5. Личность и психологические воззрения Сократа. Сократическая беседа.

Сократ (469-399 гг. до н.э.) поставил в центр философии нравственную проблему человеческого поведения.

Личность СократаИменно особенности личности Сократа обусловили успех его учения и учения его учеников, в первую очередь Платона.

 

Личность Сократа. Сократ родился в семье каменотеса и повитухи. Получил хорошее образование, интересовался натурфилософий, но вскоре отказался от нее, т.к. она не могла объяснить вопросы о причинах поведения человека – вопросы, которые интересовали Сократа всю жизнь. Сократ создал свою философию, непохожую ни на чью другую, ни по методологии, ни по методу.

ократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей, при Делии, при Амфиполе.

Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада, воспитанника его друга Перикла, спас его жизнь в бою, но отказался принять в благодарность любовь Алкивиада, поскольку считал телесную любовь лишь следствием неспособности сдерживать порывы низменной стороны человеческой душ].

После установления в результате деятельности Алкивиада диктатуры, Сократ осуждал тиранов и саботировал мероприятия диктатуры. После свержения диктатуры граждане, обозлённые тем, что, когда афинское войско бросило раненого главнокомандующего и разбежалось, Сократ спас жизнь Алкивиада (если бы Алкивиад погиб, он не смог бы вредить Афинам), в 399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд.

 

Логика мышлений Сократа: ставил своей целью сделать людей лучше, но не был согласен с тем, чтобы сделать людей более успешными в их делах (как софисты)

 

Что такое человек? Человек состоит из тела и души. Душа - лучшее. Сделать лучше - сделать лучше духовно (умным, добродетельным).

 

Считал, что существует точное, общеобязательное знание нравственных добродетелей. Он называл это понятием. С Сократа начинается проблема понятия как общего объективного знания и обязательного для всех. Такими понятиями были: добродетели, мужества, прекрасного, долга. Эти понятия являются объективными, они находятся в душе каждого человека. И задача в том, чтобы сделать эти понятия живыми, известными для каждого человека. Таким образом, есть общие понятия и задача в том, чтобы эти понятия стали действующими. Сократ считал, что знаний этих общих понятий обладает действенной силой.

 

 

 

Сократ интеллектуалист, считал, что знание само обладает действенной силой. Но в душе человека эти знания есть (откуда неизвестно), но они запрятаны в мусоре житейских представлений. Задача - вызволить их и сделать доступными для сознания. 

 

Сократический метод - майевтика - приобретения и передачи знаний в форме диалога (повивальное искусство Сократа) получил применении в современной практической психологии.

 

Сократ был какое-то время учеником софистов, но затем выступил с их резкой критикой. Он утверждал, что есть общезначимое знание, обязательное для всех. Оно не является делом субъективного взгляда. Это знание касается нравственно-этических проблем. Что такое добро, зло, справедливость, несправедливость, ложь, правда, красота. Все люди в обществе должны этим общезначимым принципам следовать в качестве руководящих начал. Как эти истины получить и сделать достоянием каждого отдельного ума? Сократ разработал учение, в основе которого лежит положение, согласно которому в готовом виде истины нельзя передать ученику. Знание вырабатывается каждым человеком самостоятельно, но под влиянием учителя в процессе сократической беседы.

 

 

Сократ совершил поворот в учении о душе. В диалоге «Федон» есть фрагмент, где обсуждается вопрос, почему Сократ сидит в тюрьме и не бежит. Сократ сидит здесь не потому что тело его привязывает к этому месту, а потому что принял за обязательное решение афинян. Душа действует не путём толчка, а с помощью долга и мысли.

В учении о душе Сократ впервые указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души. Он определил душу отрицательно – как нечто, отличное от тела. Душа невидима, в отличие от видимого тела. Она – разум, который является божественным началом. Душа бессмертна, но у Сократа были сомнения

Сократ обратил внимание на значимость рефлексии. В процессе беседы с Сократом сначала человеку кажется, что вопрос очень прост. Когда диалог начинает разворачиваться, человек убеждается, что он очень мало знает о том, о чём берётся рассуждать.

 

Сократ говорил, что сам он не обладает знанием, бог не позволяет ему «роды», но дает ему возможность «принимать роды» у других. «Виновники в этом повитии – бог и я».

 

Сократическая беседа как путь обучения, который отличен от пути софистоы.

 

Особенности искусства обучения Сократа:

1. Темой должен быть один вопрос. Нельзя давать беседе расплываться.

