1. Становление  прикладной психологии (последняя четверть XIX - начало XXвв.) и ее значение для развития психологической науки. Важнейшие области приложения психологии: педагогика, экономическая жизнь, медицина.

Предпосылки: экспериментальная психология, психология индивидуальных различий, функционализм.

Выделение психологии в самостоятельную науку сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований. Во всех странах во 2-ой половине ХХ века начинают активно создаваться психологические лаборатории и институты экспериментальных и прикладных исследований.

Здесь и проблемы изучения ВПФ (память Эббингауза, мышление Вюрцбуржцев), и интерес к индивидуальным различиям (Гальтон со своими расистскими идеями в совокупности с остальными товарищами по метрическому оружию типа Спирмена и Бине). Дифференциальная психология, которая в начале ХХ века оформилась в самостоятельную область (привет, Штерн!), играет особую роль в становлении прикладной психологии.

Диф психология изучает причины индивидуальных различий, роль среды и наследственности, проявления в области интеллекта, характера, темперамента в зависимости от общественного положения, национальной и половой принадлежности и т.п. Штерн в своем творении «Дифференциальная психология и ее методические основы» (1900) рассмотрел дифференциальную психологию как теоретическую и как практическую прикладную науку → 2 раздела:

§ Диф психология как теретическая наука → определение предмета диф психологии, ее основные проблемы и понятия.

§ Диф психология как прикладная наука → 2 цели:

1. познание индивидуальных свойств человека – психогностика;

2. обращение с человеком, то есть практическое влияние на человека с учетом его индивидуальных особенностей в процессе обучения и воспитания, лечения, в судопроизводстве и т.д. – психотехника.

Основателем прикладной психологии и психотехники считается Г.Мюнстерберг (1863-1916), исследования которого главным образом были связаны с областью промышленного производства и транспорта и существенно отличались от лабораторных экспериментов Вундта: в них произошел переход от искусственных лабораторных условий к моделированию естественных условий деятельности. Мюнстерберг первым предложил методы для исследования личностных качеств и последующего отбора персонала.

В психотехнике по-новому выступил принцип практики. Если раньше практика была «потребителем» данных, полученных психологией, то теперь она сама стала ставить перед психологической наукой определенные задачи.   В них включалось решение таких вопросов, как профессиональный отбор и профессиональная консультация, профессиональное обучение, рационализация труда, борьба с профессиональным утомлением и несчастными случаями, создание психологически обоснованных конструкций машин и инструментов, психическая гигиена, психотерапия, психология искусства.

В самом начале века Мюнстерберг выступил с работами, где анализирует истинность свидетельских показаний, указывает на то, что свидетели часто дают ошибочные сведения о ситуациях, свидетелями которых они являлись. 1909 «Психотерапия» - выступил с рекомендациями для работы с алкоголиками, наркозависимыми. В 1909 году выступил с книгой «Психология рынка» - рассматривал с вопросами с компаний (что может дать психология на заказ предприятия). Он работал в разных областях прикладной психологии, но основную славу составила разработка психотехники. Применение психологии возможно и нужно повсюду.

Деятельности Мюнстерберга способствовали труды непсихологов (донаучная психотехника) – выступление инженера Тейлора (не делая особых затрат, можно улучшить производительность (например, условия (поменять цвет стен), необходимо делать паузы во время работы, после которых производительность возрастает, 9-ти часовой рабочий день хуже, чем 8-ми часовой день, рациональное расположение рабочих инструментов)), Парсон (открыл лабораторию, где давал консультации подросткам, которые выбирают профессию. В итоге обнаружилось, что подростки мало знают о возможных профессиях и сами о себе (насколько они пригодны к выполнению этой профессии)).

Мюнстерберг поставил следующие задачи:

-Исследование профессий (творческие, рутинные, опасные) – профессиография, произведение классификации профессий.

-Исследование индивидуальных особенностей психики человека с целью определение профпригодности. Исследовать индивидуальные особенности в связи с разными видами профессий. Проблемы профотбора.

-Проблема утомления. Человек живой организм, поэтому исследования утомления, динамика утомления.

-Роль упражнения  в профессиональной деятельности.

Адекватным решением для него был тест (как метод психотехники). Все делалось путем проб и ошибок. Так, взрослый человек не принимал игровую симулирующую ситуацию для определения профпригодности. Поэтому он решил понять, какая функция является главной для какой-либо профессии. Мюнстерберг исследовал, что для водителя важна функция внимания, но в ней нужно было бы выбрать то качество ее, которая чрезвычайно важна для данной профессии. Например, переключение внимания важно для врача, водитель должен предвидеть опасные участки, которые только еще будут. Мюнстерберг не просто исследовал ту или иную функцию, а разложил ее на компоненты, которые могут быть важны для определенной профессии. Тест – был лист бумаги, рельсы, нарисованные, справа и слева квадратики (1 квадратик – машина, 2 квадратик  – лошадиная повозка, 3 квадратик - пешеход). Водитель должен был определить какая из ситуаций более опасна: кода ближе первый квадратик, второй или третий.

