Про Декарта

 Переход к науке о сознании был совершён Рене Декартом.

 

 

 «Рассуждение о методе» – правила, которым надо следовать, чтобы достичь объективности:

·        Правило очевидности – не принимать за истину ничего, кроме того, что бы я познал таковым с очевидностью, т.е. ясно и отчётливо.

·        Делить каждое из затруднений на столько частей, сколько нужно для их преодоления.

·        Придерживаться определённого порядка, начиная с предметов наиболее простых и восходя к предметам наиболее сложным, предполагая порядок даже там, где он не дан в наличии.

·        Составлять перечни и обзоры максимально полные, чтобы гарантировать отсутствие упущений. Перечни гарантируют полноту анализа, а обзоры – полноту синтеза.

 

 доказательство бытия бога 

 

Если я нахожу, что я - несовершенное существо, то моя самооценка предполагает, что у меня есть представление о совершенстве. Откуда? Только от существа, которое обладает достоинством всесовершенства.
Как убедиться, что Бог существует? Понятие Бога - понятие всесовершенного существа. Признак всесовершенства включает в себя признак бытия, который не может быть заменен никаким другим признаком. Всезнающее, всеблагое... - но без бытия что стоят все совершенства? Следовательно, Бог обладает бытием и существует.
  Будучи существом совершенным и существуя, Бог не может нас обманывать, не может вкладывать в наши мысли иллюзии, не обладающие объективным содержанием. Наше мышление объективно и наши ощущения тоже дают представление о реальном мире. «Теологический костыль» - есть основания доверять. Значит, возможна наука.
Бог создал мыслящую субстанцию, нашу душу - разумную душу, которая не имеет связи с телом, и вложил идеи, имеющие объективное содержание, создал мыслящее существо, которое само из себя может брать свои знания. Проблема источника знаний - разум является самостоятельным, независимым от тела, ощущений как способностей органов тела. Априоризм - существует доопытное знание, говорил сам Декарт. Вся методология Декарта - принцип доверия интеллектуальной интуиции.
 
Cogito ergo sum - описано Августином Блаженным в V веке. В чем отличие? Согласно Блаженному Августину, даже имея все знания в собственной душе, человек собственными силами не в состоянии усмотреть эти знания. Нужна иллюминация, благодать.
Декарт: то, что Бог вложил, он вложил, дальше - не его дело. Достаточно естественного света разума, чтобы мы разобрались, что есть в нас, а чего нет. Проявление естественного света разума - интеллектуальная интуиция.
Если я всматриваюсь в содержание своих мыслей и не вижу оснований сомневаться, передо мной - истина. Это - интеллектуальная интуиция. Стоит всмотреться в положение cogito ergo sum, не могу не признать, что оно истинно. Интеллектуальная интуиция является исходной в методологии Декарта.

Дуализм - существование несводимых друг к другу начала. В более широком смысле Д. — это сосуществование двух различных, не тождественных друг другу принципов, образов мыслей, мировоззрений, жизнеустремлений и т.п. Дуалистичны, напр., следующие пары объектов: мир идей и мир действительности (Платон), Бог и дьявол, Бог и мир, дух и материя, природа и дух, душа и тело, мышление и протяженность (Декарт), реальный и возможный миры (Г.В. Лейбниц), 

В целом - дуализм Декарта, имеющий два проявления:
 
1 дуализм души и тела в человеке. Две субстанции - мыслящая и телесная, протяженная, совершенно отделенные друг от друга. Декарт говорит, впрочем, о шишковидной железе, в которой они соединяются, но это рассуждение не имеет последствий. В целом между ними пропасть. Мыслящая субстанция не имеет пространственных параметров, телесная субстанция - протяженная субстанция (имеет пространственные параметры). Декарт отбрасывает признание существования тела; оставляет мыслящую внетелесную субстанцию, она сама по себе, а тело - само по себе, если его признать.
 
2 дуальность Бога и мира. Деистическая позиция: Бог есть творец мира, на сотворив мир как протяженную субстанцию, он дал миру законы механики и первотолчок (количество движения, масса умножить на скорость, неизменно). Бог не вмешивается в дела мира. Дальше все развивается по законам механики. Жестким дуализмом назвать нельзя - абсолютная независимость после первичного акта связи.
 
Итог: посредством этих двух проявлений дуализма заострена проблема соотношения мышления и бытия (основной вопрос философии). Намечаются все возможные варианты решения этого вопроса: материализм, идеализм (объективный и субъективный), дуализм.

 

Существует протяжённая субстанция (resextensa) и мыслящая субстанция (rescogitans).

 

Поведение живых тел может быть объяснено через понятие рефлекса, состоящего из 3 звеньев.


 

 

Декарт первый дал критерий психического процесса – сознания.

 

По мнению Декарта, единственным атрибутом материального является протяжённость. Движения животного только кажутся целесообразными, на самом деле они происходят по механизму тела. Декарт опирался на схему кровообращения Гарвея. У Декарта в его схему входили только мышцы, суставы, нервы. Нервы рассматривались как полые трубочки, в которых двигаются «животные духи» – мельчайшие частицы, вырабатываемые в крови. Они переносят возбуждение от чувствующего органа в мозг и от мозга к двигательному органу. Декарт исключил из естественных наук психологии, но включил в круг естественных наук поведение животных.

 

Учения о страстях души. Декарт поставил следующую задача: если мы выделили две реальности (материальную и идеальную), то мы должны изучать их разными методами. У каждой из этих реальностей есть свои собственные проявления.

Однако душа не существует отдельно от тела. Душа помещается в теле таким образом, что она не просто существует с телом, а чувствует всё, что происходит с телом.

Страсти в широком смысле слова – это все те процессы, которые душа испытывает вместе с телом из-за внешних воздействий. Страсти в узком смысле слова: 6 первичных страстей и многообразие сложных страстей, образующихся на их основе.

Рационалистическая теория страстей

Страсти – это продукт тела и души. Поэтому страсти – это телесно-духовное состояние, характеризующееся двойственностью.

С одной стороны, в ответ на внешние воздействия, возникает мощная телесная реакция. Это телесный компонент страсти. С другой стороны, под влиянием внешних воздействий происходит также осмысление происходящего. Это мыслительный компонент страсти.

Воля – это особый духовный акт. Воля сильнее разума, она всемогуща. С помощью воли можно отделить одну мысль от телесных волнений и соединить эти волнения с другой мыслью. Волнения мы не можем отменить, а в мыслях мы хозяева, потому что у нас есть воля.

 

Рене Декарт (1596-1650) осуществил отождествление психического с сознательным в своём учении о душе.

 

Построение учения о природе на началах механики. Идея рефлекса как механизма движений тела. Автоматизм животных. Психофизиология страстей и её значение для решения психофизической проблемы.