Ф.Гальтон (1822-1911) – английский биолог, антрополог, выдающийся последователь Дарвина. В 1883 книга о психологии индивидуальных различий.

Главный труд – «Наследственность таланта» (1869) → идея наследственности таланта и попытка обосновать ее с помощью статистического метода.

Отрицая природное равенство людей в отношении умственных способностей, Гальтон утверждал, что способности наследуются так же, как физические признаки. Показателем талантливости является высокая репутация в общественной и профессиональной жизни. Аргументом, который доказывал наследственный характер таланта, служили случаи, когда более или менее знаменитые личности имели выдающихся родственников. То есть Гальтон рассматривал даровитость как непрерывную цепь, у которой и начало и конец где-то ну ооочень далеко…

 

Всех людей этот товарищ делил по их природным способностям на классы, отделенные небольшими интервалами. Число людей в каждом классе неодинаково и подчиняется закону уклонения от средних величин Кетле, согласно которому частота уклонения от средней есть функция их величины.

Гальтон пытался оценить одаренность разных рас по числу гениев (при этом социальные условия жизни не учитывались) и сделал вывод, что она неодинакова по генотипу. Некоторые его высказывания носят откровенно расистский характер.

Из того факта, что в настоящее время нет людей, равных Сократу или Фидию, Гальтон сделал вывод об ухудшении человеческой природы и видел средство ее улучшения в планомерном размножении даровитых людей, которое приведет к образованию новой человеческой формы. Эти мысли он развивает в специальную область — евгенику.

Подходя к человеку с откровенных биологизаторских позиций, используя результаты, полученные с помощью применения статистического подхода, Гальтон объяснил распределение одаренности природными факторами.

Он выделил наследственно обусловленные качества ума: энергия тела и духа,

упорная выдержка и постоянство,

врожденное влечение к науке,

здоровье,

независимость суждений.

 

Во всех опытах Гальтона интересовал совершенно необычный в то время аспект – генетическая (наследственная) основа индивидуальных различий между испытуемыми.

 

Именно этот интерес побуждал его изобретать экспериментальные модели и планы. С целью изучения влияния воспитания и среды Гальтон предпринял исследование однояйцевых и разнояйцевых близнецов путем сбора анкет. Этим был введен новый метод научного исследования — близнецовый метод. Был сделан общий вывод о существовании огромного внутрипарного сходства близнецов одного пола, видимо, однояйцевых близнецов. У разнояйцевых близнецов наблюдались различия внутри пары, но это не поколебало общего вывода о решающей роли наследственности.

 

От изучения таланта Гальтон перешел к измерению психических функций каждого человека с целью оценки его ума. Он ввел задачи (тесты) на измерение остроты ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных и др.), времени реакции, изобретая необходимые для этого приборы (свисток Гальтона для определения верхнего порога слуха, линейка Гальтона для определения глазомера и др.). Тестировались ассоциативные способности, воображение, скорость образования суждений. По результатам испытаний судили об индивидуальных различиях между людьми.

 

Так, для изучения воображения Гальтон придумал специальный опросник. Испытуемому давалось задание представить определенный объект, а затем ответить на вопросы об особенностях возникших у него представлений, сопоставить эти представления с восприятиями в отношении их яркости, определенности.

 

Интересовала Гальтона опять прежде всего наследственная обусловленность обнаруженных различий (например, насколько схожи воображаемые образы у сиблингов).

 

Гальтон считал, что тесты сенсорного различия могут служить средством оценки интеллекта, поскольку исходил из сенсуалистической установки и рассматривал органы чувств единственным источником знаний, дающих базу для действий интеллекта.

 

В 1882 г. он основал антропометрическую лабораторию в Лондоне. Здесь за небольшую плату каждый человек мог подвергнуть испытанию свою сенсорную различительную чувствительность, моторные процессы. Он видел практическое значение данных исследований для отбора людей в связи с государственными задачами в области промышленности, армии, колониальной политики.

 

Гальтон также пытался исследовать индивидуальные различия в области характера. Он высказывал идеи о связи психики и внешности человека, используя для этой цели методику составных портретов. Эти попытки не увенчались успехом.

 

Из всех многочисленных идей Гальтона особенно продуктивное продолжение получила идея тестирования психических функций. По Гальтону, тестами потому можно измерять психические процессы, так как они, являясь функцией мозга и будучи обусловлены наследственно, обладают известным постоянством на протяжении всей жизни человека. В таком понимании и стала развиваться тестология. Ее важным направлением были статистические исследования, построенные на выявлении взаимосвязей показателей, полученных с помощью широкого диапазона тестов.

 

Итог: Гальтону можно приписать следующие заслуги:

 Утверждение генетической основы индивидуальных различий между людьми;

 Создание близнецового метода;

 Создание различных опросников на выявление всего чего только можно выявить среди способностей человеческих;

 Общая идея тестирования человеческих функций (дал дорогу тестологии)

 

К остальным представителям психологии индивидуальных различий можно отнести, помимо Гальтона, следующих товарищей:

 Спирмен (1863-1945) → метод анализа корреляций – факторный анализ; разработка двухфакторной теории интеллекта, выделение фактора G, объясняющего сходство результатов одного испытуемого по всем интеллектуальным тестам.

 Дж. М. Кэттел (1860-1944). Ученик Вундта, который с ним поссорился. Кэттел уехал в Лондон к Гальтону продолжать исследование индивидуальных различий. Кэттел«Измерение интеллектуальных способностей» и дает термин тест, т.е. выступает родоначальником тестологии. Тесты, созданные Кеттелом, были направлены на исследование сенсорных способностей (зрительное, слуховое восприятие). Измерение сенсорных способностей является показателей развития интеллекта.

 Бине (1857-1911) → основатель психологии индивидуальных различий во Франции; экспериментальные исследования мышления (выводы схожи с Вюрцбургскими коллегами); создание «Метрической школы интеллектуального развития» совместно с врачом Симоном для исследования умственной одаренности детей от 3 до 12 лет.

 Штерн → оформление дифференциальной психологии в самостоятельную область – главный труд «Дифференциальная психология и ее методические основы», 1900. Выделяет теоретическую экспериментальную психологию (изучение психической вариативности, степени ее выраженности, причин различий в уме, характере и т.д.) и прикладную экспериментальную психологию (психогностика как познание индивидуальных различий, прихотехника как воздействие на человека в соответствии с индивидуальными различиями). Ввел термин «психотехника». От Штерна в психотехнике пошел психоанализ. У нас Гельперин.

 Лазурский → полемика со Штерном; развитие идей об индивидуальной психологии как о характерологии => разработка метода естественного эксперимента.

 Россолимо → количественный подход к исследованию структуры личности – метод психологических профилей.