Критерий Демокрит (460-370 до н.э.) Эпикур (342-271 до н.э.)
Душа
  •  Мелкие круглые атомы
  • Источник активности тела
  • Смертна. После смерти атомы рассеиваются
  • Разумная часть - мозг, страстная - сердце, вожделеющая - печень
 Душа есть только у ощущающих существ
Психич. процессы

 Ощущение (=воспр) темное познание: чувственные качества, пленки на глаза..

Мышление светлое познание, может больше нам открыть: мыслим атомы, но не ощущаем их

 Чувства нас не обманывают, но могут обмануть ошибки разума
Чувства   Чувства сообщают что вредно, а что полезно. Чувства могут мешать, поэтому нужно стремиться к состоянию покоя  Помеха, от которой надо избавляться. Тревога: страх смерти и страх богов. Решаемо
Воля Воли нет. Есть жесткий детерминизм => нет моральной оценки  Самопроизвольные движения атомов существуют => есть элемент свободы воли 

3. Учение о душе и психических процессах в античном атомистическом материализме (Демокрит, Эпикур, Лукреций).

 

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии. которая возникла в VI в. до н.э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Первые представления о душе возникают в период ранней классики (VI-V вв. до н.э.).

 

Античной психологией называют психологические воззрения, развивавшиеся в рамках философских учений о душе и в медицине в Древней Греции и Древнем Риме в период с VI века до н.э. до V века н.э.

 

 

В античности складывается особы тип мышления о душе (о психике) – античный детерминизм. Общая позиция заключается в том, что душа и психика объяснялись в контексте событий большого Космоса, природы в целом. Существовала вера в то, что всё можно исследовать и объяснить. Демокрит отмечал, что предпочёл бы одну научную истину персидскому престолу.

 

Период средней классики (V-IV вв. до н.э.)

 

Левкипп и Демокрит (460-370 гг. до н.э.) – основатели античного атомистического материализма. Демокрит был из города Абдеры (север Греции). Труды Демокрита до нас не дошли. Исследовал организмы животных, был естествоиспытателем и учёным широкого профиля.

Левкипп и Демокрит выдвинули естественное учение о душе. Демокрит различал ощущение (тёмное познание) и мышление (истинный род познания). Процесс познания объяснял теорией истечения образов от вещей. Физические и психические явления получали у Демокрита естественное объяснение при помощи принципа детерминизма.

 

Демокрит считал, что всё состоит из неделимых бескачественных элементов, различающихся формой (круглые, с крючками, неправильной формы) и величиной. Кроме того, они занимают разное положение в вещах. Позднее эти элементы были названы атомами (но у самого Демокрита такого слова не было). Атомы находятся в пустоте в постоянном движении. Из движения атомов образуется всё.

 

По Демокриту душа состоит из особых круглых и мелких атомов, подобных огню. В разных частях в разной пропорции находятся атомы. Локализация функций. В сердце - образуется гнев, в мозгу - мышление, в органах чувств - восприятие, печень - чувственное желание. Атомы души естественным образом в теле появляются, они появляются в результате дыхания, с каждым вдохом человек получает мелкую порцию атомов, при выдохе - теряются атомы. Все, что происходит с телом - сон, болезнь, смерть - вся это связано с тем, что известное количество атомов души ускользает из тела. Смерть - естественный процесс, когда из тела уходят атомы души, и получается только телесный механизм. Ф-ия души - причина всех движений. Движения - изменения в теле (мышление, движение). Душа смертна по отношению к телу, но атомы рассеиваются в пространстве. Человек - малый диаксом. Природа - большой диакосм. Рассматривал малый диакосм по сравнению с большим диакосмом. Это общее учение о душе.

 

В Космосе божественные вещи управляют, человеческие вещи и управляют и управляются, неразумные животные только управляются. Подобно этому в человеческом теле различаются три разных начала.

Душа в теле образуется за счёт перераспределения атомов. С каждым дыханием душа обновляется, одни атомы выходят, другие входят. Душа является источником всех проявлений живого тела, т.е. его телесных физиологических функций, болезней, а также психических проявлений.

Когда человек умирает, атомы души выходят из тела в пространство.

Демокрит описал познавательные функции, выделил восприятие и мышление. Впервые выделил 5 разных ощущений в соответствии с органами чувств. Ощущение – начало познания, но является «тёмным родом познания». Не с помощью ощущения мы познаём сущность материи. У ощущения есть границы, а мышление безгранично. В ощущении много субъективного – того, что нельзя отождествлять с воздействием на органы чувств.

