9. Вклад античных врачей в учение о душе.

Вклад античных врачей в учение о душе.

Ждан: «Позиции материализма в античной психологии были укреплены успехами античных врачей в анатомии и медицине». 

По сути психофизическая и психофизиологическая проблема поставлена

 

А вообще вопрос какой-то странный

 

1. Алкмеон Кротонский (VI в. до н.э.). Издавна как на Востоке, так и в Греции конкурировали между собой две теории "сердце-центрическая" и "мозго-центрическая". Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кретоны, который пришел к такому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности, он установил, что из мозговых полушарий "идут к глазным впадинам две узкие дорожки". Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Т.о., учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, что была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою очередь, стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов. Ощущения, по Алкмеону, – исходный пункт всей познавательной работы. "Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой (прочности)". Тем самым и другие психические процессы, возникающие из ощущений, связывались с мозгом, хотя знание об этих процессах (в отличие от знания об ощущениях) не могло опираться на анатомо-физиологический опыт. 

2. Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н.э.). Философская база – Демокрит. Методы: опыт и наблюдение, индивидуальный подход. Психологическое учение: отвергается единое материальное начало в качестве основы органической жизни. Если бы человек был единым, то он ни когда бы не болел, а если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым. Но такового не существует. Учение о единой стихии, лежащей в основе многообразия вещей, Гиппократ заменял учением о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная). Отсюда, в зависимости от того, какая жидкость преобладает, – версия о четырех темпераментах, названных в дальнейшем: сангвиническим (когда преобладает кровь), флегматическим (слизь), холерическим (желтая желчь) и меланхолическим (черная желчь). Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась поныне):

  • на передний план выдвигалась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. 
  • источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от лат. "гумор" – жидкость). 

Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой. Следует заметить, что в XX веке ученые обратились к исследованиям как нервных процессов, так и жидких сред организма, его гормонов (греческое слово, обозначающее то, что возбуждает). Теперь и медики, и психологи говорят о единой нейрогуморальной регуляции поведения. Если взглянуть на гиппократовы темпераменты с общетеоретических позиций, то можно заметить их слабую сторону (впрочем, она присуща и современным типологиям характеров): организм рассматривался как смесь – в неких пропорциях – различных элементов, однако каким образом эта смесь превращалась в гармоничное целое, оставалось загадкой. 

3. Александрийские врачи. Основные представители:

Античная медицина получила особенно интенс. разв-е в период эллинизма (Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую оч. восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (334-323 до н. э.) до окончательного устан-я рим. господства на этих территориях, кот. датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.)), в св.с ростом античной н. в целом, ее дифферен-й на от­дельные науки. Возникают крупные науч. центры: в Пергаме (Малая Азия), на о. Родос, в Александрии (Египет), которая в III в. до н. э. при Птолемеях в силу истор-ки слож-ся обстоятельств становится главным центром античной культуры. Здесь начинает развиваться положительное знание (В Академии работали: Евклид - основатель геометрии; гениальный математик Архимед; географ Эрастофен; исследователь живой природы Стратон, создатель геоцентрич. системы астроном Клавдий Птолемей). В Александрии нек. время было разрешено вскрытие трупов «безродных» людей. Это спос-ло важным открытиям, связанным с именами двух александрийских ученых-врачей -> 

1) Герофил. Комментатор Гиппократа, описал мозговые оболочки, желудочки мозга, которым придавал важное значение. Он же дал описание устройства глаза, описал его оболочки, хрусталик.

2) Эразистрат. Описал разные части головного мозга, обратил внимание на извилины, связал богатство извилин мозговых полушарий у человека с его умственным превосходством над животными. Первым сказал о патогенной роли задержанных эмоциональных переживаний. 

4. Римские врачи. Основные представители:

1) Гален (II век н.э.).  Главный трактат – «О естественных способностях». Материальная основа качественно несходных процессов (питание, рост, размножение, ощущение, мышление) – пневма, особое животворящее вещество, движущиеся по нервам. Типы пневмы:

  • Животная пневма, ее источник в сердце порождает физиологические функции.
  • Психическая пневма, ее источник в мозге управляет произвольными движениями и переживаниями. 

Исследования головного мозга: мозг не является холодильником сердца (Аристотель), он – седалище интеллекта и чувств. Гален развил учение о темпераментах (Гиппократ): выделил 4 начала всех вещей (теплое, холодное, сухое, влажное) и 4 сока как строительный материал организма животных и человека. 13 темпераментов, из которых только один нормальный, остальные – патология.  Из лекций о Галене: основу живого орг-ма по Г. составляет spiritus anima (духи души); с помощью экспериментов над животными установил роль нервно-мозгового аппарата в осуществлении жизнеД. орг-ма, в т.ч., души; ввел в науку идеи невризма: перерезая нервы, понял что исчезает чувствительность -> нарушение фун-й в орг-ме -> вывод: ни одна из функций в орг-ме не осущ-ся без участия НС; попытка открытия Г. мех-в сердечного кровообращения.

2) Аэций (V в. н.э.). Описал 4 темперамента, которые традиционно называют гиппократовскими.

 

 

К разделу естественно-научных относятся также знания о зрительном восприятии. Их сводку дал Александр Афродизийский (конец II - нач. III вв.), перипатетик, перподаватель философии в Афинах.