7. Учение Аристотеля о душе, ее видах и способностях.

Направление

Я бы сказала, что деление на материализм и идеализм, появившееся позднее, слабо применимо для классификации философов античности с широкими взглядами и кругом представлений. В пользу материализма в его классическом определении свидетельствуют смертность души, ориентация на Чувственное познание. В пользу идеализма свидетельствует выделение высшего разума как не связанного с телом конструкта (с) Лена Алоец

Был основателем телеологизма (научные концепции и картины мира, признающие всеобщий характер целевой детерминации всех процессов и явлений не только в живой, но и в неживой природе)

 Основные труды Главное философское произведение - "Метафизика". Кроме этого написал следующие работы: "Первая Аналитика", "Вторая Аналитика", Топика", "Органон", "Физика", "Метеорология", "О душе", "Никомахова этика", "Большая этика", "Политика", "Экономика". 
Душа  
Душа/тело

«…душа есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнь» 

Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя.

Хотя душа бестелесна, ее носителем является особое органическое вещество — пневма, которая у животных вырабатывается в крови. Орган души — сердце

«Душа ничего не испытывает без тела и не действует без него». 

Все состояния души сопровождаются структурными проявлениями.

 

Единство души и тела означает необходимость воплощения принципа единства в самих методах исследования. Изучение души дело двух наук – естествоиспытателя и диалектика. Например, без психофизиологии нет гнева. 

 

Орган мышления нус – часть души

Виды (способности) души

1. Растительная (питание, рост, размножение)

2. Животная (движение, ощущения, стремления)

3. Разумная -> бессмертная, т.к. часть божественного ума

 

Бессмертие души


Форма не существует без вещи. Душа - форма, причина, энтелехия тела => не существует без него. Косяк только с разумным уровнем души, которая является бессмертной, т.к. часть божественного ума

 

Способности души

- познавательные.

 

- движущие. Что касается движущих, то тут, по ходу, надо рассказать про энтелехию, душу как цель и т.п. Затем про соотношение чувства и разума.

- чувства и аффекты.

Изучение души

 Аристотель говорит о трудностях познания души. Свое учение рассматривает в процессе размышления о душе. Выбирает способ изучения души по отдельным способностям.

Этот способ воплотился в современной психологии в рассмотрении психики по отдельным процессам. Это заложил Аристотель. Хотя все пониманию, что и душа, и психика – нечто целостное. 

Познавательные процессы

 

Ощущения

5 видов: слух, зрение, обоняние, вкус, осязание. Результат: конкретные свойства

Источник ощущения - внешнее воздействие. - воздействие извне на 5 внешних органов чувств; уподобление ощущения воспринимаемому объекту (подобно тому как воск принимает форму чего-то там).

6ое "Общее чувство" общее качество: движение, покой, фигура, число, форма, величина. Интеграция ощущения в единый (перц) образ. Благодаря общему чувству есть сознание того, что мы ощущаем

 

Память

Сохранение и воспроизведение ощущений – результат работы памяти. Различает три ее вида:

- низшая: сохранение ощущений в виде копий предметов (ею обладают все животные);

- собственно память: к образу присоединяется временная характеристика (у животных, обладающих способностью к восприятию времени);

- высшая память: при участии суждения (только человек). Активный, произвольный ее характер, поиск путем установления каких-либо отношений. (суждение - синтез)

Воображение

Воображение, или фантазия – процесс образования представлений (образов). Представление – это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне.

В представлении содержания первоначальных, обусловливающих их впечатлений обобщаются. Животным оно заменяет мышление. Важность и для человека! Воображение составляет фундамент мышления.

Можно комбинировать и перекомбинировать

Мышление

Мышление Составление суждений, постижение общего. Оперирование понятиями!

Орган мышления нус – часть души, не прикрепленная ни к какому органу. При рождении ребенка нус вселяется в тело новорожденного, соединяясь с растительной и животными частями. Таким образом и происходит передача опыта, так как разумная часть души хранит все знания, существующие в нусе, т. е. всю культуру, накопленную человечеством к моменту рождения данного ребенка.

Аристотель различает высшее и низшее мышление.

1.          низшее мышление: это мнения и предположения, в нем нет необходимости, оно ничего не исследует, не отвечает на вопрос «Почему?». Однако все равно необходимо в определенных ситуациях. Мнение (в отличие от воображения) связано с верой.

2.          высшее мышление: постижение истины, основы вещей, высших принципов науки. В свою очередь разделяется на 3 типа: 1) рассуждающее, логическое, дискурсивное (заключение из имеющихся посылок); 2) интуитивное (умение находить посылки); 3) мудрость (наивысший тип).

