Про Спинозу

философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632-677). снял дуализм, имеющийся в философии Декарта.

Главное сочинение Б. Спинозы — «Этика».

Спиноза разработал монистическое учение. Есть одна субстанция. Он определяет ее как то, что существует само в себе и представляется само через себя. Она в самой себе содержит необходимость существования. «Существование субстанции и ее сущность — это одно и то же»

1. Все отдельные конечные вещи характеризуются расхождением между сущностью и существованием. Спиноза различает сущность и существование. Сущность — это характеристика вещи, то,  без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование — это есть она или нет. О каждой отдельной вещи можно сказать, что ее бытие случайно; в своем существовании она всецело детерминирована извне.

Субстанция в отличие от конечных вещей, содержит в себе существование, т. е. ей свойственно существовать. Из того, что сущностью субстанции является существование, Спиноза заключает о многих ее свойствах. В отличие от отдельных вещей, она ничем не производится, она не сотворена, существует в силу самой себя, а не в силу другого какого-нибудь существа, она вечна, бесконечна, одна, в отличие от множественности конкретных вещей. В ней нет целей, она действует только по необходимости, т. е. в соответствии с объективными закономерностями. Каждое из этих положений доказывается в теоремах.  Субстанцию Спиноза называл Богом или природой: природа отождествляется с Богом в том смысле, что является абсолютно самостоятельной и ничем не обусловленной, не сотворенной и вечной. Природа должна быть объяснена из себя самой. Понятие «субстанция» у Спинозы выступает как выражающее бытие вне нас существующей природы. Для бога в обычном смысле этого слова в системе Спинозы не остается места.

Если Декарт объясняет существование материи актом божественного творчества, Спиноза утверждает, что природа не нуждается в первоначальной причине. Это материализм.Из бесконечной полноты природы логически должно проистекать бесконечное количество ее атрибутов(свойств), каждый из которых выражает некоторую сущность субстанции. Для человека познаваемы только два атрибута — протяжение и мышление: «...субстанция мыслящая и субстанция протяженная составляют одну и ту же субстанцию, понимаемую в одном случае под одним атрибутом, в другом — под другим»

Каждая вещь как единичное проявление, частичка субстанции (ее модус) также имеет два атрибута: протяжение и мышление. Под атрибутом протяжения мы видим вещь как тело, со стороны мышления она выступает как идея этой вещи, ее духовная сторона, душа вещи. Поэтому они строго соответствуют друг другу. «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей». Из сказанного, отмечает Спиноза, становится понятно не только то, что человеческая душа соединяется с телом, но также и то, что должно понимать под единством тела и души. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело),  представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом — протяжения. Поэтому порядок и связь состояний тела, происходящих под влиянием взаимодействия с другими вещами, сообразны с тем, в каком порядке и связи располагаются в душе представления и идеи вещей в виде представлений, ощущений, воли и других психических процессов.

Так Спиноза разрешил дуализм Декарта. В отличие от Декарта, человеческое мышление он считал естественным свойством, проявлением мышления как атрибута всей субстанции. Протяженность и мышление не воздействуют друг на друга (как уДекарта), а соответствуют друг другу и в этом соответствии не отделимы друг от друга и от субстанции. Оба атрибута действуют совместно в каждом явлении согласно вечной необходимости, которая есть причинная связь в природе. Поэтому порядок и связь идей таковыже, как порядок и связь вещей.

У Спинозы есть указания на разную степень совершенства животных и человека. Из этого следует, что мышление как атрибут субстанции нельзя представлять по образцу и подобию человеческого мышления.

Человеческое мышление — это частный случай мышления как атрибута субстанции. В природе существуют разные формы мышления. Степень совершенства мышления Спиноза связывает с большей или меньшей способностью тела к действию: мышление выступает функцией действия тела в мире вещей. Такая трактовка начисто отвергает параллелистическое толкование учения Спинозы, ибо мышление объясняется не из структурно-анатомической организации, а связывается с формой действия в мире внешних тел. Это — высшее материалистическое решение проблемы духа и материи и представляет выход из тупика дуализма.  «За гипотезой Спинозы,— писал Л.С. Выготский,— стояла вся физика Галилея: в ней заговорил переведенный на философский язык весь принципиально обобщенный опыт естествознания, впервые познавший единство и закономерность мира». Система Спинозы — материалистический монизм.

