Описательная и понимающая психология (В.Дильтей, Э.Шпрангер).

Вильгельм Дильтей (1833-1911) – основатель «философии жизни». Основной труд: «Описательная психология». Все науки о духе должны базироваться на психологии. Психология – основание наук о духе, как математика основание естествознания. Давал отрицательную оценку естественно-научной ориентации психологии (объясительной психологии). Свою психологии называл описательной и расчленяющей, противопоставляя описание – объяснению, а расчленение – конструированию схем из ограниченного числа однозначно определяемых элементов. Противопоставление понимания и объяснения – центральный методологический принцип описательной психологии.

Центральное понятие – переживание, выступающее в виде внутренней связи, неотделимой от её воплощения в духовном продукте. Т.о., соотносятся индивидуальное сознание и мир социально-исторических ценностей.

Герменевтика – учение об истолковании – средство воссоздания неповторимых культурных миров прошлого – связующее звено между культурой, человеком и отдельными науками: философия, история, психология.

Предмет: развитой человек и полнота готовой душевной жизни, описанная во всей ее целостности.

Метод: постижение, понимание. Понять – это значит оценить субъективные переживания как осмысленные, включить субъективные переживания в более широкие смысловые связи, которые определяют их.

Отличие от интроспекции: открывает содержание не только сознательного, но и бессознательного (интроспекция ограничивает познающего содержанием его сознания, закрывая выход в сферу объективного).

Структура сознания. Каждое состояние сознания включает в себя: интеллектуальную часть (содержание), побуждение и чувство (нравится/не нравится), волевой компонент как намерение, которое направляет каждый мыслительный процесс. Таким образом, жизненная ценность не есть нечто объективное — это то, чем мы пользуемся для достижения чувства удовольствия и удовлетворения.

Постижение ценностей и созидание новых ценностей – сущность душевной жизни и психического развития. Развитие душевной жизни происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим миром. Чувства и побуждение – движущие силы развития. Развитие состоит в переходе от элементарным к более высоким ценностям; каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности.

Человека нужно анализировать как существующего в обществе. Из осознания индивидом своей деятельности в обществе возникают гуманитарные науки. Дильтей разрабатывает программу описательной психологии. Первоначально объяснительные психологические системы строились как метафизические (например, у Декарта), но после краха метафизических систем (Гегель) психология стала опираться на математику (в первой трети XIX века), физиологию (вторая половина XIX века). Дильтей считает, что психология не обязательно должна идти по пути развития естественных наук, т.к. душевная жизнь дана нам априори. Связь между природными явлениями не дана нам априори (тут ученые строят гипотезы), но душевная жизнь дана нам как целостность, она дана нам в переживании, нет необходимости конструировать связи. Поэтому психология не обязательно должна быть объяснительной, она может быть описательной. Душевная жизнь исходно понятна нам, но мы используем привлечение новых связей, чтобы глубже понять ее. 

Дильтей выделяет:

1) структурную связь душевной жизни – строение  неизменное при  смене различных психических состояний. Это базовый способ бытия в мире, взаимосвязь чувственного, интеллектуального и волевого моментов. Это связь каузальна и телеологична.  Отсюда возникает закон развития душевной жизни.

2) При смене возрастов меняется смысл переживаний (та же идея у ЛСВ, психология развития как смена типов переживания, но эта программа так и не была реализована в связи со смертью ЛСВ).

3) понимание как установление связи между душевной жизнью и тем, что ценно для человека во внешнем мире. Дильтей ввел понятие «ценность» в психологию. Он показал, что проблема построения психологии по естественно научному типу заключается в том, что в природе нет тех реалий, которые могут помочь понять человека.

Методы исследования по Дильтею: внимательный, критический анализ документов определенной эпохи. Важно понять, почему человек написал то, что он написал. Сопоставительный анализ текстов.

2. Эдуард Шпрангер (1882-1963). Развил позиции Дильтея. Задачи духовно-научно психологии – исследования отношения индивидуальной духовной структуры субъекта к структуре объективного духа (предмета общей психологии как науки о духе) и выявление типов смысловой направленности, «форм жизни» (предмет дифференциальной психологии как науки о духе).

Указывал, что ценности – это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействие.

 

Тип ценности

Формы жизни (типичные основные формы индивидуальности)

Теоретические (область науки, проблема истинности)

Теоретический человек: стремится к познанию

Экономические (материальные блага, полезность)

Экономический человек: эффект полезности как смысл всей деятельности

Эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений и самовыражению)

Эстетический человек: стремиться постигнуть единичный случай, исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями

Социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувства себя в другом)

Социальный человек: смысл жизни в общении, любви, жизни для других

Политические (власть как ценность)

Политический человек: стремление к власти, чести, господству, влиянию

Религиозные (смысл жизни)

Религиозный человек: относит всякое единичное явление к общему смыслу жизни и мира

 

В каждой индивидуальности представлены все 6 типов ценностей. Индивидуальности различаются на основании преобладания какой-либо ценности (см. формы жизни). Чистых типов не существует. Исходя из своей классификации Шпрангер сделал педагогические выводы: всеобщее образования не должно быть одинаковым для всех, нужно рано угадать ещё не сформированный  тип индивидуальности человека и учить его в соответствии с его предрасположенностью.

 

Психология понимания открыто противопоставляет себя естественным наукам и носит умозрительный характер. Это своего рода возвращение к психологии как науке о душе. Выготский: «Понимающая далека от адекватной разработки проблем культурного развития».