Учение о душе Платона

Направление Объективный идеализм - существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.
 Основные труды  Труды Платона можно разделить на четыре группы.
Первая состоит из полутора десятков диалогов, предшествующих большим произведениям, где Платон излагает теорию Идеи; самые значительные из них — «Апология Сократа», «Протагор», «Горгий», «Менон» и «Кратил».
Вторая группа включает в себя произведения, где теория Идеи изложена в ее первоначальной форме: «Пир», «Федон», «Государство» и «Федр».
Третья группа — это труды, которые можно было бы назвать «критическими», где Платон пересматривает свою доктрину, показывая, что необходимо внести в нее некоторые изменения: это «Теэтет», «Парменид», «Софист» и «Политик».
Наконец, в четвертую группу входят труды, излагающие доктрину в ее последней форме: «Филеб», «Тимей» (с незаконченным «Критием»), «Законы» и письма. Сейчас признается подлинность, по крайней мере, некоторых из писем, приписываемых Платону, в частности семи или восьми наиболее значительных.
Душа  
Душа/тело

Тело- тюрьма души, душа- идея тела, подобна бессмертному вечному.Вещь получается только благодаря ее причастности к идее. Подлинно существует мир идей, а тело- нет. 

Строение+ метафоры души

· разумное (высшее, но наименьшее) пастух, правитель, возничий
· аффективно-волевое (среднее) собака, страж, породистый конь
· вожделеющее (низшее, но наибольшее) стадо, ремесленники, беспородный конь

Он говорит о том, что тождественное не стремится совершать противоположенное (тогда душа не может одновременно и хотеть и нет) => существует разумное и неразумное.

 

Яростное начало нужно выделить т.к.: дети и животные не способны рассуждать, но имеют ярость. Часто люди гневаются на себя за свои желания

Бессмертие души

Доказательства бессмертия души

 

а) взаимопереход противоположностей (противоположность возникает из противоположности (большее из меньшего) + возможны оба перехода.напрмер, если бы не было перехода из сна в бодрствование- все бы спали- то же с жизнью и смертью )

б)Знание как припоминание ( понятие «равное» оцениваем чувствами, равное дано до чувств, чувства даны с рождения, значит что-то дано до рождения)

в)Самотождество идеи (эйдоса) души (душа ближе к божественному, а тело к смертному. После смерти чистые души продолжат общение с божественным)

г)теория души как эйдоса жизни (душа- идея жизни, значит она не может быть идеей смерти)

Иерархия душ

 В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. Души, в которых преобладает разум, поддерживаемый волей и благородными устремлениями, продвинутся наиболее далеко в процессе воспоминания. «Душа, увидевшая всего больше, попадает в плод будущего поклонника мудрости и красоты..." 2 -Царь, 3- Государственный деятель, 4 - Врач, 5 - прорицатель, 6 - поэт, 7- ремесленник, 8 - софист, 9 - тиран

Познавательные процессы

 

Метафора пещеры для чувственного познания

Познание характеризуется метафорой пещеры. 

Подобно узникам пещеры, они полагают, что благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. От истинного мира идей до них доходят только смутные тени. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно задавая себе вопросы и ища на них ответы. Однако бессмысленно пытаться разделить полученное знание с толпой, которая не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия. 

Излагая данную притчу, Платон демонстрирует своим слушателям, что познание требует известного труда — беспрестанных усилий, направленных на изучение и понимание тех или иных предметов. Поэтому его идеальным городом могут править только философы — те люди, которые проникли в сущность идей, и в особенности идеи блага.

Основная идея познания

Под «мышлением(разум)"Платон понимает деятельность одного лишь ума, свободную от примеси чувственности, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. Это та деятельность, которую Аристотель назовет впоследствии «мышлением о мышлении». Находясь в этой сфере, познающий пользуется умом ради него же.

Под «рассудком» Платон понимает вид интеллектуального знания, при котором познающий также пользуется умом, но уже не ради 'самого ума и не ради его созерцаний, а для того чтобы с помощью ума понимать или чувственные вещи, или образы. В сфере «рассудка» познающий применяет интеллектуальные эйдосы только в качестве «гипотез», или «предположений». Рассудок, по Платону, действует между сферами мнения и ума и есть, собственно, не ум, а способность, отличающаяся от ума и от ощущений — ниже ума и выше ощущений. Это познавательная деятельность людей, который созерцают мыслимое и сущее, но созерцают его рассудком, а не ощущениями;

Чувственное знание Платон также делит на две области: на «веру» и «подобие». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих и утверждаем их в этом качестве. «Подобие» — вид уж не восприятия, а представления вещей, или, иначе, интеллектуальное действование с чувственными образами вещей. От «мышления» оно отличается тем, что в «подобии» нет действия с чистыми эйдосами. Но «подобие» отличается и от «веры», удостоверяющей существование. «Подобие» — некое мыслительное построение, основывающееся на «вере»

У Платона мы встречаем намёки на ассоциации идей (по смежности, по сходству).