2. Вопрос должен быть сформулирован в определенных границах. Он должен опираться на имеющиеся у человека знания. Нужно также определить термины, подыскать ирод, к которому может относиться определяемое понятие. Понятие должно охватывать все частные случаи. После определения собеседник вместе с Сократом должен был привести примеры из жизни, которые укладываются в понятие (добродетели, мужества и т.д.).

3. Нужно выделить противоречие и далее освободиться от ошибочных суждений. Выделяется новое положение и все повторяется заново.

 

Сократ никогда не давал готового ответа. В этом принцип Сократа. Он только способствует соединению разрозненных представлений, которые имел человек. Он предлагает оценить их значение для решения поднятого вопроса. То есть беседа – диалектический процесс для обнаружения противоречий и их устранения.

 

Беседа требует огромной отдачи от человека. Она требует включения всех душевных сил. Это несколько противоречит утверждению Сократа о том, что используется только знание.

 

Кант: если обучение понимать не как натаскивание. Самое главное – научить разумно мыслить. Это именно разум. Рассудок можно натаскать, а разум – нет. этому и учил Сократ.

Также беседа Сократа позволяет человеку познать себя. Он приходит с мыслью, что он все знает, а уходит с пониманием того, что ничего не знает. освобождение человека от мнимых знаний. Беседа пробуждает духовные силы человека, а не только его знания.

 

Беседы Сократа были вопросами из сферы морали и нравственности, они расшатывали привычные воззрения. Сократа поняли как разрушителя традиционных представлений, увидели в нем врага сложившихся устоев. Поэтому его обвинили и предали суду. Два обвинения – развращение юношества (расшатывание морально-нравственных устоев) и неуважение отеческим богам.

 

При решении важных вопросов Сократ советовался с каким-то демоном. Анри Бергсон отождествляет демона Сократа с философской интуицией. Само решение о том, как себя вести, дается с помощью всего хода разумного обсуждения, но этот демон удерживает, предостерегает отойти от намеченного пути.

Этим Сократ доказывал, что не отошел от богов.

Тем не менее, его казнили. Он очень мужественно принял смерть, потому что считал, что не всякая смерть есть зло. В данном случае надо предпочесть смерть, а не жизнь. «Вам нужно идти, чтобы жить, а мне – чтобы умереть. И что лучше – неведомо никому».

 

 

По С.П. Сенющенкову

Считается, что майевтика – метод Сократа. Однако некоторые зарубежные учёные и преподаватель семинарских занятий считают, что это достижение Платона. Метод майевтики опирается на концепцию врождённого знания, которой не было у Сократа, а была у Платона.

 

В мировой философии принята следующая точка зрения. Основной источник сведений о Сократе – Платон. Другие источники менее достоверны (например, Ксенфонту сложно верить, т.к. он не был философом; Аристофан также писал о Сократе).

В диалоге «Законы» Сократа нет. В остальных везде выступает Сократ. Исследование диалогов Платона сделать вывод о том, что там выделяется два Сократа, который между собой принципиально расходятся по многим вопросам. Первый Сократ действует в ранних диалогах Платона (1 том собрания сочинений, например «Апология Сократа», «Горгий», «Протагор»). Второй Сократ действует в поздних диалогах Платона (Федон, Федр, Государство, Теэтет, Тимей).

В ранних диалогах Сократ практически не высказывает никаких идей. Там описываются просто обсуждения, где ответ заранее не известен, собеседники вместе его ищут. Сократ использует логические приёмы. В поздних диалогах Сократ догматически излагает свои идеи. В ранних диалогах нет понятия идеи, нет ничего о бессмертии души и о припоминании идей.

Считается, что в ранних диалогах изложено мнение Сократа, а в поздних – Платона. Переходным диалогом является диалог «Минон». Там в начале говорит Сократ №1, а затем Сократ №2.

 

Все диалоги написаны после смерти Сократа. Первый диалог – «Апология Сократа», где описывается его смерть.

 

В диалогах Федон и Критон предлагаются разные обоснования неизбежности принятия смерти Сократом.

В апологии Сократа говорится о том, что неизвестно, является ли душа бессмертной. Поэтому можно говорить о том, что Сократ не был уверен в бессмертии души. А постулировал бессмертие души Платон.

 

 

Платон признаёт влияние страстей на поведение. Сократ же говорит о том, что всё поведение определяется разумом.