 

В зависимости от того, на что направляется мышление, выделяются два типа ума:

- теоретический разум: это наука, познание сущего таким, какое оно есть, создание истины о вещах. Касается общего.

- практический ум: направлен на деятельность; нормы и принципы действия, средства осуществления. Касается частного.

Чувства и аффекты

В концепции Аристотеля  чувства рассматриваются в тесной связи с деятельностью: они сопровождают деятельность и являются ее источником. Описывает чувства удовольствия и неудовольствия как показатели беспрепятственного протекания или нарушения протекания душевных и телесных процессов. Идея двойной регуляции поведения – эмоциями и разумом.

Сдержанно оценивает телесные удовольствия, но тем не менее высоко оценивает роль чувств в жизни человека, призывает не ограничиваться лишь удовольствиями высшего порядка. Типа, они придают полноту жизни.

Подробно анализирует аффекты (влечение, гнев (стремление к наказанию, неудовольствие), страх, отвага, злоба, радость, любовь, ненависть, тоска, зависть, жалость). В отличие от чувств аффекты как наиболее сильные и ярко выраженные виды эмоций мало поддаются рациональному осмыслению, и потому с ними очень сложно бороться. Аффект, по мнению Аристотеля, всегда приводит к спонтанному поведению либо к изменению ранее планировавшегося действия, поэтому последствия аффекта могут быть самыми разрушительными для человека. Аффект – страдательное состояние, вызванное каким-либо воздействием, возникает без намерения и обдумывания. Сопровождается телесными изменениями.

Рационализм: решающим компонентом аффекта является представление.

Сами по себе аффекты не являются ни добродетелями, ни пороками - о человеке следует судить по его делам, а аффект лишь определяет манеру поведения. Был против подавления аффектов (аффект необходим для подвига, например), следует лишь соблюдать меру, соразмерность аффекта причине. Он считал, что поступок всегда сопряжен с аффектом, причем каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная реакция на нее. Когда она избыточна либо недостаточна, люди поступают дурно. Правильный способ реагирования необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным трудом. Идея о том, что разумная регуляция, практическое мышление дают возможность, поняв собственные чувства, выработать в себе определенные правила поведения, воспитать себя собственными поступками.

Учение о катарсисе – очищении от аффектов. (Идею очищения, опорожнения заимствовал от Гиппократа). Заключается в эмоциональном переживании под влиянием искусства.

Страстям и аффектам противопоставлял устойчивость характера. Характер выражает сущность человека; не является природным свойством, а складывается под влиянием опыта. 

Воля

 не все произвольные действия являются волевыми. Волевым является лишь то действие, в основе которого лежит разумное стремление. Это стремление называется намерением и является результатом тщательного взвешивания мотивов (делиберации). Волевые действия направлены на будущее и в них есть разумный расчет. То есть, в их основе – стремление и разум. Человек размышляет о цели: достижима ли она, каковы возможные последствия. Поэтому воля неотделима от разума! Волевое действие является свободным, и в нашей власти совершать как благородные, так и постыдные поступки – их психологический механизм одинаков.

 

Воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу, так как принятие решений связано с представлением человека о своем долге, своих обязанностях.

 

Воспитание

 Подчеркивал, что знание как таковое само по себе не делает человека нравственным. Нравственное поведение формируется в реальных поступках. Поэтому так важно с раннего детства направлять поведение ребенка, формируя не только его действия, но и отношение к ним. Не менее важны индивидуальный, а не усредненный подход к обучению и воспитанию, учет всего комплекса индивидуальных особенностей человека.

 

Добродетели не даются нам от природы, но мы от имеем возможность приобрести их. Вообще все, что мы имеем от природы, мы первоначально получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в действительность.

 

 

Надо формировать способность к разумным поступкам.

 

Добродетель

Добродетель - это середина в страстях и поступках

I. Мужество (не боится хорошей (достойной, напр. на поле боя, смерти) - между страхом (боится смерти) и отвагой (не боится смерти)

Мужество бывает гражданское (настоящее), которое происходит от стремления к чести. Выбирает смерть, чтоб не запятнать честь; опытное, которое есть у наемников, не боятся, т.к. знают что делать, но боятся, когда что-то не по плану; яростное - под влиянием гнева; самонадеяное переоценка сил; неведают об опасности.

