1. Становление и этапы развития психоанализа З.Фрейда. История психоанализа в России.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии. Конец 19 – начало 20 в. в Австрии – это крушение патриархальных принципов, расцвет национализма, экономические кризисы, становление иррационалистического сознания.

История психоанализа берёт своё начало в 1890-х годах в Вене, когда Зигмунд Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний. Впервые термин «психоанализ» был употреблён Фрейдом на французском языке 30 марта 1896 года в опубликованной им в Неврологическом Журнале статье об этиологии неврозов. В 1885 году Фрейд проходил стажировку в клинике Сальпетриер под руководством французского невролога и психиатра Шарко, оказавшего на него сильное влияние. Особенно внимание Фрейда привлекает опыт гипноза Шарко и Бернгейма. Но он замечает: гипноз в особо тяжелых случаях не помогает. Но есть и предположение, что Фрейд сам не в совершенстве им владел и решил отказаться от него. Фрейд находит новые способы в толковании сновидений, ассоциаций, оговорках, забываний и пр.

                Итак, психоанализ – исследование и интерпретация этого материала, терапия психоневрозов с ядром в учении о бессознательном.

Эволюция взглядов Фрейда в 3 периодах научного творчества:

1)            1897 — 1905. Охватывает период после того, как он отошел от использования гипноза  с И.Брейером. Психоанализ как метод лечения неврозов. Первый вариант учения о системе душевной жизни с тремя уровнями (сознательное + предсознательное + бессознательное с цензурой посередине). «Толкование сновидений» (1900) — показывает, утверждает, обосновывает положение о связи соотношений психических сил, которые обнаружились на патопсихологическом материале, на здоровых людях. Структура сновидения как материал для вывод о том, что сновидения также как симптомы больного - символическое исполнение вытесненых желаний. Метод свободных ассоциаций, метод толкования сновидения, метод толкования ошибок повседневной жизни, метод толкования остроумия. Таким образом складываются методы, представление об общих психических механизмах, лежащих в основе ессознательного: смещение и др. Складывается проблема индивидуального развития либидо — учение о детской сексуальности.  Приобретение психоанализом популярности.

2)      1906-1918. Превращение фрейдизма в общепсихологическое учение о личности и развитии. «Лекции по введению в психоанализ».  Описание психических процессов с динамической, топической и экономической точки зрения. Распространение психоанализа на область творчества и истории. Отход от Фрейда первых соратников Адлера и Юнга.

3)            после Первой мировой войны. Под ее влиянием изменение учения о влечениях. Новая структура личности. Становление психоанализа как философской системы.

Итак, психоанализ рассматривает душевную жизнь с топической, динамической и экономической т.зр.

Психика состоит из 3 сфер (топическая теория):

1)            Сознательное (имеет свойство переживания)

2)            Предсознательное (имеет способность сознания, т.к. является латентным бессознательным)

3)            Бессознательное (вытесненная бессознательная психика, не обладающая способностью проникнуть в сознание)

Психический детерминизм: он предполагал, что всякая мысль и всякое поведение имеют значение или повод. Всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали. Психология не обращает внимания на описки и сновидения. Но у них есть причина. Все эти ошибочные действия и сны открыты сознанию, а причины – нет. Они в бессознательном. В этих проявлениях – один и тот же конфликт – противоположно направленных душевных сил: нарушенной тенденции какого-то социально неодобренного желания и цензуры, вытесняющей идею в бессознательное, где она продолжает существовать.

Методы анализа объективных проявлений бессознательного:

1)            Анализ свободно всплывающих ассоциаций

2)            Толкование сновидений

3)            Анализ ошибочных действий повседневной жизни

Энергетическая теория: подход со стороны затраты энергии: т.е. влечения заряжены определенной энергией. Она создает напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием. Организм стремится снизить напряжение для удовольствия, т.е. душевные процессы регулируются принципом удовольствия-страдания. Увеличение напряжения, возникающее при неудовлетворенном желании ощущается как дискомфорт, а уменьшение как - удовольствие. Это Ф. назвал принципом удовольствия - психический аппарат стремиться поддерживать уровень возбуждения на низком уровне.

Динамическая теория: В окончательном варианте психическая сфера представлялась как:

1)            «Я» (сознание),

2)            «Сверх-Я» (бессознательная система требований к «Я», система моральных требований)

3)            «Оно» (мощное бессознательное, в к-ом и собираются все влечения).

Сначала Фрейд различал 2 типа влечений: сексуальные (подчиняются принципу удовольствия) и влечения «Я» (подчиняются принципу реальности). Потом Фрейд объединил их в группу влечений к жизни (эрос) и добавил влечение к смерти и разрушению (танатос). Путь развития психики человека: ребенок рождается, наполненный влечениями, в основе которого лежит энергия либидо.

