Становление и варианты деятельностного подхода в психологии (М.Я.Басов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

Общее определение сути «деятельностных» концепций выражает крылатая фраза из «Фауста»: «В Деянии начало Бытия» (в начале было дело). Гальперин говорит, что сутью деятельностного подхода является «требование изучать психическую деятельность не саму по себе, а в составе внешней деятельности, которая определяет …строение психики; рассматривать психическую деятельность не как безличный процесс (что было характерно для ассоцианистической, физиологической, бихевиористической, гештальтистской и психоаналитической психологии), а как деятельность субъекта в плане психического отражения проблемной ситуации. (так этот вопрос советовала начать  АГ Чеснокова).

Существуют различные точки зрения о том, кто является автором принципа деятельности. Одни считают, что принцип деятельности сформулировал С.Л.Рубинштейн  в работе «Творческий принцип самодеятельности». Другие считают, что фундаментальное значение для развития понятия деятельности имели работы Выготского. Е.Е. Соколова считает, что появление деятельностного подхода – неодномоментное событие. В качестве предпосылок деятельностного подхода она выделяет:

1)      необходимость создания новой парадигмы исследования, которая была бы свободна от недостатков и ограниченности других уже существующих в психологии парадигм. К этой методологической работе подталкивали психологов запросы практики.

2)      Сдвиг тематики становящейся советской психологии с абстрактных лабораторных исследований на изучение процессов трудовой деятельности и психических процессов в ней. Исследования трудовой деятельности показывают, что трудовая деятельность – это не просто совокупность реакций на внешние раздражители, а нечто более сложное и целостное, свойства которого не могут быть выведены из отдельных реакций. Для научного описания и объяснения этих свойств наличный аппарат психологии был непригоден.

3)      Неизбежное в данных исторических обстоятельствах обращение психологов к философии марксизма.

1.       Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий Гальперина.

В данной теории раскрывается смысл положения о том, что «внутренняя деятельность имеет такое же строение как и внешняя». Критерием психического в теории Гальперина является ориентировка в плане образа проблемной ситуации.

  В теории Гальперина знания выступают как образования, производные от действий и их усвоения. Каждое действие состоит из 2-х частей: ориентировочной основы и исполнительной части. Действие включает в себя следующие компоненты: предмет преобразования, цель (продукт преобразования), средства, процесс преобразования, отражение и знание о всех перечисленных компонентах действия. По форме действия бывают материализованными (действия реального преобразования объекта, например, операции с картами, чертежами, схемами), умственными (в виде понятий и образов, например, счет в уме), речевые (объект действия представлен во внешнеречевом описании, а операции преобразования осуществляются в виде рассуждения вслух или шепотом), смешанные. Этапы процесса усвоения знаний по Гальперину: 1. мотивация (установление личностного отношения к усвоению действий)

                       2. усвоение схемы ориентировочной основы действия

                       3. выполнение действия в материализованной форме

                       4. выполнение действия в громкой речи

                       5. выполнение действия в речи про себя

                       6. выполнение действия в умственном плане

2. Субъектно-деятельностная концепция Рубинштейна.

1)Предметом психологии по Рубинштейну является «психика в деятельности». Психология изучает психику через посредство деятельности.  Психическое как сторона деятельности. Деятельность-объяснительный принцип.

2) Рубинштейн вводит принцип единства сознания и деятельности, который содержательно означает единство субъективного и объективного. Рубинштейн пишет: «деятельность человека – не реакция на внешний раздражитель, она также не внешняя операция субъекта над объектом – она переход субъекта в объект», при этом «в процессе перехода в объект формируется сам субъект». Сознание формируется в деятельности и в ней же проявляется.

3) Психика, личность, сознание формируются и проявляются в деятельности. Осознание зависит от места в структуре деятельности (цель всегда осознается).

4) Психика имеет двойную детерминацию: она является функцией мозга и детерминирована социальной действительностью.

5) Выделяет  иерархию уровней развития сознания:

 - реакции-минимально соотносятся с сознанием, т.к. их объектом является внешние раздражители

- действия – направлено на внутренние стимулы (цель), поэтому  всегда осознается

- поступок – соотносится с самознанием. 

