6. Проблема аффектов в античной психологии (Аристотель, стоики).

Рассматривались  в связи с этическими проблемами.

Атомисты:

Демокрит рассматривал удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного, как критерии того, к чему следует стремиться и чего следует избегать. Целью жизни считал безмятежное и спокойное состояние, в основе которого лежит умеренность.

Эпикур: чувства есть помеха, следует избегать душевных тревог. Разумное удовольствие как цель жизни. Оно заключается в свободе от неудовольствия (атараксии), телесных страданий и душевных тревог.

Идеалисты:

Платон: не рассматривает удовольствие как высшее благо. Различал низшие (связанные с физическими потребностями) и высшие (связанные с эстетическими и умственными занятиями) удовольствия.

Стоики

Стоя - портик.

Основатель стоицизма в философии — Зенон из Кития на Кипре (ок. 333 — 262 гг. до н. э.).

Круг почитателей его философии собирался около расписанного Полигнотом портика, стои, отсюда название школы — стоицизм. Преемником Зенона был Клеанф (ок. 330 — 232 гг. до н. э.) — бывший кулачный боец. Его преемник — Хризипп (ок. 281/277 — 208/205 гг. до н. э.) — бывший атлет, бегун. Труды ранних стоиков до нас дошли фрагментарно.

 

Зенон и Хризипп делили философию на физику, этику и логику. Клеанф выделял в философии диалектику, риторику, этику, политику, физику, теологию. Зенон и Хризипп ставили на передний план в философии логику.

 

 

Древняя Стоя: Хризипп и Зенон (3 вв. До н.э.)

Средняя Стоя  (2-1 вв.до н.э.): Панэций.

Поздний стоицизм развивался в императорском Риме: Сенека(4-65), Эпиктет (55-135), Марк Аврелий (121-180).

 

Главным образом стоицизм известен по поздней стое.

 

В поздней стои стоицизм превратился в просветительскую проповедь духовно-нравственного содержания. Стоики разделили философию на 3 части:

физика (учение о природе),

логика (учение о познании),

этика (учение о нравственности и морали).

 

Важнейшее значение имело учение об аффектах (в этическом учении).

2 основных источника: материалистическая концепция Демокрита и учение Гераклита о логосе (Гераклит, впервые использовавший его, называл логосом «вечную и всеобщую необходимость», устойчивую закономерность). 

Учение строилось в борьбе с Эпикуром.

Суть их философского учения: впервые разработали учение о происхождении мира (миром правит логос, разлитый во всем сущем, логос обеспечивает порядок для неодушевленных предметов устойчивые состояния, для животных самодвижение, для человека разум). Считали, что развитие мира проходит стадии: сначала все возникает из разума (сначала сплошной разум), потом движение к отяжелению, а потом процесс распада, возвращение всего к началу.

Природа основывается на разуме, жить по природе - жить по разуму. В это же время киники: жить согласно природе - жить свободна от социальных норм, в соответствии с естественными потребностями.

Однако человек нередко в своих поступках руководствуется аффектами. Страсть - неразумное, противоестественное движение души или чрезмерное влечение. Существует 4 главных рода влечения: печаль, страх, вожделение, удовольствие. Всего 26 аффектов.

Источник печали - наличное зло. Страх - избегание ожидаемой угрозы. Вожделение - неразумное желание того, что является благом. Описали процесс аффекта.

Аффект как процесс. 1 стадия: под влиянием вн.воздействия в организме возникают физиологические изменения. (аффекты телесны).

2 стадия: непроизвольно наступает мнение о том, что произошло.

3 стадия: вмешивает разум. Здесь 2 варианта: когда разум не дает аффективному состоянию перерасти в аффект.

Учение о 3 видах ценностей: благо, зло и безразличие.

Благо - добродетель, зло - против добродетели, а все остальное безразличие.

Когда разуму нужно действовать быстро, он часто ошибается. Аффекты не разум, но они не возникают без него.

Аффекты возникают потому, что разуму свойственно ошибаться. Аффект - суждение, разумная оценка.

Где нет разума, там нет аффектов. Аффектов нет у детей, животных. У психически больных людей нет аффектов, есть только естественное влечение.

Аффект - неправильное суждение, ошибка разума, нужно не допускать этой ошибки. Моральная задача - не смягчение аффекта, а их искоренение.