Субстанция протяженная и она же может мыслить. Нет особой духовной субстанции. Однако проблему соотношения материи и мышления Спиноза не мог разрешить до конца. Единство материи и мышления

мыслится вечным. В связи с этим возникают трудности с ответом на ряд вопросов: всякое ли проявление субстанции имеет душу, какова функция (необходимость) психики и др.

На основе учения о субстанции Спиноза решает проблемы познания и аффектов. Различаются четыре способа приобретения познания: понаслышке либо по какому-нибудь другому произвольному признаку; отбеспорядочного жизненного опыта; путем заключения от общего положения к частному случаю, по следствию — о причине и т. п.; непосредственное восприятие сущности вещи через познание ее ближайшей причины. В «Этике» эти способы познания объединяются в три рода познания. Первые два способа образуют познание первого рода. Это мнение и воображение; существуют в форме образа. Это смутное неадекватное познание: во всех этих случаях душа воспринимает внешние тела через состояния собственного тела, так что в образах смешано то, что идет от вещей, и то, что — от своего тела. Продуктом познания первого рода являются абстрактные, т. е. неполные, понятия отдельных вещей (например, понятие человека, лошади, собаки. Познание второго рода — разум дает общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук. Их недостатком является отрыв от конкретных индивидуальных особенностей объектов, которые они обозначают. Познание третьего рода — интуитивное познание. Дает знание сущности вещей во всем многообразии причинно-следственных связей, при котором существенное и индивидуальное выступают в их подлинном единстве в форме конкретных идей. Так Спиноза намечает движение познания от абстрактного к конкретному, развитое позже в диалектическом материализме.

На основе монизма в учении о субстанции и учении о познании дается анализ аффектов. По оценке A.C.  Выготского: «Именно Спиноза боролся за естественное детерминистическое материалистическое причинное объяснение человеческих страстей. Именно он явился тем мыслителем, который впервые философски обосновал самую возможность объяснительной психологии человека как науки в истинном смысле этого слова и начертал пути ее дальнейшего развития». Учение об аффектах включает вопросы: о происхождении и природе аффектов (определение, классификация), о человеческом рабстве или о силе аффектов (оценка); о могуществе разума или о человеческой свободе (о борьбе с аффектами). Спиноза рассматривает аффекты

как естественные проявления природы. «...Из природы человеческого тела необходимо следуют аффекты; из природы человеческого духа следуют идеи этих аффектов; поэтому из существа человеческой природы необходимо следуют аффекты». Взятые под атрибутом протяжения аффекты — это состояния тела, в которых вследствие воздействия других тел преувеличивается или преуменьшается действительная возможность этого тела существовать и действовать. Рассматриваемые под атрибутом мышления аффекты — это ложная, внушенная окружающими вещами идея, в которой утверждается большая или меньшая, чем на самом деле, способность тела существовать и действовать. Впоследствии это положение Спинозыо динамогенном влиянии эмоций получило экспериментальное подтверждение.

Спиноза выделяет три основные аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Подчеркиваются их различия в зависимости от объектов, со стороны которых человек подвергается воздействиям. Из первичных аффектов образуется все многообразие страстей на основе трех принципов: путем изменения нашего представления о предмете, через сопереживание, по ассоциации.

Аффекты разных людей имеют индивидуальные черты и отличаются настолько, насколько сущность одного человека отличается от сущности другого. Большое место занимает проблема оценки аффекта. Спиноза не согласен со стоиками в том, что аффекты абсолютно зависят от человеческой воли и можно безгранично управлять ими. Опыт учит, что для ограничения и обуздания аффектов требуются немалый навык и старание. В связи с этим отмечается сила, власть аффектов над людьми. Аффекты определяют действия и поступки человека. По своей силе и ценности аффекты неодинаковы. Есть аффекты, приносящие пользу, —  удовольствие, веселость и т. п. — они увеличивают способности тела. Есть аффекты, приносящие вред, — сострадание, ненависть и т. п.— они угнетают человека. Но независимо от этого различия все аффекты вводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей. «Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов я называю рабством. Ибо человек, подверженный аффектам, уже не владеет сам собой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее,  однако принужден следовать худшему». По мысли Спинозы, человеческое рабство не в могуществе страстей, а в том, что их могущество сильнее, чем сила познания. Так как аффекты препятствуют жизни согласно разуму, от них необходимо освобождаться, как необходимо освобождаться от всякого рабства.

Поскольку невозможно приспособить к себе внешние нам вещи — все они не зависят от нас, только познание определяет наше могущество. С его помощью раскрывается истинная природа вещей. Но одного познания недостаточно. Из укрощения аффектов, замечает

Спиноза, не возникает блаженства. При познании высшего рода, т. е. второго и третьего рода, возникает новый особый аффект — высшее удовлетворение — блаженство, интеллектуальная любовь к миру.