Два вида качеств. Одни существуют поистине, а другие в области мнений. Поистине существуют только атомы и пустота. То, что воспринимается с помощью органов чувств, существует в области мнений. Такое разделение в XVII веке было оформлено в учении Локка о первичных и вторичных качествах.

В учении об ощущении Демокрит попытался представить сам процесс ощущения. Демокриту принадлежит первое теоретическое представление об ощущении как душевном процессе. Ощущение представляет собой улавливание атомами души мельчайших плёночек, которые отрываются от вещей окружающей природы и попадают в органы чувств (теория истечений). Образы не вырабатываются в органах чувств, они уже существуют в пространстве. Ощущения и восприятия сами по себе неспособны раскрыть истину воспринимаемой действительности. Ощущения дают неточное, «темное» знание как по причинам объективного порядка (вследствие искажения образов предметов средой, существующей между субъектом познания и познаваемым объектом), так и по причинам субъективным (болезненные состояния организма, деформирующие показания чувств, старость и т. д.).

Мышление – это следующий этап процесса познания, «светлый род познания». По процессу он похож на ощущение, но там работают другие атомы и другие образы.

Душа обладает чувством в смысле эмоционального процесса. В качестве чувства Демокрит выделял удовольствие и неудовольствие. Удовольствие – состояние, соответствующее природе организма. Страдание – состояние, не соответствующее природе организма. Функция чувств в том, чтобы определять, к чему следует стремиться, а чего избегать.

Демокрит считал, что целью жизни является невозмутимое состояние. Цель жизни – хорошее расположение духа и невозмутимость. Этой невозмутимости можно добиться следующим образом. Не печалиться том, что не имеешь, и радоваться тому, что имеешь. Не иметь притязаний в отношении предметов, имеющих приходящий статус.

Могут быть умные юноши и глупые старики. Научает думать не время, а раннее воспитание и природа. Дети могут быть хорошим или плохими (не оправдать надежд родителей). Поскольку нет большего огорчения, чем плохие дети, то лучше их не заводить. Глупо думать, что повезёт и будут хорошие дети.

Жёсткий детерминизм. Душа действует материальным образом. Но это не позволяло решить проблему свободы воли.

Резюме: Демокрит дает естественное объяснение о душе. Выделяет психические свойства души: познавательные и чувства.  Различал в познании 2 вида: темное познание (ощущение) и истинное (мышление).

Ощущению не доступен атом, но это источник познания. Мышление проникает до самого атома, это истинный род познания. Что существенно: ощущение и мышление - единый процесс познания. Сначала ощущение, потом мышление.

Процесс познания. Как внешний мир становится нашим знанием. Теория истечений: от вещей отделяются тончайшие пленочки (толщина в 1 атом и точно повторяет форму вещей - идея, эйдолы, эйдосы). Встреча 2 потоков - эйдолов и атомов души - это объяснение того, что мы чувствуем. Организм принимает (механицизм Демокрита). У познания нет собственной активности. Образ не строится в организме, он принимается органом чувств. Улавливаются образы органами чувств.

Мы ориентируемся в мире не только на познании, но и на чувствах. Чувство полезного и вредно воплощается в чувствах удовольствия и неудовольствия. Удовольствие говорит нам о том, что полезно, неудовольствие говорит о том, что вредно. Целью жизни является такая, когда человек не волнуется чувствами. Цель - спокойное состояние (эвтюмия). 

 

Демокрит был последовательным.

 

Линия Демокрита - развивалась в период эллинизма Эпикуром, Лукрецием. 

Учение Эпикура (342-271 гг. до н.э.)

Просуществовало примерно до III века.

Философско-психологическое учение о душе Эпикура (342-271 гг. до н.э.) имело практическую направленность. Удовольствие как высшая ценность жизни. Понимание удовольствия как бестревожности, невозмутимости и отсутствия страданий тела (атараксия). Проблема устранения страхов и пути её решения. Под удовольствием Эпикур понимал свободу от телесных страданий и душевных тревог.

Эпикур очень много написал, но сохранилась лишь очень малая часть.

Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.) в поэтической форме развивал идеи Эпикура о душе.

Эпикур развивал идеи Демокрита. Но критически относился к идее детерминизма как в объяснении природы, так и в объяснении природы человека. Эпикура волновало, как остаться свободным в этой жизни. Он считал, что философская система Демокрита неправильная, если она не позволяет понять главное в человеке.

