Гештальтпсихология: предмет, метод, области исследования, основные понятия.

Проблема целостности – главная проблема гештальтпсихологии. Предмет - психическая целостность. Термин «гештальт» впервые ввел Энфейс.

Метод – феноменологический.

Области исследования:

- восприятие (факторы и законы образования структуры; принцип изоморфизма)

Принципы целостности:

 

1. надсуммативность целого – не сводится к сумме составляющей частей. Основывался на том, что элементы, составляющие целое, могут меняться в своих характеристиках. Если изменения не касаются структуры целого, они не меняются качества целого

2. транспонируемость целого (гештальт остаётся узнаваемым также и в транспонируемой форме)

Гештальтпсихология возникла в начале 20-х годов в Германии как реакция против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии. Отцы-основатели: М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка – представители Берлинской школы; и, конечно же, огромный вклад внес К.Левин, основавший собственную школу.

Понятие «гештальт» было введено Эренфельсом в статье «О качестве формы» (1890) при исследовании восприятий.

1912 г. – статья о восприятии движения. Этот год – дата рождения гештальт-психологии. Задача – не описание экспериментов, а трактовка в свете принципа изоморфизма, действия разнонаправленных сил, основой которого являются гештальты.

1918 – Келер провел эксперименты с обезьянами. Это также начало гештальт-психологии. Было открыто, что мышление, интеллект у обезьян и человека разные. Если животное объединяет в единое целое условия и средства решения, то через некоторое время возникает инсайт (внезапное усмотрение связей для решения).

1920 – Келер проводит эксперимент с курами. Показал, что курица реагирует не на отдельные воздействия, а на целостные отношения между элементами ситуации. Гештальт – основополагающее свойство психики.

Коффка – объяснение развития с позиций гештальта: изначально мир гештальтирован, но гештальты не коммуницируют один к другому и сами по себе недостаточно совершенны.

20-е - журнал «психологические исследования». Распространение психологии. Формулируются основные принципы гештальт-психологии.

1926 – Левин выпускает книгу «Намерения…»

 

Первопроходцами целостной психологии были ученые Лейпцигской школы – Ф. Крюгер, И. Фолькельт, Ф. Зандер (конец 10-х – конец 30-х годов ХХ века). Главное понятие их психологии — понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Разрабатывать не стали – испугались каких-то методологических трудностей.

История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. В этой работе описал эффект кажущегося движения (стробоскопическое движение). Весьма занимательно.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера в Берлине складывается Берлинская школа гештальтпсихологии: М. Вертгеймер, К. Коффка (1886—1941), В. Кёлер (1887—1967), К. Левин (1890—1947). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю. Вообще гештальтисты серьезно вышли за пределы психологии → а давайте все процессы действительности определим законами гештальта!

Центральной в гештальтпсихологии является проблема целостности и целостного подхода в противоположность элементаризму и механицизму старой, ассоциативной, и новой, бихевиористской, психологии.

 

Важные моменты:

1. Новое понимание предмета и метода психологии: важно начинать с наивной картины мира, изучать реакции так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. В этой структуре отдельные элементы выделяются, они действительно существуют. Но они вторичны и выделяются по своему функциональному значению в этом целом. Целое нельзя разложить на элементы, так как тогда оно перестает существовать.

2. Критика метода аналитической интроспекции. Гештальтисты считали, что анализ является продолжением, первоначально восприятие дает целостную картину. Аналитической интроспекции был противопоставлен другой феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания. В отличие от интроспективной психологии от испытуемых требовалось описать предмет восприятия не таким, каким они его знают, но таким, каким они его видят в данный момент. В этом описании нет элементов.

3. С помощью экспериментов с использованием феноменологического метода было установлено, что элементы зрительного поля объединяются в перцептивную структуру в зависимости от ряда факторов. Этими факторами являются близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и др. Было сформулировано положение о том, что целостный образ — это динамичная структура и образуется по специальным законам организации. → Формулировка некоторых законов восприятия (не расписываю, так как думаю, что это уж точно все прекрасно помнят):

 Закон дифференциации фигуры и фона;( разделение зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне)

 Закон прегнантности(существование тенденции к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.)

 Закон дополнения до целого (амплификации)( четкие, но не законченные структуры всегда дополнялись до четкого геометрического целого.)

 

4. Данная феноменология объяснялась с помощью принципа изоморфизма. → Структуры не являются результатом психической деятельности. Психический мир есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов.

5. Экспериментальное изучение мышления (Кёлер, Вертгеймер, Дункер„ Майер). По Кёлеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, что все элементы, необходимые для решения, находятся в поле восприятия животного. Вертгеймер распространяет этот принцип на решение задач человеком → выделение основных этапов мышления:

 Возникновение темы → появление чувства «направленной напряженности», которое мобилизует творческие силы человека;

 Анализ ситуации, осознание проблемы → создание целостного образа ситуации;

 Решение проблемы → в значительной степени неосознанно, хотя предварительная сознательная работа необходима;

 Инсайт → возникновение идеи решения;

 Исполнительская стадия.

 

 

6. Работы К.Левина (1890-1947)

 Левин исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее формах, будь то поступок, мышление, память, является намерение — квази-потребность. Приставка квази- нужна Левину, чтобы отличить свое понимание потребности от уже сложившегося в психологии и связанного главным образом с биологическими, врожденными потребностями. Квази-потребность – это некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель, которая ставится или самим субъектом, или исходит от кого-то другого, например от экспериментатора. Она образуются в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями и направляют активность человека. Квазипотребность создает в личности систему напряжения. Эта система напряжения стремится к разрядке. В разрядке состоит, по Левину, удовлетворение потребности. Отсюда название теории К. Левина — «динамическая теория личности». Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации. Эта ситуация называлась Левином психологическим полем.. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к потребности субъекта. Именно потребность обусловливает то, что один предмет имеет побудительный характер, притягивает к себе, имеет положительную валентность, другой — не имеет такого побудительного характера, имеет отрицательную валентность.

 В связи с квазипотребностями Левин исследовал проблему целеобразо-вания и целенаправленного поведения. Эти исследования ввели в психологию комплекс важнейших понятий, характеризующих поведение, связанных с достижением целей: целевая структура и целевые уровни индивида, в том числе реальные и идеальные цели, уровень притязаний, поиск успеха и стремление избежать неудачи и некоторые др.

 Левин обогатил психологию рядом новых методов и методик:

a. опыты на прерванное действие (М. Овсянкина);

b. опыты на запоминание незавершенных и завершенных действий (Б. В. Зейгарник);

c. опыты на замещение (К. Лисснер и А. Малер);

d. опыты на выявление уровня притязаний (Ф. Хоппе);

e. опыты на пресыщение(А. Карстен) и др.

 

 

6. Гештальтпсихология получила применение в области психотерапевтической практики. На ее принципах в сочетании с психоанализом Ф.Перлз основал гештальттерапию.