Возникновение этого аффекта и составляет условие обуздания страстей. Так утверждается мысль о необходимости единства аффекта и интеллекта, в противоположность отрицательной оценке роли чувств в познании, которой придерживался до него Ф. Бэкон.

Таким образом, свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, как обычно думают, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости. Свобода противопоставляется не необходимости, а принуждению. Свобода как идеал человеческой жизни есть плод познания. Спиноза заканчивает «Этику» словами: «Если же путь, который я показал ... и кажется трудным, однако все же его можно найти». Впонимании Спинозой свободы проявляются рационализм и созерцательность.

Психология Спинозы — новый, важный шаг в становлении проблемы сознания как объекта психологического изучения. Вместе с психологией Декарта они составляют рациональную линию в трактовке сознания.

Спинозистская теория страстей проникла в «живую ткань современного научного знания». Она повлияла на разработку учения о человеке Э. Фромма, на формирование теоретической позиции С.Л. Рубинштейна.

Рационализм Декарта и Спинозы заложил фундамент учения о сознании.

 


 Психофиз. проблема

А

 

У Декарта:

Дуализм души и тела. Душа обладает мыслью/духом, тело – теплом и движением. Тело в отличии от души протяженное. Душа, или Я, познается через сомнение (я мыслю-следовательно существую), и таким образом наличие души (или разума в современном понимании) у Декарта доказано. Как Декарт этим методом убеждается в существовании тела, остается непонятным.

Далее, душа и тело связаны, о чем свидетельствует опыт. Причем как душа влияет на тело (с помощью желаний и воли через железу см. Далее), так и тело влияет на душу (с помощью животных духов – мельчайших движущихся частиц).

Тело некоторым образом неделимо, оно умирает только когда разрушается связь между органами (т е не просто отрезали руку, а между вну органами). Душа равномерно распределена по телу, но однако же в железе сконцентрированна большая ее часть. (Получается, что Декарт все таки нашел место расположения души в теле). Вот это место и является связующим материальным звеном между душой и телом.

Функции души – мысли. Они делятся на действия (желания, исходящие непосредственно из души) и страсти (все виды восприятий или знаний – получаемы от внешних вещей). Разделение по типу активное-пассивное. Страсти также делятся восприятия, ощущения, душевные движения (вызываются и поддерживаются некоторыми движениями духов). Со страстями нужно быть осторожнее,  Декарт их в разных местах упоминает по разному: так в конце произведения «Страсти души» он все же приходит к следующему. Желания – истинные душевные побуждения, не привязаны к телесному и зависят от ВОЛИ (что такое воля – у Декарта как то тоже не описано). Страсти – виды восприятия, некоторое сочетание телесного и душевного, вызываются и поддерживаются движением животных духов, т е телом. Есть только 6 простых страстей - удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль, все же прочие либо составлены некоторыми из этих шести, либо же являются их видами. 

В мозгу имеется небольшая железа, в которой душа более, чем в прочих частях тела. Малейшие движения в железе могут значительно изменить направление движения духов в мозгу,  и обратно, малейшие изменения в направлении движения духов могут значительно изменить движения этой железы. Всякое действие души опосредовано через железу, которая приходит в движение и заставляет двигаться тело. Когда душа хочет что-нибудь вспомнить – она двигает железу и духи направляются в различные части мозга. Встречаясь с порами, из которых духи уже выходили, они входят в них легче и вызывают в железе особое движение, которое говорит о воспоминании. Воображение – душа двигает железу и духи направляются в те поры мозга, которые должны открыться для представления того или иного предмета. Сосредоточение внимания – железа застывает в нужном положении. Каждое желание естественно связано с каким-нибудь движением железы, но при старании или по привычке его можно соединить с другими движениями (условный рефлекс?).

Страсти сопровождаются волнением в сердце, а значит и крови и духов. Душа(Воля) может преодолеть лишь незначительные страсти, сильные же может только удержать от последствий.

Нет высшенй и низшей части души, меж которыми идет борьба – борьба м б только между душевными движениями и движениями животных духов (т е – телом). Также борьба между душой и страстями. По этой борьбе определяется сила или слабость души. Душа действует согласно убеждениям, которые могут быть ложными и привитыми иными страстями. Сила души – в способности действовать согласно убеждениям. Важно познание истины, чтобы убеждения также были истинными. Нет души настолько слабой, чтобы при хорошем руководстве она не могла приобрести полной власти над своими страстями.