Чувства

Составной частью учения Платона о душе является учение чувствах. Платон опровергает представление о том, что все благо заключается в удовольствии.

Удовольствие, страдание и отсутствие того и другого рассматриваются как три состояния души и соответствующие им три рода жизни. Платон дает перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. В них, как и в жизни в целом, чаще всего удовольствия смешаны со страдани­ем. Диалектика их связей такова, что «удовольствия кажутся большими и более сильными по сравнению с печалью, а печали по сравнению с удовольствиями усиливаются в противополож­ном смысле».

Различаются низшие и высшие удовольствия (первые связа­ны с физическими потребностями, вторые — с эстетическими и умственными занятиями); удовольствия, свойственные трем на­чалам души; сильные (большие) и малые (в сильных отсутствует мера, а несильным свойственна соразмерность); душевные удо­вольствия предваряют телесные.

Благо – это соразмерность (что обеспечивается умом) + красота (это ум, так как ум всегда красив), истина (тоже тождественна уму) + знания, искусство, правильное мнение + беспечальные, чистые удовольствия души. Удовольствие на последнем месте.

Воля

У Платона «волевое» впервые становится особым предметом рефлексии и понимается как синтез разумной оценки и стремления.

 

Воспитание

По Платону, в государстве люди должны занимать место в соответствии со своими природными задатками, но в то же время Платон придавал важное значение воспи­танию, которое улучшает природные задатки. Человек рождается не чистой доской, есть задатки, а воспитание не есть просто научение чему-то, оно направлено на путь добродетели, заставляет человека страстно желать стать совершенным гражданином, оно нравственно и пробуждает хорошие задатки, оно имеет основные приемы: упражнение, пример и подражание, наблюдение за добродетельными поступками, искусство.

1.     Психологические аспекты учения о душе в философии Платона

 

Период высокой классики (V-IV вв. до н.э.)

 Биография

Платон (427-347 гг. до н.э.)

Был из богатой аристократической семьи. Его мать была родственницей Солона. Отец царского происхождения. Платон получил блестящее воспитание и образование. Он писал стихи, играл на музыкальных инструментах, был прекрасно телесно развит.

Для Платона всё шло хорошо, пока он не примкнул к ученикам Сократа. Знакомство с Сократом изменило его представление о том, чем он хочет заниматься. Во всех своих диалогах он оставил восторженное отношение к своему учителю. Учеником Сократа он был с 407 по 399 гг. до н.э. (последние 8 лет жизни Сократа).

Тот факт, что афиняне не поняли Сократа и осудили его на казнь, буквально ошеломил Платона. Он сделал вывод, что не может быть хорошим и справедливым общество, казнившее Сократа, не увидев его мудрости и доброты. Раз этот мир несправедлив, должен существовать иной, справедливый мир. Именно поэтому он сделал предположение о существовании идеального мира. В своих исканиях он прокладывал мост между этими двумя мирами. Этот мост он видел в учении об идеях, учении об Эросе как стремлении познать эти идеи во всей их полноте и красоте. Другим таким мостом между реальным и идеальным миром он видел идеальное государство. Платон предпринял три попытки реализации своих идей об идеальном государстве, но они не увенчались успехом. В конце жизни он пришёл к пессимистическим мыслям.

Платон создал новое учение объективного идеализма. Существование особого мира – мира идей. К тому времени уже сложились предпосылки для создания объективного идеализма. Платон утверждал особе существование идеальных объектов. Платон мистифицирует мир идей, выделяя их в самостоятельную, божественную по своему происхождению реальность. Понять Платона 

но только через понимание сущности идеального.

По мнению историков, ключ к пониманию идей в том, что человеческая коллективная деятельность на определённом этапе привела к особой теоретической деятельности, продуктом которой стали идеи как особые образования.

 

В объективном идеализме Платона выделяется три вида бытия:

·        Мир идей (подлинное бытие)

Идеи – это нечто постоянное, неизменное, бессмертное.

·        материя (то, что может стать всем, и не является чем-то определённым)

В материи ничего нет, но из неё можно сделать что угодно, соединив с соответствующей идеей.