6) понимание операции отличается от АНЛ. По Рубинштейну операция- это частное мелкое действие. По АНЛ – способ осуществления действия.

7) Рубинштейн различает деятельность и поведение (преобладает отношение человека к человеку, единицей анализа является поступок)

8) Психика познается в деятельности, но переживается непосредственно.

9) Психика существует уже в пренатальный период и составляет основу для дальнейшей деятельности, а деятельность – условие развития психики.

10) Интериоризация по Рубинштейну – механизм развития психики (камень в огород Леонтьева: голова до интериоризации не пустое место!, т.к. по АНЛ интериоризация – процесс порождения непсихического в психическое)

11) Единица анализа — действие. В действии есть все: аффективные компоненты, волевые и др. Действие- сознательный акт деятельности, который направлен на объект

3.Концепция АНЛ.

1) преодоление постулата непосредственности в виде снятия противопоставлении внешних и внутренних условий. В концепции АНЛ эта дихотомия снимается трехчленной схемой: «внешняя деятельность – процессы (внешние и внутренние) – образ». В качестве третьего звена, которое осуществляет отношение субъекта к объекту выступают различные формы предметной деятельности субъекта.

2) Психика и деятельность онтологически тождественны. Психика – функция деятельности. Идея незеркального, активного, пристрастного отражения мира

3) Специфика психического отражения по АНЛ состоит в его смысловой природе. Смысл по АНЛ это субъективно-объективная категория. Генетически исходной формой смысла является биологический смысл (когда абиотическое свойство действительности объективно связано с биотическими свойствами).

4) Психика представляет неразвернутое единство психики как процесса (активного отражения мира посредством различных форм внешней и внутренне деятельности субъекта) и психики как образа (свернутая деятельность).

5) Метод исследования психики – метод формирования.

6) процессуальными единицами деятельности являются: действие – операция – психофизиологическая функция. Выделение действий происходит по критерию мотива (предмета потребности), действий по критерию цели (сознательного образа желаемого результата деятельности), операций – по критерию способа выполнения действия (цели, данной в определенных условиях).Переход действия  в деятельность: сдвиг мотива на цель( приобретение целью самостоятельной побудительной силы). Переход  деятельности в действие: осознание мотива.

Психологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева

                                     Структура деятельности

 

Особенная деятельность         -      мотив (ради чего человек делает что-либо)

действие                            -              цель (что человек делает)

операция                            -             задача (как, т.е. каким способомчеловек что-либо делает)

физиологические функции

              

Действие – процесс, направленный на реализацию цели.

Цель – сознательный образ желаемого результата

Операция - это способ выполнения действия; это – акт, содержание которого отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится.

Задача – цель, данная в определенных условиях.

Потребность – состояние активной нуждыиндивида в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его существования.

Мотив – предмет потребности.

Особенная деятельность (или особый вид деятельности) – совокупность действий, которая вызывается одним мотивом.

Эмоция – отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.

Личностный смысл – переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Психика – свойство высокоорганизованной материи, оно заключается в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности

Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; оно направлено на удовлетворение потребностей.

 

Раздражимость – способность реагировать на воздействия, непосредственно входящие в обмен веществ. Или: способность реагировать на биотические (= биологически значимые) стимулы.

Чувствительность = способность реагировать на воздействия, которые прямо не входят в обмен веществ, а лишь ориентируют организм по отношению к воздействиям, входящим в обмен веществ (или: способность реагировать на абиотические стимулы) =

это первоначальная форма психики.

Этапы развития психики (по А.Н.Леонтьеву).

Первый этапэлементарная сенсорная психика: животное реагирует на отдельные абиотические свойства объекта. Ощущение (отражение отдельных свойств предмета)

Второй этапперцептивная психика: отражение действительности в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей. Восприятие (целостное отражение предмета). В деятельности впервые выделяются операции.