Главное действие страстей: побуждать и настраивать душу человека желать того, к чему эти страсти подготовляют его тело.

Страсти обеспечивают единство души и тела, но могут стать и источником заблуждения. Поэтому страсти нужно воспитывать, путем развития разума и воли. Среди таких средств - размышление и искусство. Единственное средство против крайностей: следует сдержаться и помнить, что все представляющееся воображению склонно обманывать душу.

 

У Спинозы:

У него все конечно покруче. Здесь я пишу только то, что относится к психофизической проблеме и идеям Декарта. Во-первых он вводит свои понятия, которые нужно знать и разбираться в них:

Субстанция – ее основное свойство существование. Любая субстанция имеет важнейший признак – атрибут. Частичка этой субстанции – модус (типо отражение, как макет). Душа – это мыслящая субстанция (мышление – это ее главный атрибут). Из мышления души следует способность к  образованию идей. Идею следует отличать от образа (в ее основе не обязательно образ) и слов (как внешних знаков). Можно говорить об объектах идей. Так объектом идеи души является тело. Душа и тело – это по сути одно и то же, с той лишь разницей, что главным атрибутом души является мышление, а атрибутом тела – протяжение. (Вот здесь получается, что все что имеет тело, то и имеет идею и, значит, душу, - по крайней мере я так понимаю). Для определения того, чем отличается человеческая душа от других душ и в чем она выше их, нам необходимо изучить, как мы сказали, природу ее объекта, т.е. природу человеческого тела. Чем способнее тело к большему числу одновременных действий, тем душа способнее к одновременному восприятию большого числа вещей. (Человеческая душа способна к восприятию весьма многого и тем способнее, чем в большее число различных состояний может приходить ее тело). Чем более действия тела зависят от него самого (без помощи других тел), тем способнее душа к его отчетливому пониманию.

Человеческое тело нуждается для своего сохранения в весьма многих других телах, через которые оно беспрерывно как бы возрождается. Душа сознает тело только через идеи о его состояниях. Душа, имеет смутные представления как о самой себе так и о внешнем теле, потому как узнает о своем существовании только при встречи с внешними телами (соответственно опосредовано через внешние объекты). Душа разрушается не из-за разрушения тела, а из-за того что находится внешняя причина, идея, которая входит в противоречие с существованием души. Человеческая душа не может совершенно уничтожиться вместе с телом, но от нее остается нечто вечное.

В душе нет места воле, а тем более свободной воле. Нет никакого утверждения или отрицания, помимо того, что уже заложено в идее. Нет абсолютной способности хотеть или не хотеть. Воля и разум – это одно и то же, их можно назвать отдельными волевыми явлениями.

Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому. К мышлению определяет модус мышления, к движению – модус протяженности.

Аффекты – этосостояния тела (corporis affectiones), которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний. Мы более всего несвободны в том, чего более яро желаем (находимся под действием аффекта)). Базовых аффекта 3 – удовольствие, неудовольствие, желание.

Душа стремится пребывать в существовании, это стремление и есть воля. Стремление и души и тела пребывать в существовании – это влечение. Осознанное влечение – это желание. Идея действующая на тело – действует и на душу.

 

 

Спиноза – крупнейший представитель философского пантеизма. Его система – одна из самых последовательных и разработанных. И при этом Спинозе принадлежит, пожалуй, единственная попытка построить свою систему в геометрическом порядке, необходимость следовать которому в той или иной разновидности провозглашали Декарт, Паскаль, Лейбниц. Трактат «Этика, доказанная в геометрическом порядке» начинается с трёх важных определений: субстанции, модуса и атрибута. Субстанция – то, что существует само в себе и представляется само через себя, причина самой себя, т.е. то, сущность чего заключает в себе существование. Атрибут – то, что ум представляет в субстанции как составляющее её сущность. Модус – состояние субстанции, то, что существует в другом и представляется через другое. Бог есть субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.