·        мир конкретных вещей, представляющих собой соединение идей с материей

 

Мир идей первичен. Соотношение идей и вещей таково, что вещи – это отражения идей. Идеи умопостигаемые сущности, т.е. открываются только уму. А вещи познаются с помощью органов чувств. Идеи образуют целостную систему, имеют иерархию. На вершине находится идея блага, состоящая из идей истины, красоты и добра (справедливости) (см. диалог Филеб).

 

После смерти Сократа, при которой он не присутствовал, Платон отправляется в путешествие. Он отправляется в северную Африку (Кирена), где учится у математика Филона. Посетил Сицилию, где пытался реализовать проект идеального государства. С 387 году до н.э. Платон возвращается в Грецию, где создаёт свою Академию.

 

Как такового определения души у Платона нет, но есть образные уподобления. Но у него есть учение о душе. Оно двоякое – учение о мировой душе и об индивидуальной душе. Мировая душа создана Демиургом, она является душой Космоса. Источником движения и всего порядка в Космосе является мировая душа, она бессмертна. Индивидуальная душа – это душа каждого конкретного человека. Она вселяется в человека при рождении, она есть некоторая частица мировой души. Поэтому каждый человек причастен к мировой душе. Душа является источником жизненных движений. Всё одушевлённое имеет душу. В остальной природе источник движения лежит вне сущностей.

Платон в диалоге «Федр» уподобляет душу упряжке с конями, управляемой возничим. В «Государстве» Платон уподобляет душу пастуху с собакой. Также там Платон сравнивает душу с сословиями в государстве (правители, стражи, ремесленники), душа состоит из трёх начал (единая душа в трёх своих проявлениях). Также существует уподобление открытой книге с письменами.

 

 Три начала души («Государство»):

·        разумное (высшее, но наименьшее) пастух, правитель, возничий

·        аффективно-волевое (среднее) собака, страж, породистый конь

· вожделеющее (низшее, но наибольшее) стадо, ремесленники, беспородный конь

 

В идеале всё должно подчиняться разумному началу.

 

Добродетели частей души

·        Вожделеющая часть – умеренность

·        Волевая часть – мужество

·        Разумная часть – мудрость

Добродетель всей души – справедливость.

 

Доказательство существования трёх частей души. Им присущи разные побуждения, а одна вещь не может желать противоположного.

 

Есть мировая душа. Есть индивидуальные души. Индивидуальная душа содержится в голове и это разумная душа. Но есть в человеке и душа вожделеющая, содержащаяся в брюшной полости, и душа страстная.

 

Платон доказывает бессмертие души в диалоге Федон:

·        Всё возникает из противоположностей – смерть из жизни и жизнь из смерти.

·        Есть анамнезис, значит, душа что-то помнит и она бессмертна.

·        Идея о переселении душ (метемпсихоза). Когда тело умирает, душа имеет возможность вселиться в другое тело.

·        Душа подобна идеям, а идеи бессмертны.

·        Душа – это идея жизни, а жизнь не умирает со смертью.

·        Всё самодвижущееся бессмертно. А душа самодвижущаяся.

 

Четыре аргумента ("Федон"):

·        Первое доказательство бессмертия души получило название «циклического», поскольку основано на понятии взаимной обусловленности любых противоположностей. Раз живое происходит из мёртвого, а умереть может только живое, то этот факт может служить аргументом в пользу перевоплощения душ.

·        Второй аргумент в пользу бессмертия души основан на учении о знании как припоминании. Душа не могла бы получить знание о бессмертных и вечных сущностях, если бы сама не была бессмертной и вечной.

·        Третий аргумент  связан уже с доказательством разнородности души и тела. В диалоге постулируется наличие двух видов сущего. К первому относится всё зримое и разложимое, ко второму –безвидное, то есть, недоступное чувствам, и неразложимое. Как очевидно, тело это то, что зримо и постоянно изменяется. Следовательно, тело – сложно по природе, и в нём нет ничего простого и неразложимого. Именно поэтому тело и смертно. А душа безвидна и влечётся к познанию вещей вечных и неизменных.

·        Возражение против второго контраргумента представляет собой самостоятельное, четвёртое доказательство бессмертия души. В нём дается более сложное учение о противоположностях. Противоположности исключают друг друга. Так, если число чётное, то оно не может быть нечётным, а если нечто справедливо, то оно не может быть несправедливым.

·        Если дать определение души, то она есть подлинная причина существования тела. Такая причина называется Платоном эйдосом (идеей). Подобно тому, как нельзя вывести из строения тела Сократа тот факт, что ныне он находится в заключении, приговорённый к смертной казни, так и во всяком ином случае сама телесность не может считаться причиной существования человека.