Третий этапинтеллект: отражение не только отдельных вещей, но и отношений между ними (т.е. ситуации). Решение двухфазных задач (фаза подготовки и фаза реализации): в структуре деятельности выделяются две операции.

 

 

Инстинктивные действия – генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения.

Научение – приобретение и накопление в онтогенезе индивидуального опыта.

Виды научения: 1. облигатное (обязательное) научение – становление и тренировка инстинктивных действий в ходе индивидуального развития животного.

2. факультативное научение – освоение новых, сугубо индивидуальных форм поведения. (Поведенческая традиция – явление передачи нового, изобретенного одним животным, способа поведения другим особям популяции).

 

Современное состояние. Разработка категориального аппарата теории деятельности велась после смерти АНЛ Давыдовым ВВ.,В.П. Зинченко и продолжена Леонтьевым А.А., Асмоловым А.Г. Д.А. Леонтьев интенсивно разрабатывает проблемы психологии смысла и психологии искусства. Исторические аспекты развития школы АНЛ находят свое отражение в работах А.Н. Ждан, Е.Е. Соколовой. С 70-х годов разрабатываются проблемы целеобразования и соотношения реальных и идеальных целей в норме и патологии (Братусь, Зейгарник,О.К. Тихомиров), рассматриваются различные аспекты мотивации человека (Вилюнас, Насиновская). В исследованиях Петренко разрабатывается категория сознания.  Проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии в контексте идей школы разрабатывались Мешковой Н.Н. и С.Л. Новоселовой.

Михаил Яковлевич Басов (1892—1931), ученик и последователь А. Ф. Лазурского, боролся за построение психологии на основах диалектического материализма, против идеализма Челпанова и механистического материализма Бехтерева, против биологизации психики человека. М.Я.Басов и его школа работали при Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена. В 1933 году в «Педологическом журнале» появилась монография М.Я.Басова "Опыт методики психологических наблюдений", как результат работы его школы.

Расценивая ситуацию в психологии как кризисную, Басов указал на субъективизм и идеализм в трактовке психики как источник кризиса. Путем выхода психологии из кризиса, по Басову, может быть объективное познание, в котором теория должна быть неразрывно связана с практикой. 

Указывал на роль педагогики (через педагогическую практику должны ставиться и решаться теоретические проблемы, касающиеся детства.). Проблема развития – одна из центральных.

Ввел термин «деятельность».

Предмет психологии по Басову – поведение («Предметом анализа становится вся реальная деятельность изучаемого объекта, весь процесс его поведения»), метод – наблюдение.

- «Процесс деятельности является равнодействующей, определяемой двумя факторами: социально-биологической средой и свойствами самого организма». Здесь при раскрытии снова выступает та же двухчленная схема: стимул — реакция. Она сохраняется, с ней не происходит никаких метаморфоз. И Михаил Яковлевич пишет: «Наш взгляд на главные пути познания не зависит от того, с каким именно организмом мы имеем дело».

- «Деятельность имеет свое строение».

Анализ структуры деятельности, согласно Басову, есть исходное начало в системе научной психологии, анализ этот ведется на основе двух основных, по выражению Басова, структурных элементов: стимула и реакции организма и воздействующей среды. Их связь есть акт поведения. Ответ же на вопрос о механизме этих связей дает физиология. Это ассоцианистическое представление структуры

Это скорее движение от понятия деятельности, потому что это возвращение по существу к поведенческим, в широком смысле слова, реактологическим, ассоцианистским по своему духу конструкциям (так написано у А.Н. Леонтьева).

Поведение состоит из системы актов, структура поведения развивается (все большая внутренняя целостность и связность между отдельными элементами).

Ступени в развитии    структуры    поведения описываются в терминах   старой    психологии:    низшие структуры поведения называются ассоциативно-детерминируемыми процессами, высшие — апперцептивно-детерминируемыми.

 Роль среды в развитии личности и поведения.

По Басову, человек «в каждом своем проявлении отражает всю среду и всю многовековую культуру».

При этом стимул рассматривается шире, чем непосредственная стимуляция, и включает прошлый опыт (стимул не сводится к физическим явлениям, видимо, имеется в виду, что стимуляция – физическое явление, а стимул - социальное).

