Научная биография, основные понятия психологической концепции П.Я.Гальперина.

Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988)

  • Научная биография

Окончил Харьковский медицинский институт (1926). В 1926—1941 гг. работал в Украинской психоневрологической академии (Харьков), вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. И. Зинченко, В. И. Аснин и др.).

Историко-теоретические предпосылки создания теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Сам П.Я. Гальперин отмечал, что особое значение для него имели учение Л.С. Выготского о происхождении и природе высших психических функций и учение А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна об отношении психики к осмысленной внешней предметной деятельности.

Гипотеза Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии нашла полное подтверждение в экспериментальных исследованиях, проведенных под руководством П.Я. Гальперина. Какое влияние оказывает обучение на развитие, зависит от характера обучения. Как известно, П.Я. Гальперин выделил три типа учения в соответствии с тремя типами ориентировки.
П.Я. Гальперин различал три типа ориентировки по следующим основаниям: конкретная — обобщенная, полная — неполная, самостоятельно получаемая — данная в готовом виде.

Особенностью первого типа учения(неполная, конкретная, самостоятельная) является то, что оно не обнаруживает сколько-нибудь ясного отношения к умственному развитию. Умственное развитие не зависит от обучения, а наоборот, обусловливает его возможности.

Учение по второму типу (полная, конкретная, в готовом виде) не оказывает влияния на развитие.

Лишь обучение по третьему типу (полная, обобщенная, самостоятельная)  обеспечивает «мощный развивающий эффект». П.Я. Гальперин такой эффект третьего типа обучения объяснял его нацеленностью на приобретение общего метода исследования объектов, на формирование нового способа мышления.

Анализ разногласий между Леонтьевым и Гальпериным, предпринят Н.Н. Нечаевым («А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин: диалог во времени»). Автор сравнивает работы этих психологов разного времени и приходит к выводу о том, что между ними велась полемика по принципиальным психологическим вопросам.
Позиция «раннего» Леонтьева совпадает с подходом Гальперина. Однако в дальнейшем наметилось идейное расхождение: Гальперин критично относился к развиваемому Леонтьевым деятельностному подходу за игнорирование им конкретного изучения операционных аспектов деятельности.
Если Леонтьев занимался теоретическим анализом мотивационной структуры деятельности, то Гальперина интересовала реальная предметная деятельность, эффективность которой определяется не столько качеством мотивации, сколько ее операционным составом. Гальперин отмечал неразработанность в теории деятельности процессуального, операционального содержания деятельности и сделал его предметом своих исследований, составивших одну из общепсихологических концепций – учение о поэтапном формировании умственных действий и понятий.

 

  • Значение теории Гальперина:

1. новое понимание предмета психологии

Психология является наукой, которая изучает формирование, строение и динамику ориентировочной деятельности, от которых непосредственно зависит ее основное качество. Предмет психологии должен быть ограничен. Психология не может и не должна изучать всю психическую деятельность и все стороны каждой из ее форм.

Ориентировочный рефлекс - это система физиологических компонентов ориентировки: поворот на новый раздражитель и настройка органов чувств на лучшее его восприятие; к этому можно добавить разнообразные вегетативные изменения организма, которые содействуют этому рефлексу или его сопровождают. Словом, ориентировочный рефлекс - это чисто физиологический процесс.

Другое дело - ориентировочно-исследовательская деятельность, исследование обстановки, то, что Павлов называл «рефлекс что такое». Эта исследовательская деятельность во внешней среде лежит уже за границами физиологии. Гальперин правда предпочитает говорить об ориентировочной деятельности, поскольку ориентировка не ограничивается лишь исследованием ситуации, но предполагает оценку объектов, выбор путей и т.д.

Все формы психической деятельности можно рассматривать как различные формы ориентировки субъекта в проблемных ситуациях.

2. показана объективная необходимость психики

Главная функция психики – ориентировка в ситуации на основе образа.

Ситуация, когда психика не нужна, - процессы, происходящие внутри тела (автоматические). Большинству животных, ведущих активный образ жизни, необходимо психическое отражение ситуации (образ), иначе погибнут. Для получения отражения необходима ориентировочная деятельность.

3. определен объективный признак психики

Изменение значения вещей, которое было получено в прошлом опыте в результате активной ориентировки в наличной ситуации – объективный признак психического.

4. проанализирована эволюция психики в животном мире

Учение об эволюции психики.

Психика возникает в ситуации подвижной жизни для ориентировки в предметном поле на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа.

Выделяя в качестве единицы поведения отдельное действие, П.Я. Гальперин намечает общую линию его эволюции:

- уровень физического действия

Неорганические формы материи

- уровень физиологического действия

Организмы, действия которых регулируются физиологическими механизмами.

- уровень действия субъекта

Животные, действия которых регулируются в плане образа

- уровень действия личности

Действия человека, регулируются не только индивидуальным, но и социальным опытом.

5. рассмотрены итоги антропогенеза (отмирание инстинктов) и показано их значение

У человека нет инстинктов, у него не непосредственное отношение к объектам, удовлетворяющим потребность, а опосредованная системой общественных отношений.

6. разграничены понятия биологического, органического, социального в психике человека

У человека нет биологических потребностей (непосредственное удовлетворение), есть органические потребности.

7. введено новое учение о методе исследования

Адекватным методом исследования психики как ориентировочной деятельности становится формирующий эксперимент. Он является развитием экспериментально-генетического метода Выготского.

В связи с тем, что в своих сложившихся и автоматизированных формах ориентировочная деят-ть недоступна психологическому анализу, поэтому нельзя просто ограничиться наблюдением.

Для того чтобы процесс формирования ориентировочной деят-ти стал процессом ее познания, он должен быть управляемым.

Контроль за ходом развития действия предполагает наличие условий, «которые обеспечивали бы, — именно обеспечивали бы! — формирование новых знаний и умений с заданными показателями». К числу таких условий П.Я. Гальперин относит создание адекватной мотивации, обеспечение правильного выполнения нового действия, воспитание его желаемых свойств и превращение его в действие заданной формы. Совокупность этих условий получила название «поэтапное формирование».

В данном случае речь идет о формировании как психологическом методе, являющемся одновременно и методом обучения, и методом исследования.

В эксперименте подлежит организации вся система условий, которые обеспечивали бы формирование новых знаний и умений с заданными показателями.

Она включает в себя следующие моменты:

1. Необходимо создать схему ориентировочной основы действия, причем, не только в форме «устных указаний и объяснений», но и во внешней материализованной форме. Ребенок должен научиться правильно выполнять нужное действие по этому алгоритму. Активная роль учителя, который следит за правильностью выполнения каждого отдельного действия. Действие на этом этапе максимально развернуто и выполняется фактически с опорой на внешние вспомогательные средства.

2. ребенок заучил последовательность своих действий, причем, не просто в словесных формулировках, а на уровне понимания смысла каждого из них. На этом этапе учитель требует предварительного проговаривания вслух каждого шага решения (этап громкой речи)

3. этап внешней речи про себя

Ребенок проговаривает про себя всю последовательность необходимых действий.

4. этап действия в скрытой речи (собственно умственное действие)

 

 

Получаемый практический результат выступает в качестве способа проверки правильности исходных представлений о составе условий, необходимых для их формирования с желаемыми характеристиками, и средством анализа уже сложившихся форм психической деятельности.