В основном исследование ограничивалось массовыми профессиями: водители, телефонистки (память, внимание, восприятие, скорость реакции). Во всех этих случаях Мюнстербергу получалось очень эффективно набирать персонал. Было очень много заказов у Мюнстерберга, но и началась и критика со стороны профсоюзов ( много стало безработным). Но Мюнстерберг считал, что психотехника полезна как для нанимателя (сокращалось количество расходов), так и для трудящегося (находит свое рабочее место в жизни). Но были ошибки (психотехники отбирали, а люди не подходили), поэтому психотехнику обвинили в том, что психотехника много обещает. Но психотехнику нельзя было остановить, достижения преобладали поэтому она получила распространение во всех странах.

Выделил 3 основных направления в прикладной психологии: педагогическая психология с воспитанием, образованием и педологией; к вопросам экономической жизни (производство, реклама, армия) с психотехникой; медицина.

Зарубежные представители психотехники (помимо Мюнстерберга):  

§Тейлор – американский инженер, «классик управления»; разрабатывал системы интенсификации труда путем использования психологических факторов в целях рационализации производства (например, для 120 работниц на производстве был сокращен рабочий день, введены перерывы → продуктивность возросла – работу 120-ти человек стали делать 35). Разрабатывал также проблемы профориентации, профотбора, психологического воздействия.

§Парсонс в Бостоне организовал бюро, в котором давали консультации подросткам, выбирающим профессию. Профориентация опиралась на наблюдение за индивидуальными особенностями подростков и собственную интуицию наблюдателя.

Отечественные представители психотехники:

§Шпильрейн ставил задачу развития диф психологии объективными методами естественных наук («Психотехника в реконструктивный период», 1930). Опираясь на марксистскую методологию, выдвинул положение о социальной природе труда и психики человека, о необходимости перестройки теории психотехники как социальной научной дисциплины (учитывающей данные биологии, но не биологической в своей основе). Разработал «трудовой метод» психологического изучения профессий («Трудовой метод изучения профессий»; «Основные вопросы профессиографии», 1928). Совместно с Геллерштейном эмпирически установил обусловленность свойств и способностей профессионала особенностями выполняемых задач и ситуаций деятельности, что нашло выражение в разработанной ими программе изучения профессий трудовым методом. Предложил вариант психологической классификации профессий («Руководство по психотехническому профессиональному подбору, 1929). Наметил подходы к изучению профессионального своеобразия психических функций на основе «метода искусственной и естественной деавтоматизации», суть которого в исследовании особенностей психики в условиях овладения профессиональным мастерством (генетический подход); в ситуации естественного обратимого «распада» сложившихся способов функционирования психики при профессиональном утомлении; и наконец, под влиянием экспериментально, искусственно спровоцированных нарушений в психической регуляции поведения человека. Исследования процесса формирования автоматизированных форм поведения и проявлений деавтоматизации, дезориентации и пр., по замыслу Шпильрейна, открывали путь для изучения сложных форм психики у взрослых нормальных людей — представителей различных профессий («Метод искусственной деавтоматизации в психологическом исследовании», 1930).

§Геллерштейн (ученик Шпильрейна) в своих трудах выполнил психологический анализ многих профессий; сформулировал теоретические и методологические проблемы психологии профессий; обосновал необходимость изучения объективного содержания труда, его условий как основы для психологической интерпретации своеобразия психических функций профессионала. Разработал систему восстановительной трудотерапии — пример управления процессом восстановления высших психических функций через проектирование и организацию содержания трудовых действий, орудий труда, рабочего пространства («Восстановительная трудотерапия в системе работы эвакогоспиталей», 1942, 1943; «Принципы и методы трудовой терапии психически больных», 1964)

Большой вклад в психотехнику внесли Бехтерев (рефлексологический подход), Шпильрейн, Геллерштейн, Касыкин, Райтенбарг.

Бехтерев.

В 1922 году Бехтерев указывает на свои подходы к психотехнике, которые связаны с задачей интенсификации труда. По Бехтереву чрезмерный труд, доводимый до утомления. Не способствует умственному развитию человеку (Корнилов: кто занят физическим трудом, не сможет уже заниматься умственным). Психотехника должна способствовать развитию личности, должна поддерживать и развивать здоровье человека. Он подчеркивал психическое воздействие труда на личность как главную задачу психотехники, отсюда необходимость индивидуального отбора и учета индивидуальных особенностей.  Созданный Челпановым ВУЗ назывался институтом трех П: Педологии. Психологии. Психотехники.