 

Соотношение души и тела

Их природа противоположна. Душа высшее начало, тело подчинено. Но Платон постоянно подчёркивает, что живое существо – это сопряжение души и тела. Должна быть гармония между ними, они должны соответствовать друг другу.

 

Судьба души после смерти

В диалогах «Федр» и «Федон» высказываются идеи о бессмертии души. В «Тимейе» сказано, что низшая часть души обслуживает тело. Поэтому бессмертной является только разумная часть души, а низшая и средняя части смертны.

 

Проблемы познания

Познание разнообразно. Идеи понимаются с помощью разума. Математические объекты схватываются с помощью рассудка. Отдельные чувственные вещи познаются с помощью мнения в таких процессах как ощущение, воображение. 

У Платона мы встречаем намёки на ассоциации идей (по смежности, по сходству).

Постижению идей мешает чувственность в форме образов. А вот при работе с математическими объектами необходима опора на чувственность. Рассудок ниже разума, т.к. он не может обойтись без чувственности.

Платон говорит о познании как о процессе припоминания. Согласно Платону, человеческая душа часть мировой души, пребывающей в мире идей. Мировая душа познала все идеи. Вселившись в человека, душа забывает всё, что она знала. Ощущения и образы – не источник знания, а повод для оживления идеального знания, которое уже содержится в душе.

 

Проблемы творчества и искусства

Есть искусство как профессиональное исполнение (исполнение стихов Гомера, игра на музыкальном инструменте). Это ремесло, требующее выучки. Платон невысоко оценивает такое искусство.

Творческий акт – создание какого-то произведения. Платон считает, что настоящее искусство невозможно объяснить, обращаясь к описанным им процессам познания. Творчество – продукт особого вдохновения, неистовство, безумие («Федр»). Такое неистовство свойственно прорицательницам. Платон сравнивает неистовство художника с состоянием безумного.

 

Эрос – страсть, любовь. Это особое влечение к прекрасному. Душа, спустившаяся в человеческое тело, томится по миру идей. Это влечение и есть Эрос.

Четыре степени Эроса («Федр», «Пир», «Ион»):

1.     Любовь к телу, желание бессмертия

2.     Любовь к душе, страсть распространяется на творчество, воплощается в художественных творениях человека

3.     Любовь к знаниям, воплощается в продуктах научного творчества

4.     Любовь к прекрасному (к идее прекрасного)

 

Соотношение чувств и разума («Филеб»). Юноша Филеб выбирает жизнь в соответствии с удовольствием. Сократ предлагает выяснить, что такое удовольствие. Чувство – это показатель гармонии (или её нарушения) в организме. Гармония – это цель жизни. Но не бывает страдания без удовольствия и удовольствия без страдания. Существуют различные виды удовольствий: удовольствия тела и души; удовольствия разных начал души. Удовольствия различаются на высшие и низшие. По отношению к низшим удовольствиям нужна мера. Нельзя позволять им порабощать человека. Нельзя считать предпочтительной ни жизнь в соответствии с разумом, ни жизнь в соответствии с удовольствием. Нужно стремиться к смешанной жизни, содержащей как то, так и другое.

 

Вопрос воспитания

Можно ли научиться добродетели? Является ли добродетель врождённым даром?

 У хороших родителей могут вырасти плохие дети. И у плохих родителей могут вырасти хорошие дети. Воспитание – самое необходимое для работы с человеком. В «Государстве» (преимущественно во II главе) Платон говорит о формировании души ребёнка. Воспитание по Платону – это то, что ведёт человека к добродетельному поведению, к тому, чтобы он стал совершенным гражданином. Помимо воспитания есть вскармливание, которое не ведёт к добродетели.

Платон впервые даёт возрастную периодизацию воспитания. Оно начинается с рождения. Воспитание должно пройти через ряд возрастных периодов. Оно длится до 50 лет. Важнейшие силы воспитания – подражание, искусство.

 

Учение о чувствах

Удовольствие, страдание и отсутствие того и другого рассматриваются как три состояния души и соответствующие им три рода жизни. Платон даёт перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. В них, как и в жизни в целом, чаще всего удовольствия смешаны со страданием.

Различаются низших и высшие удовольствия. Первые связаны с физическими потребностями, вторые – с эстетическими и умственными занятиями.

Удовольствия, свойственные трём началам души.

Сильные (большие) и малые удовольствия.

Душевные удовольствия предваряют телесные.