Аффект имеет свою логику развития.

Стоики разработали рецепты по борьбе с аффектами. 1 рекомендация: не дать внешнего выражения аффекта. 2: не преувеличивать аффект воображением. 3: не спешить с одобрением аффекта. 4: разоблачить действие, на которое толкает аффект. 5: отвлечься на воспоминания другого рода.

Отрицательному отношению к аффектам сопутствовало представление о 3 добрых страстях: радость, осторожность, воля.

Радость противоположна возбуждению. Осторожность - противоположность страху. Воля - противоположность желанию, разумное возбуждение.

Стоики считали, что поскольку мир действует по собственным законам, которые изменить нельзя, ввели понятие судьбы, фатума. Мы всегда имеет в себе силы, чтобы изменить отношение к происходящему.

Идеал человека в стоицизме - сделать себя независимым от внешних обстоятельств. Человек - самодостаточное существо (автаркия). Он сам хозяин всего того, что с ним происходит, а не боги.

Каждый человек и должен иметь сильный характер. Что такое характер? Это определенность. Мы должны всегда воспринимать человека, знать, что от него ожидать. Качества: мужество, самообладание, спокойствие духа, справедливость. 

 

Стоицизм изначально задумывался как учение об индивидуальной этике, но позже это стало аристократическим учением. Таким образом, не отвечало чаяниям масс. Но были другие учения, закладывающие основу для христианства

 

В концепции Аристотеля  чувства рассматриваются в тесной связи с деятельностью: они сопровождают деятельность и являются ее источником. Описывает чувства удовольствия и неудовольствия как показатели беспрепятственного протекания или нарушения протекания душевных и телесных процессов. Идея двойной регуляции поведения – эмоциями и разумом.

Сдержанно оценивает телесные удовольствия, но тем не менее высоко оценивает роль чувств в жизни человека, призывает не ограничиваться лишь удовольствиями высшего порядка. Типа, они придают полноту жизни.

Чувства тесно связаны с деятельностью. «Удовольствие придает совершенство и полноту деятельности, а значит – и самой жизни» Чувства могут быть осознаны разумом и потому необязательно сказываются на поведении. В отличие от чувств аффекты - наиболее сильные и ярко выраженные виды эмоций – мало поддаются рациональному осмыслению, и потому с ними очень сложно бороться. Аристотель описывает чувства удовольствия и неудовольствия как показатели процветания или задержки в функциях душевных или телесных: удовольствие – беспрепятственной протекание, неудовольствие – их нарушение. 

Аффект всегда приводит к спонтанному поведению или  к изменению ранее планировавшегося действия. 

Аффекты: влечения, гнев, страх, отвага, злоба, радость, любовь, ненависть, тоска, зависть, жалость – все то, что сопровождается удовольствием или страданием.

Аффект – это страдательное состояние, вызванное в человеке каким-либо воздействием, возникает без намерения и обдумывания, под его влиянием меняются прежние решения.

Аффект сопровождается телесными изменениями. Решающий компонент аффекта – представление. Важна соразмеренность аффекта его причине, соотношение с ситуацией. Аффекты сами по себе не являются ни добродетелью, ни пороком. 

Каждый поступок сопряжен с аффектом. Каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная реакция на нее. Сами по себе аффекты не являются ни добродетелями, ни пороками - о человеке следует судить по его делам, а аффект лишь определяет манеру поведения. Подавление аффектов нежелательно с точки зрения нравственности, ведь без них невозможно будет наслаждение искусством, героизм, следует лишь соблюдать меру, соразмерность аффекта причине. Если реакция является избыточной или недостаточной, то люди поступают дурно. Правильный способ реагирования надо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным трудом. Человек есть то, что он сам в себе воспитал, выработал.

Рационализм: решающим компонентом аффекта является представление.

Учение о катарзисе – очищении аффектов. (Идею очищения, опорожнения заимствовал от Гиппократа). Заключается в эмоциональном переживании под влиянием искусства. Аффект нельзя победить, но его можно предупредить, очистить аффект, от накопившегося эмоционального напряжения. 

 

Страстям и аффектам противопоставлял устойчивость характера. Характер выражает сущность человека; не является природным свойством, а складывается под влиянием опыта.