8. Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души, о действии и поступке.

Аристотель (384-322 до н.э.). Родился в Македонии в семье потомственных медиков. Ученик Платона и учитель Александра Македонского.

Учение Аристотеля о душе – вершина античной психологии. Его тракт «О душе» - первое в мировой литературе исследование проблемы души, кроме того там дан исторический обзор предшествующих учений и их критический анализ (он тут пионер!).

Отвергал положение Платона об отделенности идей от вещей, тела и души.

По Аристотелю, все вещи и вся природа есть единство формы (форма – это вроде как назначение) и материи. Но допускается существование формы без материи – это нематериальный высший разум. + было учение о 4х причинах: Формальная, материальная, действующая, целевая (что есть придание доскам форму стола под действием столяра, которому нужно заработать денег на еду и это 4 причины появления стола)

Соответственно, душа – это форма живого органического тела.

Так, например, если б топор был живым, то его бытие топором и было бы его душой. Душой глаза, его формой было бы зрение.

 

Материя без души есть чистая потенция, она ничто и одновременно может стать всем, как расплавленный металл, который еще не принял определенной формы.

 

Душа делает тело живым, без нее оно было бы трупом. В душе заложены причина всех проявлений живого тела (от дыхания до мышления), а также цель активности живого тела. Заставляет растение быть растением, а животное – животным. Тело и все его части – инструменты на службе у души.

 

Таким образом, целенаправленность человеческой деятельности и сознания переносятся на более низшие уровни психической организации и на природу вообще (телеологизм – целесообразность бытия).

 

Душа как форма тела есть его суть, причина и цель всех действий. Это обобщено в понятии энтелехия: полная действительность тела, заключающая в себе и цель, и результат; единство материи, формы, причины и цели.

 

Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями, поэтому исследовать надо и душевные, и телесные проявления.

 

Аристотель критиковал Платона за разделение души на части, раздельные по локализации; говорил о единстве души и существовании отдельных способностей, но не частей.

 

Выделял три вида души, три ступени жизни (идея генезиса!): растительная, животная и разумная. Каждая из них обладает определенными способностями, причем способности более высокой ступени обязательно включают способности предыдущей. Она как бы «надстраивается» над предыдущей.

1.Растительная душа: размножение и питание.

2.Животная душа: +стремления (чувства), движение, ощущение и память.

3.Разумная душа (только у человека): + способность к мышлению.

 

Первые две понимались материалистически, а разумная душа идеальна, отделима от тела, и ее сущность божественна. После смерти тела она не исчезает, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства…

Таким образом, идеалистически объясняет признаваемое им качественное отличие человека. (Все функции растительной и животной души невозможны без тела, поэтому она и умирает. А если бы умирала и разумная душа, пришлось бы признать и гибель накопленных знаний).

Отмечает трудности познания души. Описание ее способностей как избранный им путь познания души.

 

Способности души:

- познавательные.

- движущие. Что касается движущих, то тут, по ходу, надо рассказать про энтелехию, душу как цель и т.п. Затем про соотношение чувства и разума.

- чувства и аффекты.

 

Познавательная способность души.

Познание (в том числе и чувственное) носит активный характер.

Начинается с ощущения, чувственного познания (значение чувственного опыта – влияние медицинского образования!):

- воздействие извне на 5 внешних органов чувств;

- уподобление ощущения воспринимаемому объекту (подобно тому как воск принимает форму чего-то там).

Таким образом, чувственное восприятие осуществляется и телом, и душой.

Пяти ощущениям соответствуют 5 органов чувств (из них главный – осязание, все остальные – для удобства). Кроме того, выделяется общее чувство (восприятие общих качеств – движение, величина, фигура и т.п.; сознание того, что мы имеем ощущение; сравнение и объединение ощущений в единый образ).

В разумном познании всем делом руководит только разум.

 

Сохранение и воспроизведение ощущений – результат работы памяти. Различает три ее вида:

- низшая: сохранение ощущений в виде копий предметов (ею обладают все животные);

- собственно память: к образу присоединяется временная характеристика (у животных, обладающих способностью к восприятию времени);

- высшая память: при участии суждения (только человек). Активный, произвольный ее характер, поиск путем установления каких-либо отношений. Суждение, по Аристотелю, может пониматься как установление связи, как синтез

 

Воображение, или фантазия – процесс образования представлений (образов). Представление – это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне.

В представлении содержания первоначальных, обусловливающих их впечатлений обобщаются. Животным оно заменяет мышление. Важность и для человека! Воображение составляет фундамент мышления.

 

Мышление: составление суждений, постижение общего. Оперирование понятиями!

