Индивидуальная психология А.Адлера.

А.Адлер (1870 - 1937) - австрийский психолог и психиатр, ученик Фрейда, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. А также он является создателем социального Психоанализа. В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности». Основными положениями его теории явились наличие социального интереса и стремление человека к превосходству. Он создал индивидуальную психологию, полагая, что человек изначально, врожденно социален, и человеческая мотивация является социальным поведением. “Я” у Адлера креативно. Это высоко персонализированная креативная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма. “Я” ищет и создает опыт, который поможет в осуществлении уникального жизненного стиля личности. В его теории акцент делится на уникальности личности, как системе мотивов, черт, интересов, ценностей. Люди стремятся к развитию уникального жизненного стиля. По его мнению, не сексуальность, а чувство неполноценности занимают центральное место в личности и выступают факторами развития каждого человека. Чувство неполноценности стимулирует психическое развитие индивида. Он стремится преодолеть его, стремится к превосходству. У него бессознательно формируются механизмы компенсации и сверхкомпенсации дефекта. Движущей силой Адлер считает не сексуальность вовсе, а чувство неполноценности, которое появляется из врожденного стремления к кооперации с другими (в профессиональной сфере, в социальных контактах, в любви), на его формирование влияют органические недостатки органов (морфологические и функциональные) и субъективные факторы – переживание затруднений в социальных отношениях (в детстве – из-за неправильного воспитания: у изнеженных детей не возникает чувство собственной ценности → они затрудняются при установлении взаимопонимания с другими людьми, а бессердечные дети видят в окружающих только врагов → не могут кооперироваться). понятие неполноценности выражается в 2 терминах: чувство неполноценности (свойственно каждому) и комплекс неполноценности (сила, которая приводит к деформация в поведении человека). При этом чувство неполноценности – нормальное чувство, т.к. является стимулом психического развития индивида. С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели. Она вырабатывается индивидуально, как компенсация конкретной неполноценности, и задает индивидуальную личностную структуру, “стиль жизни”,который формируется к 4-5 годам и ведет весь поток душевной жизни в определенном направлении. Его формирование во многом зависит от семейной ситуации, особенно от отношений с матерью. (Человек вообще не может рассматриваться вне общества, он социальное существо и обладает социальным чувством, с помощью которого решает три главных проблемы: выбор профессии, умение общаться с людьми ,разрешение чувства неполноценности.

 Стиль жизни фактически приравнивается Адлером к личности.  Социальный интерес развивается в трех основных сферах: профессиональной, социальной и  в браке.  Формирование стиля жизни зависит от взаимоотношения с социумом (сначала матерью, потом – семьей, потом – окружением). Без социального чувства и социального интереса невозможно добиться успеха в ключевых жизненных сферах. Цель социального интереса – совершенство общества как компенсация индивидуальной слабости. Если у личности хорошо развит социальный интерес – она нормальная с нормальным уровнем компенсации. Если нет – она невротическая с увеличивающимся чувством неполноценности и преувеличенной целью. Метод Адлера – терапевтическая практика. В терапии: с помощью своей терапии учил укреплению веры человека в свои силы. «Каждый человек может достичь всего».

 

Учил в своей терапии способности к сотрудничестве людей. Теория Адлера хороша на практике, особенно для воспитания трудных детей. Согласно Адлеру, дефект сам по себе не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания. Это утверждение сохраняет свою значимость и сегодня. В то же время еще Л. С. Выготский указал на абстрактность теории Адлера, по существу снимающей разницу между воспитанием аномального, например глухого, и нормального ребенка и поставил задачу разработки путей и средств воспитания аномальных детей.