II. Благоразумие недо- бесчувственность, пере- распущенность

III. Щедрость недо- скупость (приобретает и не дает), пере- мотовство (дает, но не приобретает)

IV. Имущество в целом: великолепие: не скупится на дары, убранство...

недо- мелочность, пере- безвкусная пышность

V. Величавость (достоен великого и считает так) недо- бесчестие (принижение себя), пере- спесь

VI. Скромность недо- нечестолюбие, пере- честолюбие

VII. Ровность. недо- безгневность, пере- гневливость

VIII. Правдивость недо- притворство, пере- хвастовство

IX. Остроумие недо- неотесанность, пере- шутовство

X. Дружелюбие недо- зловредность, пере- подхалим

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Аристотель (384-322) – автор первого психологического сочинения – трактата «О душе».

Способ изложения – научный дискурс (определение понятий, доказательство, построение системы знаний).

Изложил взгляды предшественников о душе.

Дал определение души как энтелехии (тела). Представил описание души как систему познаваьеднгх и движущих способностей. Произвел классификацию действий. Выделил проблему характера.

 

Писал о душе не только в трактате о Душе. Риторика – наука о красноречии. Разработал понятие о характерах, а также общее понятие о действии.

В поэтике – учение о катарсисе как часть представлений Аристотеля об аффектах. Также основатель поэтики.

Три этики – также основатель этики как отдельной науки. Никомахова этика – никомахова отражает тот факт, что Аристотель писал это как наставление к жизни для своего сына – Никомаха. Также есть Эвдемова этика и Большая этика. Здесь важно учение Аристотеля о поведении человека, его нравственных основаниях. Ставит важнейшую проблему об ответственности человека за свое поведение, за что можно человека осудить, а за что – наградить. Все теории выходят так или иначе на проблемы практики.

Учение о государстве – «Политика» - развивает свои идеи о воспитании, так как считал, что это не частное дело семьи, а призвано подготовить человека быть гражданином. Это должно делать государство.

Труд «Метафизика».

 

Все науки, созданные Аристотелем, созданы на основе предшествующих знаний и опыта. Нельзя на пустом месте создать что-то новое.

«Трактат о животных» - выступает как схематизатор, систематизатор, автор многих наблюдений за животными. Трактат небольшой, но важный.

 

По сути Аристотель является создателем почти всех существующих наук.

 

С Аристотеля начинается изложение знаний о том или ином аспекте, круге явлений как научное знание, научный дискурс. Автор изложения знания как научного – строгого, сухого, с определениями, с историей вопроса, с разработкой проблем метода. У Платона – полет, метафора.

 

Аристотель  - провинциал, родом с севера Греции, из города Стагира. Часто его философию представляют по именем Стагирит. Он из рода врачей. Отец брал его с собой на врачебную практику, что способствовало воспитанию у Аристотеля любви к эмпирическим фактам, наблюдению. Интерес к познанию природы – характерная особенность Аристотеля. В 12 лет у Аристотел умирает отец. Опекун с 12 до 18 лет воспитывает Аристотеля дома. В 17 лет опекун отправил его на обучение в академию Платона. С этого времени начинается научная биография Аристотеля. Три этапа в научной жизни Аристотеля. Сначала – помощь и работа в школе Платона. Был самым выдающимся учеником Платона. Тяжело переживал его смерть.  С 347 по 335 – проводит в путешествиях по научным центрам Малой Азии, женится. Здесь он становится воспитателем Александра Македонского (342 – 336 гг). Здесь он приобрел опыт воспитания и обучения. Это впоследствии сказалось на его судьбе. После смерти Македонского Аристотель вынужден был бежать из Афин и закончил как изгнанник.

После смерти Македонского возвращается в Афины, где ему, как провинциалу, выделили место на окраине Афин, чтобы он мог открыть там собственную школу – Ликей (с 335 по 323 гг.). за эти 12 лет он сделал все то, что известно сейчас под именем Аристотеля. Потом бежал, и в 322 г. умер на острове своей матери.

 

Все его время путешествий, первой половины жизни, обучения предшествовало тому развернутому учению. Ничего не бывает сразу.

Его философия - перипатетическая философия.

 

 

Таким образом, Аристотель – основатель всех наук, прежде всего – о душе (как науки), основатель научного знания. 

 

 

 

Учение Аристотеля о природе души

Учение о душе является частью философской системы Аристотеля. 

Учение о четырех причинах:

категория материи, доски 

формальная, форма стола

действующая, (конкретные действия + субъект действия) столяр, который создает стол,

цели столяру нужно заработать на хлеб

 

Душа:

Первая категория отметается – душа не материальна.

Аристотель, что идеи не могут существовать отдельно от вещей. Вместо понятия «идея» он использует понятие «форма». Душа – есть форма тела, но не любого тела, а только такого, которое одарено жизнью. Живой организм состоит из материи и формы. Душа – это функция тела (Энтелехия)

Живые организмы обладают такими функциями как питание, рост (увядание), воспроизведение. Такие функции есть и у растений. Эти функции составляют душу растений. Это один из трёх уровней жизни наряду с животной душой и человеческой душой.