Эпикур вносит идею о возможности спонтанности явлений в природе. Атомы, из движения которых всё образуется, движутся не только по прямолинейным траекториям, но и способны отклоняться от них (почему – неважно). Таким образом, в самой природе есть элемент свободы.

Главным в учении о душе Эпикура является его понимание человеческих чувств, их роли в жизни и влияния на поведение человека. Душа материальна. В душе есть разные по тонкости слои (части). Есть часть, которая состоит из тонких частиц, рассеянных по всему телу. Есть другая часть, которая по тонкости частиц имеет большое отличие – частицы её более тонкие. Душа смертна. Поэтому надо заботиться о жизни.

Из душевных сил он некоторое внимание уделяет познанию. Ощущение даёт знание частного, а мышление даёт знание общего.

Согласно Эпикуру, жизнь человека омрачают два чувства – страх перед смертью и страх перед богами (за неблаговидные поступки).

«Письмо к Менекею» – боги существуют, но они не таковы, какими их представляет себе толпа. Толпа думает, что боги следят за каждым шагом человека. Боги создали весь этот мир, а дальше они не наблюдают за действиями человека. Для того, чтобы освободиться от страха перед богами, следует изучать природу, выяснять, какое место занимают боги.

Страх перед смертью. Надо приучать себя к мысли, что смерть – это то, что к тебе не относится. Человек жив, пока он дышит и ощущает. Когда он лишается этого ощущения, он уже не существует. Пока ты жив, смерти нет. А когда тебя нет, то ты уже не способен понять, что тебя нет.

Целью жизни является безмятежность и бестревожность (атараксия). Средства достижения безмятежной жизни – философия и образ жизни. Лозунг «Проживи незаметно!» – следует отойти от всяких дел, которые могут доставить заботы. Эпикур прославлял дружбу.

 

Тит Лукреций Кар (ок. 99 до н.э. – 55 до н.э.) последовательно продолжал идеи Эпикура. Жил в Риме. Был поэтом. Написал философскую поэму в стихах «О природе вещей», состоящую из 6 книг, 2 из которых психологические (третья и четвёртая).  

римлянин, о ком мы мало что знаем: был ли он свободным гражданином или рабом неизвестно. Известно, что он участвовал в восстании Спартака и покончил жизнь самоубийством в молодом возрасте. Лукреций был популяризатором идей Эпикура, который очень сложно писал. В свое поэме «О природе вещей» Лукреций развивает идеи Эпикура и, конечно же, добавляет что-то своё.

1)                   Качественные отличия психики человека от психики животных. Лукреций: роль той части души, которая есть только у человека, заключается, прежде всего, в мышлении, в том числе в выработке нравственных понятий (в этом вопросе и он, и Эпикур следовали за Аристотелем). В тоже время Лукреций дал название четвертой части – «дух». Т.о.: душа – символ психики как таковой; дух – символ высших, идеальных стремлений человека, в том числе нравственных и эстетических переживаний и понятий. Дух называется еще умом, он душа души.

2)                   Роль ощущений и мышления в познании. Лукреций: органы чувств дают нам абсолютно верную информацию, которой мы не всегда можем правильно распоряжаться. Он останавливался на некоторых вопросах восприятия: о силе воздействия, способной производить ощущение, о восприятии расстояния и др. Считал, что ощущения ничем невозможно опровергнуть, они дают истинное познание. Лукреций критиковал учение стоиков о разуме, разлитом в виде пневмы. В действительности, согласно Лукрецию, существуют только атомы, движущиеся по законам механики; в результате возникает и сам разум. В познании первичными являются ощущения, преобразуемые (наподобие того, "как паук ткет паутину") в другие образы, ведущие к разуму.

По Лукрецию, чувства (в понимании не ощущений, а аффектов) целиком зависят от разума. В противном случае, они вводят нас в заблуждение. Это соотносится и с пониманием стоиков об аффектах как неразумных движениях, и с пониманием Эпикура о необходимости избегать душевных тревог.

По всем остальным пунктам Лукреций был полностью согласен с Эпикуром и просто переводил мысли последнего в стихотворную форму. В целом, все атомистические материалисты – Демокрит, Эпикур, Лукреций, стоики одинаково понимали процесс познания, при котором чувственная ступень не отрывается от мышления, хотя они, безусловно, различаются – мышление сходно с ощущением по механизму, лежащему в их основе -  истечения образов от предметов.

Как свидетельствует биография Лукреция, ему была чужда атараксия, эта пассивность, безучастность к судьбе народа, конформизм.