Психотехника – организация труда в соответствии с индивидуальными особенностями человека. В годы индустриализации была поставлена задача набрать людей на свободные рабочие места: индивидуальный фактор оказался не при деле. Ушла социальная база для развития психотехники, пропала необходимость учета психический особенностей. Психотехники сталкивались тем, что аварии и ошибки на производстве объяснялись не индивидуально-психологическими особенностями, а плохими условиями труда и отдыха. В итоге психотехники были обвинены в контрпропаганде советской власти (политически вредная деятельность). Так, Нечаев был сослан в Казахстан (Семипалатинск), Шпильрейн (в 1935 году был взят под стражу, а расстрелян в 1937 году (из-за того, что написал книгу о малом уровне образования красноармейцев)). Конечно, психотехники и за дело критиковались: выяснив, что у средних азиатов больше аварий, чем у русских, сделали вывод, что чурки не умеют водить.

Колбановский, директор психологического института (1934-37-ые гг.), написал статью «Так называемая психотехника», где писал, что психотехника – лженаука, ругательская статья, которая заканчивалась тем, что нужно покончить с психотехникой, закрыть лабораторией. В итоге психология руда перестала существовать и только в середине 50-ых годов была возрождена. С развитием психотехники связано образование психологии труда.

 

 

Приложение психологии к педагогике

Роль У.К. Ушинского (1824 - 1871) и П.Ф. Каптерева (1849- 1922) в становлении отеественной педагогической психологии.

Сначала выходили общие труды, касающиеся применения, использования педагогики («Беседа с учителями о психологии» - Джемс, «Психология учителя» Мюнстерберг).

Ушинский создал в 1860-ые гг труд, где предвосхитил педологию, Каптерев автор первого руководства по педагогической психологии (для учителей и воспитателей).

У. Джемс о значении психологии для учителя (1899)

Э. Торндайк (1874-1949) – экспериментальные исследования процесса учения. Большая роль здесь принадлежит и Дьюи – создал экспериментальную школу (учение деланием – в процессе деятельности привлекаются знания). Дьюи был популярен в 20-ые годы у нас. 

Г. Ст. Холл (1844-1924) – основание педологии (наука о развивающимся ребенке). холл стажировался у Вундта, когда вернулся в Америку пришлось работать педагогом. Создал большие семинарии для учителей, где открывал новые методы исследования ребенка (анкеты, опросники), особое внимание уделял юности. Главный труд «Наука о юности». Нужно целостное знание о ребенке (психология, анатомия, антропология и т.д.).

Отто Хризман в 1896 году дает термин педология, работая в лаборатории Холла. Ученик Стенли Холла- Геззел, создал метод исследования – зеркало Геззела.

 

Педология охватила все страны, у нас крупный вклад внес Бехтерев, Нечаев (в 1901 году открыл экспериментальную лабораторию исследования ребенка, в 1904 году – педологическую семинарию – все это было открыто в Питере). Нечаев стремился приблизить психологию к условиям учебной жизни (в школе нужно подготовить учителя, снабдить методами, для изучения детей). Нечаев организовал 6 съездов по педагогической психологии.

Мейман называл педологию экспериментальной педагогикой.

 

Предмет педологии: целостное знание о развивающемся ребенке.

Поэтому встает вопрос о теориях развития:

-Теория рекапитуляции Холла

-Теория Конвергенции Штерна

2 направления в педологии:

-Подчеркивало роль наследственности

-Подчеркивало роль среды (социогенетическая теория  Залкинда)

Крупные педологи: Блонский, Басов, Выготский (писал под грифом педологии).

Все это ввело проблему возраста. Практическая направленность педологии:

-Исследования каждого ребенка с точки зрения его соответствии нормы данного возраста

-Диагностика – выводы о том, как будет дальше идти развитии ребенка

-Работа с отстающими учениками

-Работа по комплектованию классов

-Отбраковывание большого числа учащихся на предмет соответствия нормы и рекомендации по созданию школ для умственно отсталых.

Приложение психологии к медицине.

Применение эксперимента к исследованию психики душевнобольных людей (В. М. Бехтерев, Э. Крепелин, Р. Зоммлер). Применение ассоциативного эксперимента в клинке (Э.Крепелин, К. Юнг, З. Фрейд).

Наметилось движение в медицине взять от психологии все, что она накопила (Крепелин, Бехтерев, Р.Зоммер, Бернштейн А.Н.) - применили метод эксперимента в изучении психики больных людей. В процессе применения поняли, что необходимо изменить в том, что берем — применение ассоциативного эксперимента, а выяснилось, что различия между ассоциациями - внешние и внутренние. К.Юнг, который начал работать в клинике в Цюрихе у Блейлера — в качестве врача, ввел новую форму ассоциативного эксперимента. З.Фрейд работал с помощью метода ассоциативного эксперимента. Таким образом, началось с применения, но уже в этом применении нужно было вносить изменения.Новое знание, которое дали врачи. Выготский Л.С.: «Не только жизнь нуждается в психологии и практикует ее везде, но в психологии нужно ожидать подъема от этого прикосновения с жизнью».

 

 

Практика (то есть развитие приложений к различным областям практической жизни) обогатила психологию. В то же время практики нуждаются в психологической теории, а такой теории нет (это проанализировал Л.С.Выготский). Мюнстерберг — каузальные и телеологические теории. Выготский считал, что для практики нужна каузальная психология. Возникла ситуация — кризис психологии.