Развитие личности: Фрейд останавливал особое внимание на  развитии личности. Он полагал, что развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост по большей части представляет развитие этой базовой структуры. Он выделил 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения. Именно это овладение и было названо Ф. процессом развития личности.

Драматическая судьба русского психоанализа: в дореволюционный период идеи Фрейда нашли отклик среди части русских ученых, имевших возможность ознакомиться с теоретическим и клиническим психоанализом как во время заграничных командировок, так и в процессе осмысления результатов психоаналитических исследований, опубликованных на страницах зарубежных и ряда отечественных журналов, включая “Психотерапию”, “Современную психиатрию”, “Журнал нёвропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова”. Распространению психоанализа в России в значительной степени способствовали такие теоретики и клиницисты, как М. Асатиани, Л. Белобородов, Н. Вырубов, М. Вульф, А. Залкинд, Ю. Каннабих, В. Лихницкий, Н.Осяпов, А. Певницкий, Т. Розенталь и другие.

С самого начала вторжения психоаналитических идей в русскую психологию и психиатрию учение Фрейда о сексуальной этиологии неврозов и бессознательной, деятельности человека вызвало неоднозначную реакцию. Некоторые психологи и медики критически отнеслись к психоаналитическим идеям, считая, что психоанализ может приносить вред и как терапевтический прием менее эффективен по сравнению с другими методами лечения психических расстройств. Однако психоанализ стал обретать все больше сторонников среди русских психотерапевтов. Появились оригинальные психоаналитические исследования. На протяжении 1910-1914 годов в журнале “Психотерапия” было опубликовано значительное число психоаналитических материалов. В Москве, Киеве, Одессе, Казани, Ростове-на-Дону существовали группы, члены которых придерживались психоаналитических взглядов, разделяли учение Фрейда о неврозах и роли бессознательного в жизнедеятельности человека. В 1921 году в Москве возродилось Русское психоаналитическое общество, активными участниками которого были М. Вульф, Н. Осипов, И. Ермаков, А. Лурия и другие. Русские ученые принимали участие в работе международных психоаналитических конгрессов, публиковали свои материалы в зарубежных журналах, состояли членами зарубежных психоаналитических организаций.

Далее отечественные философы и психологи спорили о том, возможно ли использование психоаналитических идей в рамках марксизма, а ряд психиатров применял психоаналитические методы в своей практической деятельности, некоторые педагоги в школах и воспитатели в детских садах опирались на психоаналитические концепции в процессе обучения и воспитания детей, отдельные теоретики давали психоаналитическую интерпретацию художественных произведений и различных видов человеческой деятельности. Психоаналитическое учение Фрейда было положено в основу ряда работ, написанных такими авторами, как И. Ермаков, Я. Коган, А. Гербстман, М. Вульф, И. Перепель, и многими другими, частично или полностью разделявшими наиболее ярко выраженные идеи психоанализа. В 1922 году на базе детского дома “Международная солидарность” создается Государственный психоаналитический институт, в рамках которого активизируется исследовательская и издательская деятельность по психоанализу. Но уже летом 1925 года принимается официальное постановление о закрытии этого института со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если 20-е годы явились своеобразным пиком развития психоанализа в России, то начиная с 30-х годов, когда политические кампании переросли в непримиримые сшибки между учеными на различных “теоретических фронтах”, явственно обнаружились все признаки, свидетельствующие о неизбежном поражении русского психоанализа в неравной борьбе с укрепляющимися год от года структурами единовластия в стране. Одни русские психоаналитики покинули Россию, другие отвернулись от психоаналитического учения Фрейда, приложив все усилия к тому, чтобы оправдать доверие облеченных властью и обласканных Сталиным академиков, задававших тон в науке, третьи, официально порвав с психоанализом, на свой страх и риск занимались психоаналитической теорией и практикой, тщательно скрывая от начальства свои истинные пристрастия и убеждения. В конечном счете психоанализ с 30-х годов стал ассоциироваться с “буржуазной идеологией”, и этот ярлык сохранился за ним в России на долгие годы. Только в общем контексте демократических перемен, наметившихся во второй половине 80-х годов, произошло возвращение Фрейда в Россию и возрождение психоанализа в нашей стране.

Сейчас психоанализ развился в:

1)            психологию самости Кохута,

2)            теорию Винникота об «истинном Я» и «ложном Я»,

3)            структурный психоанализ Лакана (соединение психоанализа и лингвистики).

 

4)            Теория Объектных отношений М. Кляйн. Винникот пытался присоединиться к ней но она его не приняла.