Далее Спиноза доказывает теоремы относительно субстанций. Наиболее важная из них гласит, что в природе не может быть двух или более субстанций с одним и тем же атрибутом, так как если бы существовали две субстанции с одним атрибутом, то они ограничивали бы друг друга в мысли, чего быть не может, ибо субстанции бесконечны.(Ι)

На основании введённых определений и теорем Спиноза доказывает существование Бога. Первое доказательство воспроизводит онтологический аргумент: Бог – субстанция, а природе субстанции с необходимостью присуще существование, следовательно, Бог существует. Второе доказательство: у каждой вещи должна быть как причина её существования, так и причина несуществования, допустим, что есть причина, препятствующая существованию Бога; она не может быть заключена в самом Боге, т.к. это абсурдно, но она не может быть заключена и в иной природе, не имеющей с Богом ничего общего, т.к. тогда она не может ни полагать существование Бога, ни уничтожать его. Нет причины, которая уничтожала бы Бога, следовательно, Бог существует. Третье доказательство: если то, что существует, суть только существа конечные, то они получаются могущественнее, чем существо абсолютно бесконечное; это абсурдно, раз мы (существа конечные) существуем, должно существовать и существо абсолютно бесконечное, т.е. Бог. После того, как существование Бога доказано, Спиноза доказывает одну из важнейших теорем в его системе: кроме Бога никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема. Бог обладает бесконечным множеством атрибутов. Если существует ещё какая-то субстанция, то у неё есть атрибуты, общие с субстанцией Бога. Это противоречит доказанной выше теореме (Ι). Таким образом, всё, что только существует, существует в Боге, и без Бога ничто не может ни существовать, ни быть представляемо. Среди всех бесконечных атрибутов Бога человеку известны только два: мышление и протяжение. Поскольку Бог в своём единстве задаёт параллелизм своих атрибутов, порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. Бог – производящая причина (природа порождающая) всех вещей (природы порождённой), из необходимости божественной природы вытекает бесконечное множество вещей бесконечно многими способами.

Согласно Спинозе, божественная субстанция по своей природе свободна и вместе с тем необходима. Она свободна, т.к. вне её нет ничего такого, что вынуждало бы её к каким-то действиям, т.е. она действует только сообразно необходимым законам своей природы. В природе нет ничего случайного, но всё определено к существованию и действию по известному образцу из необходимости божественной природы.

 

15. Учение об аффектах и этика Спинозы. Проблема свободы. Этический идеал.

В рамках этики Спинозы основное внимание уделено учению об аффектах. Аффект называемый страстью души, есть смутная идея, в которой душа утверждает большую или меньшую, чем прежде, силу существования своего тела или какой-либо его части и которой сама душа определяется к мышлению одного преимущественно перед другим. Спиноза выделяет три основных аффекта, от которых происходят все остальные: желание, удовольствие неудовольствие. Желание – влечение, сопровождающееся его сознанием. Удовольствие – переход человека от меньшего совершенства к большему. Неудовольствие – переход от большего совершенства к меньшему. Поскольку аффекты – это смутные идеи, они приносят человеку страдание. Чтобы избавиться от страдания надо сделать идею ясной. Таким образом, этика Спинозы тесно связана с гносеологией. Он выделяет 4 вида познания. 1) познание через беспорядочный опыт, с его помощью мы многое постигаем и образуем всеобщие понятия из отдельных вещей, но оно является искажённым и смутным. 2) познание через воображение, с его помощью мы постигаем и образуем всеобщие понятия из знаков.3) рассудочное познание, посредством которого мы постигаем и образуем всеобщие понятия и адекватные идеи о свойствах вещей. 4) интуитивное знание, которое ведёт нас от адекватной идеи о формальной сущности каких-либо атрибутов Бога к адекватному познанию сущности вещей. Истинное познание позволяет обуздать силу аффектов. Высшее счастье человека состоит в совершенствовании своего познания. Совершенствовать познание значит познавать Бога, его атрибуты и действия, вытекающие из необходимости его природы. Блаженство – душевное удовлетворение, возникающее вследствие интуитивного познания Бога. В этом состоит высшее стремление души и высшая её добродетель. Этический идеал Спинозы – мудрец, достигший счастья благодаря интуитивному познанию, человек, любящий Бога познавательной любовью. Познавательная любовь души к Богу составляет часть бесконечной любви, которой Бог любит самого себя. Приобщаясь к этой любви, мы можем отчасти встать на позицию Бога и взглянуть на мир под углом вечности, т.е. приобрести бессмертие.

 

Одна из важных этических проблем – проблема свободы. Согласно Спинозе в душе нет никакой свободной воли, т.к. к какому-либо хотению душа всегда определяется причиной, которая определена другой причиной и так до бесконечности. Спиноза определяет волю как способность утверждения и отрицания и, таким образом, отождествляет её с разумом. «Воля и разум – одно и тоже, т.к. отдельное волевое явление и идея – одно и тоже».