Басов понимает среду как целостную, динамическую, иерархически организованную систему, в которой разные части имеют разное значение для развития организма (значение различных элементов среды для развития организма и психики не одинаково: набольшее значение имеет та сторона окружающей действительности, с которой человек активно взаимодействует).

Психологическое исследование должно понять изучаемый   организм как активного деятеля.

В целях анализа человека как деятеля Басов обращается к специфически человеческой деятельности — труду в разнообразии всех его профессиональных различий. Деятельность, по Басову, опосредуется «наукой», т. е. всем накопленным историческим знанием о деятельности.

Проблема сознания.

Специфика человека - наличие сознания.

Без сознательности человеческая активность лишена смысла и значения. Без сознания невозможна цель. Сознание делает подотчетными все формы внутренней активности.

Критерием осознанности является возможность выражения соответствующего содержания в языке.

 

В советской психологии в 20-е гг. наметилась тенденция считать проблему развития психики конституирующей в определении предмета психологии, а исследование развивающейся психики ребенка — одним из ведущих по своему значению и удельному весу (П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский и др.).

Главным предметом исследования Басова было развитие личности ребенка, детская психология. Вообще проблема развития рассматривается Басовым как проблема первоочередной важности в психологии («Проблема развития вместе с ... проблемами предмета и методологической составляет основание психологии»).

Басов против биологизации в психологии (например, при рассмотрении проблемы возраста, критикует биологические концепции, в соответствии с которыми возраст рассматривается как обусловленный биологическим развитием. Необходимость выявления специфически психологических закономерностей развития – задача психологического исследования).

Вопрос о соотношении наследственности и среды.

Стремится преодолеть механистические теории 2 факторов и бихевиоризм. Он различает развитие человека как организма и психическое развитие его как существа, живущего и активно действующего в социальной среде. Развитие организма (рост, развитие пола, НС, конституции) опирается на механизм, биологически зафиксированный в самом организме. Наследственность является здесь источником, а среда - только фактором, который действует согласованно или несогласованно с закономерностями механизма наследственности. В психическом развитии человека картина прямо противоположная: среда является источником, а наследственность – только фактором. Общее – всякое развитие есть результат взаимодействия наследственности и среды. Различна лишь роль каждой из них в развитии.

Ограниченность концепции Басова, по мнению Мерлина, состоит в том, что он рассматривает среду и наследственность как внешние по отношению друг к другу системы, взаимодействующие друг и другом (диалектико-материалистический принцип, согласно которому внешнее всегда действует через внутреннее, чужд Басову.)

Метод. Являясь в значительной мере продолжателем работы А.Ф.Лазурского с его естественным экспериментом, М.Я.Басов еще большее внимание уделяет фактору естественности в изучении ребенка, разрабатывая методику проведения длительного объективного наблюдения за ребенком в естественных условиях его жизни, дающую возможность целостной характеристики живой детской личности. Эта методика быстро завоевала симпатии педагогов и педологов, считалась перспективной  и стала широко применяться. По отношению к этому предмету Басов разработал метод наблюдения, который считал наиболее адекватным приемом психологического исследования. Наблюдение в естественных условиях Басов понимал широко: оно не исключало в качестве своих компонентов и эксперимента и самонаблюдения. В разработанной Басовым методике наблюдения придавалось большое значение культуре наблюдения. Его итогом является характеристика ребенка, основанная на материале, «охватывающем все формы активности ребенка во всех видах его деятельности, или, наоборот относящемся к отдельным ее сторонам». Характеристика нацелена на понимание личности ребенка и имеет важное значение   для педагогической    практики.

Попытка Басова ввести в психологию понятие деятельности в связи с задачей перестройки предмета психологии получила дальнейшее развитие в советской психологии в последующем в трудах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др.

 

В 1936 г. Педология была разгромлена, многие ученые репрессированы. Закрылись все педологические ин-ты и лаборатории. Выготский был объявлен "эклектиком", Басов и Блонский - "пропагандистами фашистских идей".