Орган мышления нус – часть души, не прикрепленная ни к какому органу. При рождении ребенка нус вселяется в тело новорожденного, соединяясь с растительной и животными частями. Таким образом и происходит передача опыта, так как разумная часть души хранит все знания, существующие в нусе, т. е. всю культуру, накопленную человечеством к моменту рождения данного ребенка.

Эти знания не осознаются человеком, но актуализируются в процессе обучения или рассуждения, что схоже с позицией Платона и Сократа. Но, в отличие от последних, аристотелевский нус - это не постоянная идея, а вечно изменяющаяся культура, в которую каждое новое поколение людей добавляет что-то свое, т.е. нус вечно изменяется, его содержание непостоянно.

Каждый человек, узнавший что-то новое, сделавший какое-то открытие, носит его в своей душе.

 

Аристотель различает высшее и низшее мышление.

1.          низшее мышление: это мнения и предположения, в нем нет необходимости, оно ничего не исследует, не отвечает на вопрос «Почему?». Однако все равно необходимо в определенных ситуациях. Мнение (в отличие от воображения) связано с верой.

2.          высшее мышление: постижение истины, основы вещей, высших принципов науки. В свою очередь разделяется на 3 типа: 1) рассуждающее, логическое, дискурсивное (заключение из имеющихся посылок); 2) интуитивное (умение находить посылки); 3) мудрость (наивысший тип).

 

В зависимости от того, на что направляется мышление, выделяются два типа ума:

- теоретический разум: это наука, познание сущего таким, какое оно есть, создание истины о вещах. Касается общего.

- практический ум: направлен на деятельность; нормы и принципы действия, средства осуществления. Касается частного.

 

Познавательные способности не существуют отдельно друг от друга, берут так или иначе начало от ощущения.

 

Учение Аристотеля о действии и поступке.

Практическое назначение учения.

Разделяет все действия человека на произвольные и непроизвольные: в зависимости от того, где находится основание действия – в самом субъекте или вне него. Проблема действий разрабатывается в тесной связи с учением о воле.

 

Непроизвольные поступки (Под непроизвольным он фактически понимает поступок, совершаемый помимо воли индивида, поступок, причина которого находится вне действующего лица):

 

- случайные

- по необходимости: 1. по принуждению (заставляют под угрозой смерти + вынуждают силой) 2. требование природы (буря, ураган).

- по неведению обстоятельств (+\-) (выпил что-то, подсунутое тайным врагом, после этого начал буянить и убил кого-то)

- по природе тела.

И тем не менее есть поступки, которые нельзя совершать и которые не могут считаться извинительными ни при каких обстоятельствах 

Произвольные действия (произвольное - это, по-видимому, то, источник чего в самом деятеле, причем знающем те частные обстоятельства, при которых поступок имеет место):

 

- по привычке

- под влиянием стремления: 1. разумного, 2. неразумного.

- по неведению обстоятельств (+\-) - неведение общего, сознательный выбор порока (напился и убил собутыльника)

 

внезапные действия, совершаемые по влечению или в яростном порыве, являются произвольными, но их нельзя назвать сознательно избранными.

 

На практике трудно бывает определить, совершен ли поступок по неведению или он был преднамеренно задуман. Критерием является последующее отношение индивида к совершенному им самим деянию. Поступки по неведению, имеют результатом страдание и раскаяние того, по чьей ошибке они произошли.

 

 

Таким образом, не все произвольные действия являются волевыми. Волевым является лишь то действие, в основе которого лежит разумное стремление. Это стремление называется намерением и является результатом тщательного взвешивания мотивов (делиберации). Волевые действия направлены на будущее и в них есть разумный расчет. То есть, в их основе – стремление и разум. Человек размышляет о цели: достижима ли она, каковы возможные последствия. Поэтому воля неотделима от разума! Волевое действие является свободным, и в нашей власти совершать как благородные, так и постыдные поступки – их психологический механизм одинаков.

Воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу, так как принятие решений связано с представлением человека о своем долге, своих обязанностях.

 

Придавал важное значение воспитанию, которое должно быть заботой государства.

 

Подчеркивал, что знание как таковое само по себе не делает человека нравственным. Нравственное поведение формируется в реальных поступках. Поэтому так важно с раннего детства направлять поведение ребенка, формируя не только его действия, но и отношение к ним. Не менее важны индивидуальный, а не усредненный подход к обучению и воспитанию, учет всего комплекса индивидуальных особенностей человека.

Добродетели не даются нам от природы, но мы от имеем возможность приобрести их. Вообще все, что мы имеем от природы, мы первоначально получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в действительность.

 

 

Надо формировать способность к разумным поступкам.