Вехи научной биографии и основные положения психологической теории С.Л.Рубинштейна.

C.Л. Рубинштейн (1889-1960) получил философское, естественнонаучное, психологическое и математическое образование в лучших университетах Германии. В Марбурге он защитил в 1913 году диссер.по философии на тему «проблема метода». В психологию он пришел уже после революции. Во время замены психологии реактологией Рубинштейн отказывается принимать эту механистическую точку зрения, за что его объявляют персоной нон грата. Но Басов поддержал взгляды Рубинштейна (его субъективно – деятельностную концепцию) и назначил его зав.кафедрой в Пединституте им. Герцена в Петербурге. Затем его назначили проректором этого института. В 1946г. выходит второе издание книги «Основы общей психологии» (первое в 1934г.)

В 1948-1949гг. – Рубинштейн начал разрабатывать свой общенаучный принцип детерминации: внешние причины действуют только через внутренние условия. Следовательно, внутренние причины выступают как источники развития, причины саморазвития, движущие силы развития,  внешние причины – лишь условия развития (у Леонтьева все наоборот).

Основные публикации:

Принцип творческой самодеятельности (1922)

Проблемы психологии в трудах Карла Маркса (1933)

Основы общей психологии  (1940; 1946; 1989)

Бытие и сознание (1957)

О мышлении и путях его познания (1958)

Принципы и пути развития психологии (1959)

 

Субъектно-деятельностная концепция Рубинштейна.

1)Предметом психологии по Рубинштейну является «психика в деятельности». Психология изучает психику через посредство деятельности.  Психическое как сторона деятельности. Деятельность-объяснительный принцип.

2) Рубинштейн вводит принцип единства сознания и деятельности, который содержательно означает единство субъективного и объективного. Рубинштейн пишет: «деятельность человека – не реакция на внешний раздражитель, она также не внешняя операция субъекта над объектом – она переход субъекта в объект», при этом «в процессе перехода в объект формируется сам субъект». Сознание формируется в деятельности и в ней же проявляется.

3) Психика, личность, сознание формируются и проявляются в деятельности. Осознание зависит от места в структуре деятельности (цель всегда осознается).

4) Психика имеет двойную детерминацию: она является функцией мозга и детерминирована социальной действительностью.

5) Выделяет  иерархию уровней развития сознания:

 - реакции-минимально соотносятся с сознанием, т.к. их объектом является внешние раздражители

- действия – направлено на внутренние стимулы (цель), поэтому  всегда осознается

- поступок – соотносится с самознанием. 

6) понимание операции отличается от АНЛ. По Рубинштейну операция- это частное мелкое действие. По АНЛ – способ осуществления действия.

7) Рубинштейн различает деятельность и поведение (преобладает отношение человека к человеку, единицей анализа является поступок)

8) Психика познается в деятельности, но переживается непосредственно.

9) Психика существует уже в пренатальный период и составляет основу для дальнейшей деятельности, а деятельность – условие развития психики.

10) Интериоризация по Рубинштейну – механизм развития психики (камень в огород Леонтьева: голова до интериоризации не пустое место!, т.к. по АНЛ интериоризация – процесс порождения непсихического в психическое)

 

11) Единица анализа — действие. В действии есть все: аффективные компоненты, волевые и др. Действие- сознательный акт деятельности, который направлен на объект