1. Эволюция психологических взглядов В.М.Бехтерева. Развитие идей В.М.Бехтерева в Петербургской психологической школе (А.Ф.Лазурский, В.М.Мясищев, Б.Г.Ананьев).

Бехтерев пришел к психологии от неврологии и психиатрии, которыми занимался (после окончания Медико-хирургической академии в Петербурге и заграничной командировки в клиниках Германии, Австрии и Франции) в Казанском университете. Здесь в 1885 г. он создал первую в России психофизиологическую лабораторию для научных изысканий в области анатомии, физиологии и экспериментальной психологии.

В творчестве В.М. Бехтерева (1857-1927) можно выделить следующие этапы:

1. Естественнонаучная ориентация в разработке психологии. (1879 – 1888)

2. Общая психобиология (1888-1904)

3. Объективная психология (1904-1910)

4. Психорефлексология (1910-1917)

5. Рефлексология (1917-1927)

Но! Гордеева говорила про три этапа: 1) анатомия и физиология ГМ, 2) Объективная психология, 3) Рефлексология.

На этапе 1 предметом концепции Бехтерева является мозг как материальный субстрат психической деятельности. На этом этапе трактовка мозга включает в себя не только нервные процессы, но и субъективные переживания. Бехтерев подробно описывает строение и функции мозга. В качестве метода изучения Бехтерев критикует интроспекцию и призывает к разработке объективных методов измерения.

Этап 2: объектом изучения  - разработка концепции мозга. Целью Бехтерева является найти общее основание для физиологических и психических явлений. Для этого он вводит новую дисциплину психобиологию. Согласно основному принципу этой дисциплины психические и физиологические процессы имеют единое энергетическое основание. Но по Бехтереву энергетическая природа присуща всему миру. Для отличия живого от неживого Бехтерев вводит критерий активности.

Для сравнения: Герберт Спенсер считал, что процесс жизни – это процесс внешней и внутренней адаптации, но активность живого возникает только в ответ на внешние условия. Бехтерев же считает, что активное отношение к среде, обусловленное особыми внутренними состояниями наблюдается уже у растений и простейших. По Бехтереву сознание присуще всем живым существам. По мере развития и усложнения организации живых существ происходит сосредоточение психических отправлений в нервной системе. Первоначально все психические процессы были сознательными, но потом сворачиваются до бессознательных готовых механизмов (идея автоматизации – свертывания умственной деятельности до рефлексов). Следовательно, Бехтерев понимает сознание как то, что является фоном для объективных процессов и ничего не меняет в их структуре. Методикой объективного исследования на данном этапе становится наблюдение. Единицей исследования становится рефлекс.

Этап 3: Объективная психология – наука о соотношении внешних воздействий с внешними проявлениями невропсихики.  предметом исследования является «невропсихика». Бехтерев вводит данное понятие для разграничения двух форм существования психики –  в форме субъективных переживаний и в форме объективных проявлений. Первой формой субъективных процессов должна заниматься субъективная психология. Объективные проявления должна с позиции новой теоретической системы. Для объяснения работы невропсихики применяется схема Сеченова: внешний St – центростремительный импульс - центральная R –центробежный импульс – внешняя R.

   Таким образом, на данном этапе Бехтерев отходит от своих первоначальных позиции, когда он заявлял, что «в природе  нет ничего лишнего и субъективный мир не есть только ненужная величина..». На этапе 3 Бехтерев склоняется к мысли о том, что психические явления появляются только как сигнал, субъективная окраска более напряженного рефлекторного процесса в центральных участках мозга, но в самом рефлекторном процессе эти явления никакой роли не играют.  Бехтерев выделяет 8 типов реакций: рефлекторные, автоматические, инстинктивные, психорефлекторные (двигательные), воспроизводящие, сочетательные (сочетание нового и прошлого опыта), индивидуальные, символические.   У Бехтерева центральное звено нервно – психического процесса усложняется по сравнению со схемой Сеченова: оно включает в себя учет прошлого опыта. В результате центростремительного импульса образуется след, отпечаток, который затем сочетается с прежними следами. Центробежный импульс связан с оживлением прошлых следов, а не только актуальным воздействием. Поэтому задачей объективной психологии является установление связи внешних реакций и вызвавших их стимулов с учетом прошлого опыта воздействий.   

ОП не затрагивает вопросы бессознательного и сознания, так как для них нет внешних подтверждений, но не отрицает их.

Субъективное сопровождает центральное звено, помогает определить градацию внешних воздействий.

