим различные y-кие феномены.

5) М. как философская оптика, которая помогает видеть одни явления и не видеть другие. Важно видеть ЗА пределами науки, по ту сторону.

6) М. - точка опоры мышления, это личностная и когнитивная позиция. Если нет опоры, становимся «флюгерами»- есть движение слов, но нет движения мысли.

7) М. - искусство свободного мышления, она дает нам взгляд на мир и помогает совершить осознанный выбор опр. культуры мышления. Коммуникативный дискурс важен для культур мышления, диалог является неотъемлемой частью развития культуры мышления. Выделение методологии как специальной дисциплины о формах и путях познания - из философии - Кант.

8) М. – знание о реальном мире; о путях познания.

9) М. - как самопознание:

Гетерогенность методологического знания – многослойность (рациональное \ иррациональное познание, мифопоэтическое познание).

Гетерохронность  познания – есть пласты разной древности.

Мыслить мешает эволюционный снобизм - установка сознания, за кот стоит представление о примитиве прошлого и развитом будущем. Леви-Брюль показывает, что мышление иных народов не примитивное, оно иное.

Европоцентризм - мыслим и оцениваем мир так, что точкой отсчета явл-ся европ цивилизация. Остальное - проще, примитивнее. Это стереотипы.

Лингвоцентризм - принятие языка с его гетерохроничностью за единственную знаковую систему. Мир строится по образу и подобию нашего языка. Язык порождает сознание, конституирует его.

Методологическое понимание невербальности. На невербальность пытались натянуть схему дискретности. Язык жестов - особый язык, в кот жест несет знаковую функцию, это вторичная невербальность. А просто неверб коммуникация - выход за пределы рационалности, выход за пределы лингвоцентризма.

Неверб коммуникация - это трансляция личностных смыслов, мотивов поведения. Через невербалику можно передать много того, что не передается через язык.  Искусство - трансляция личн смыслов. Задача – прорваться за границы лингвоцентризма.

Смирнов – Корнилова – Лубовский.

Метод в широком смысле – путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов).

Методология – учение о методах и принципах познания.

Два понимания методологии:

Представление при рефлексии теории познания понимания метода в широком смысле,

Учение о системе методов (узкий смысл), посредством которых в ходе теоретического исследования проверяется правдоподобие (истинность) теории (гипотезы).

Метод в узком смысле – реализация определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предлагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.

Метод находится в неразрывной связи с теорией – любая система объективного знания может стать методом. Метод – это удостоверенная практикой теория.

Методология делится на 2 части: учение об исходных основах (принципах) познания и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.

Методология связана с философией -исследует представления и взгляды, на которые опирается исследователь.

Методология – это особая форма рефлексии, самосознания науки, включающая в себя анализ предпосылок и оснований научного познания, методов, способов организации познавательной деятельности, выявления внешних и внутренних детерминант процесса  познания, его структуры, критическую оценку получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации (Юдин).

 

Важно разделять понятия наука, философии и мировоззрения.

Определения Лубовского.

Наука – область человеческой деятельности, основная функция которой – получение знаний о мире и их систематизация, на основе которой возможно построение научной картины мира и научной практики.

Философия - научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания. Определенная часть философских знаний входит в структуру методологического знания.

Мировоззрение – обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и эмоц оценка человеком смысла его деятельности, совокупность убеждений и идеалов людей. Отношение человека к объективной реальности в каком отношении она находится к человеку.

Науковедение – отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки. Структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами жизни общества.  К ней относятся вопросы структурных единиц науки, факторы, влияющие на эффективность науки, способы оценки эффективности и т п.

 

Рефлексия – один из методов познания, особенностью которого явл направленность на само знание, на процесс его получения.

Для науки основное назначение методологического знания состоит в том, что оно выполняет рефлексивную функцию – позволяет исследователю выйти в рефлексивную позицию и осознать свои познавательные средства и адекватность их применения. Но всякая рефлексия порождает новое неявное знание. 

Виды Рефлексии: предполагает сознательный контроль за ходом, условиями процесса познания; осознание соотношения субъект – объект познания; осмысление собственных действий и их законов.

Функции методологии

Структурная организация методологического знания связана с функциями, которые оно выполняет в процессе научного познания. Возникновение парадоксов является сигналом для методологического анализа.

Методология дескриптивного типа – имеет форму ретроспективного описания уже осуществленных процессов научного познания.  Дескриптивная методология – рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая постфактум к вновь возникающим научным подходам.

К ней относятся следующие функции:

1)    Функция катализации, стимулирования процесса познания, как одна из основных функций методологического анализа.  С ней связаны проблематизация и критическое осмысление идей, формирование творческой личности ученого за счет расширения его кругозора, воспитания культуры мышления.

2)    Вторая функция связана с организацией и структурированием научного знания как целого, за счёт интеграции и синтеза, разработки общенаучных средств и форм познания и выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания.

3)    Эвристическая функция – способность переноса и использование полученных знаний в других науках.

4)    Мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зрения той или иной картины мира.

Нормативное методологическое знание включает положительные рекомендации и правила осуществления научной деятельности, выполняет роль предписания норм, направленных на решение  ряда организационных проблем научно – исследовательской деятельности.

По Юдину она выполняет 3 функции:

·          Обеспечивает правильность постановки проблемы (форма и содержание),

·          Дает средства для решения уже поставленных задач,

 

·          Улучшает организационную сторону исследования.