Животные ощущают, сохраняют образы ощущений, могут обладать представлением (воображением). На основе этого возникает чувственное стремление, приводящее к движению. При этом у животных сохраняются все функции растений.

У человека разумная душа. Ей присущи следующие способности: познавательные, разумные стремления. Человеку также присущи функции растительной и животной души.

Энтелехия (эн – «в», тэлос – «цель», эхэй – «иметь») – душа заставляет тело стремиться к реализации своих функций. Душа несёт в себе цель. 

 

Соотношение души и тела (в работе «О душе»).

«…душа есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнь» (Аристотелю. О душе. Кн. 1. Гл. 1).

Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя. Тем самым отвергались версии о прошлом и будущем души, способах ее соединения с внешним для нее материальным телом. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует.

Первичный уровень этих отношений представлен в процессах питания ("растительная душа") как ассимиляция живым телом необходимых для его существования материальных веществ. Это отношение предполагает специфическую активность организма, благодаря которой внешнее поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а именно – путем целесообразного распределения "в пределах границы и закона".

Такой специфический для живого организма способ усвоения внешнего и следует, согласно Аристотелю, считать душой в ее самой фундаментальной биологической форме.

Исходным для жизни является питание как усвоение внешнего. Этот общий объяснительный принцип Аристотель распространил на другие уровни деятельности души, прежде всего на чувственные впечатления, на способность ощущать, которая трактуется им как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от питания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта.

 

Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития: растительной, чувственной и умственной (присущей только человеку). Применительно к объяснению души Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась "верховным разумом", который не смешивался ни с чем телесным и внешним.

 

 

Виды души

Способности

Растительная

Питание. Движение роста и упадка. Воспроизведение.

Животная

Ощущение. Память. Воображение. Чувственное стремление. Движение.

Разумная

Познавательные способности. Разумное стремление.

 

Способности разумной души по Аристотелю

«…в разумной части души зарождается воля»

(Аристотель. О душе». Кн. 3., Гл. 9)

 

Познавательные способности

Ощущение

- отдельных качеств посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание)

- общих качеств посредством общего чувства

Память

- сохранение образа ощущения

- воспоминание

- припоминание

Воображение

- способность представления

- образы сновидений

Мышление

Теоретический ум

- опосредствованное логическое знание (эпистема), пользуется системой посылок, их сопоставлением и получаемым выводом (логика как наука о формах мышления, дедуктивная логика Аристотеля)

- интуитивное мышление (нус)

- мудрость (софия)

Практический ум

- рассудительность (фронезис)

Связаны с деятельностью и действиями

Способности, сопутствующие действию

Чувства: удовольствие, неудовольствие.

Способность приводить в пространственное движение

Аффекты (страсти): гнев, страх, радость, зависть и др.

 

Стремление: чувственное (желание и страсть) и разумное (воля).

Устойчивая направляющая способность

Характер. Черты характера в зависимости от возраста, социального положения.

 

Общее чувство воспринимает движение, покой. Общее чувство объединяет все данные о каком-то предмете в образ этого предмета. 

Представления о действии и деятельности. Аристотель считал деятельность формой жизни человека. Только деятельность с удовольствием является совершенной.

Аффекты – это страдательные состояния души. Они возникают непроизвольно под влиянием внешней ситуации. В этих ситуациях душа испытывает чувство удовольствия или чувство неудовольствия. В состоянии аффекта человек совершает такие действия, которые никогда бы не совершил в спокойном состоянии. Иными словами, в состоянии аффекта человек совершает действия вопреки свои предыдущим решениям.

 

Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движений посредством циркуляции крови.

Внешние впечатления организм запечатлевает в виде образов "фантазии" (под этим понимались представления памяти и воображения). Они соединяются по законам ассоциации трех видов –

смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое),

сходства и контраста. (Эти открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое впоследствии получило имя ассоциативной психологии.)

Хотя душа бестелесна, ее носителем является особое органическое вещество — пневма, которая у животных вырабатывается в крови. Орган души — сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нем кровь охлаждается до нужной нормы.

Учение Аристотеля о душе как цели проникнуто телеологизмом. Его гносеологическими корнями является перенесение специфических особенностей человеческой деятельности и сознания, которые носят целенаправленный характер, на низшие уровни психической организации и вообще на природу. «Как ум действует ради чего-нибудь, так и природа, а то, ради чего она действует, есть её цель»

Итак, Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии:

системности (организации),

развития,

детерминизма.

Душа для Аристотеля – не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему, душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но и сообразовываться с будущей целью.