Этап 4. Психорефлексология.  На данном этапе сохраняется задача изучения законов связи между внешними проявлениями и внешними воздействиями. Пересматривается предмет изучения и терминология. Рефлекс рассматривается как основная единица актуального взаимодействия организма со средой. Отказ  от признания права на существование субъективной рефлексологии.  Бехтерев отказывается от изучения сознания, но не отказывается от изучения личности, т.к. сознание он рассматривает как эпифеномен, не имеющий органического субстрата.  Личности рассматривается Бехтеревым как «главный центр нервно-психической деятельности, лежащий в основе активно-самостоятельного отношения живого организма к окружающему миру». Бехтерев выделил органическую и социальную сферы личности. Органическая сфера регулирует взаимодействия со средой, которые связаны с поддержанием внутреннего состояния организма, а социальная сфера связана с регуляцией действий и поступков, необходимых для установления отношений с другими людьми.

Этап 5. Предмет изучения: организм и среда в их соотносительной деятельности. Для описания активности живого организма Бехтерев вводит понятие «соотносительной деятельности», заменяя им прежнее понятие «нервно-психическая деятельность». Соотносительная деятельность по Бехтереву более широкое понятие по отношению к «нервно-психической», потому что оно охватывает все виды рефлексов, включая высшие (рефлексы личности). Личные рефлексы обеспечивают активное отношение к среде. Их генетическими предпосылками являются способности заимствовать извне и накапливать энергию, накапливать индивидуальный и видовой опыт. Для возникновения личных рефлексов необходима среда как «главнейший раздражитель».

Методы:

1)       Биографический метод

2)       Лабораторный эксперимент и наблюдение

3)       Раздражения (разрушение части мозга животных и наблюдение патологий у людей)

4)       Генез мозга и связь с развитием рефлексов

5)       Словесный отчет о переживаниях в процессе рефлекторной деятельности.

Умственный процесс – заторможенный рефлекс. Чем больше движений, тем меньше осознанность ( и наоборот).  Не сказал о любви – больше влюбленность ( у кукуруза так написано)).

Коллективная рефлексология. Изучал коллектив, этнос, народ. Невольные внушения – психические эпидемии ( в основе религии или политического движения стоит нездоровый человек – все заражаются).

 

Павлов

Бехтерев

Сеченов

Сознание – совокупность сознаваемых содержаний жизни.

Новое понимание сознания (изучал его влияние на поведение)

Кора участвует в процессе анализа.

Анализ есть и в периферических отделах.

 

Акцент на анализ (дифферинцировка)

Акцент на синтез в коре (обобщение)

 

Третье звено рефлекторного акта – секреторные реакции

Третье звено рефлекторного акта – внешние проявления, движения.

 

Бихевиористы, в отличие от Сеченова, не признавали активность. Физиология сводится к внешнему реагированию.

 

Развитие идей Бехтерева:

1.       Александр Федорович Лазурский

Взгляды А. Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В.М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте.

Как было рассмотрено выше, по мнению В. М. Бехтерева «личность представляет собою как бы две тесно связанные друг с другом совокупности следов, из которых одна теснее связана с органической, а другая – с социальной сферой». Рассматривая характер взаимоотношений между ними В. М. Бехтерев отмечал, что «социальная сфера, развиваясь на почве органической, расширяет ее в зависимости от социальных условий жизни до степени, когда органические воздействия подавляются прошлым опытом социальных отношений и социальными воздействиями». В целом в структуре личности В. М. Бехтеревым подчеркивается роль социальной сферы, которая «является объединяющим звеном и возбудителем всех вообще следов психорефлексов, возникающих на почве общественной жизни и оживляющих те или иные органические реакции». Идеи Бехтерева стали для А. Ф. Лазурского основопологающими концептцуальными положениями, получившими теоретическую и эмпирическую развертку в самой концепции личности. По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.). Мера  активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.

Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере.

Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. Названные здесь черты тесно связаны между собой и значительное развитие одной неизбежно влечет развитие остальных. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение.

 А. Ф. Лазурский в связи с этим выделяет три психических уровня в зависимости от признаков психического:

1. Богатство личности, которое обозначает общее количество психической продукции, проявляющееся вовне, т. е. обилием, разнообразием и сложностью (или наоборот, примитивностью, бедностью, однообразием) отдельных психических проявлений.

2. Сила, яркость, интенсивность отдельных психических проявлений. Чем сильнее они, тем больше возможностей для повышения психического уровня.

3. Сознательность и идейность психических проявлений. Чем выше духовная организация человека, тем более богатой и интенсивной душевной жизнью он живет. В результате человек вырабатывает систему принципов – нравственных, социальных и т. п.

4. Координация психических элементов, составляющие в своей совокупности человеческую личность. Чем выше тенденция к координации и интеграции этих элементов, тем выше уровень психического развития.

Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Поэтому личность неспособна дать даже то немногое, что могла бы при более самостоятельном и независимом поведении.

Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, они выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. Их можно назвать приспособившимися.

На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, что значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества.

Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний – приспособившихся, а высший – приспособляющихся.

Сочетанное взаимодействие двух характеристик личности – со стороны его принадлежности к тому или иному уровню психического развития, с одной стороны, и содержательная психологическая характеристика личности внутри каждого уровня, с другой, позволили А. Ф. Лазурскому построить конкретную эвристическую типологию, ставшей основой последующих эмпирических исследований.

На низшем уровне психического развития деление производилось на основе выделения преобладающих психофизиологических функций (типология внутри эндопсихического комплекса): рассудочные, аффективные – «подвижные», «чувственные», «мечтатели» и активные – энергичные, покорно-деятельные и упрямые.

На среднем уровне психического развития, деление шло по психосоциальным комплексам, соответствующим эндо– и экзопсихики. Кроме того, все чистые типы среднего уровня А. Ф. Лазурский разбил на две большие группы, в зависимости от преобладания в них отвлеченно-идеалистических или практически-реалистических тенденций: непрактичные, теоретики-реалисты – ученые, художники, религиозные созерцатели и практики-реалисты – человеколюбцы (альтруисты), общественники, властные, хозяйственники.

На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них по мнению А. Ф. Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.

2.       Развитие идей Бехтерева В.М. в концепции Мясищева

В.Н. Мясищев – ученик А.Ф Лазурского. После смерти Лазурского работал в созданном В.М. Бехтеревым Институте по изучению мозга и психической деятельности.  В.Н. Мясищев возглавляет отдел рефлексологии, включавший в себя лаборатории общей, индивидуальной, возрастной и коллективной рефлексологии. Период с 1924-1930 г. в творчестве Мясищева принято называть рефлексологическим.

На развитие системы взглядов Мясищева оказывал влияние положенный В.М. Бехтеревым в основание своей концепции методологический принцип отношения организма к среде. У В.Н. Мясищева и в рефлексологическом периоде творчества сохраняется интерес к исследованию внутреннего, феноменального; исследователь пытается использовать язык, методологию, методики рефлексологии для изучения психического. Вопреки рефлексологическим постулатам он говорит о психическом как синтезе реакций, вводит затем принцип целостности субъекта.

 В.Н. Мясищев представляет свою концепцию научному сообществу как психологию отношений человека.  Понятие “отношение” означает: 1) связь субъекта и объекта, т. е. рассматривается  в соответствии с принципом отношения организма к среде; 2)  интегральную “позицию” субъекта; 3) предмет психологии, поскольку психическое определено как система отношений; 4)  одну из категорий психологии, наряду с процессами, состояниями, свойствами личности; 5) конкретную проблематику или специальный раздел психологии, включающий изучение целей, стремлений, тенденций, интересов, оценок, идеалов, потребностей, убеждений.
3. Развитие идей Бехтерева в творчестве БГ Ананьева.

В отличие от подхода, в центре которого стоит проблема деятельности, Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) защищал комплексный характер исследования в психологии, предусматривающий широкие междисциплинарные связи. Деятельность рассматривалась Б.Г. Ананьевым как одна из детерминант развития психики. В работе «Психология педагогической оценки» (1935) Б.Г. Ананьев впервые указал на важность общения как одной из детерминант, определяющих развитие психики человека, и в последующем разрабатывал различные аспекты психологии общения. Общение рассматривалось как один из видов человеческой деятельности вместе с предметной деятельностью и познанием и как обязательный компонент всех других видов деятельности3, прослеживалось влияние общения на поведение и личность человека, обсуждались проблемы качественного и количественного оптимума общения и последствия дефицита в общении для развития личности и др.

Проблема интеграции знания была одной из ключевых в научной концепции Ананьева. При такой ориентации психологическое исследование связывается с рядом смежных наук — биологических, педагогических, медицинских, технических. Их взаимодействие необходимо как при решении теоретических, так и особенно практических задач. Так, инженерная психология рассматривается Ананьевым как пример создания новых психологических дисциплин на границах наук, развивающихся во встречных направлениях.

Подобно тому, как начало индивида — долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности — долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека». Индивидуальное развитие рассматривалось как внутренне противоречивый процесс, зависящий от наследственности, среды, воспитания и собственной деятельности человека. Методами изучения онтогенетической эволюции человека были возрастные (поперечные) срезы и лонгитюдинальный метод. Изучение индивидуального развития человека составляет предмет онтопсихологии как синтетической дисциплины, объединяющей возрастную и дифференциальную психологию.