27. Психология акта Ф.Брентано. Развитие идей Ф.Брентано в психологии.

 

На первый план выходит проблема исследования содержания не структуры, а функций психики (в отличие от Вундта того же). Программа Франца Брентано (1838-1917) противостояла как традиционной ассоциативной психологии, так и структурализму Титченера. Он функционалист. О сознании: предметность сознания; его активность; его единство.

Начав свою деятельность в качестве католического священника, он оставил ее из-за несогласия с догматом о непогрешимости папы и перешел в Венский университет, где стал профессором философии (1873).

Первый труд посвящен психологии Аристотеля, ее интерпретации средневековыми католическими теологами, разработавшими понятие об интенции как особой направленности мысли.

Влияние Аристотеля: жизнь души как активное начало, а не восприятие воздействия извне.

Метод: исключительно субъективный метод самонаблюдения, отходит от экспериментального метода Вундта (считая его ограниченным). Кроме того, считал, что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект.

Выступает против психологии как науки о содержаниях сознания; подлинная психологическая реальность – акты сознания. Предмет психологии: психические феномены как акты (видение, слушание, суждение и т.п.). Сознание всегда предметно, человек всегда думает о чём-то, а не вообще.

Акт интенционально содержит в себе объект, на который он направлен (иначе он не имел бы смысла). Интенциональность – направленность на некий объект. Основная характеристика психологических актов – это имманентная предметность, они всегда направлены на какой-то объект. Весь предметный мир «живет» в душе человека; не материальное, а интенциональное бытие. В представлении предмет является (презентируется) сознанию. Модификациями этого акта являются восприятие, понятие. Каждый акт содержит в себе объект определенным образом: «В представлении что-то представляется, в суждении что-то признается или отвергается, в любви любится и т.д.».

Соответственно способу отношения к объекту классифицирует духовные акты:

акты представления: ведущая роль - в представлениях предметы репрезентируются в сознании.

акты суждения: в отличие от ассоцианизма, где суждение понимается как объединение или разъединение представлений, по Брентано в суждении объект мнится как истинный или ложный.

акты чувства: отношение к объекту как к добру или злу. (Учение о чувствах положил в основу этических представлений).

 Подчеркивал целостность душевной жизни, в отличие от физического мира, в котором объекты могут существовать как отдельные вещи.

Развитие идей Брентано у последователей.

Карл Штумпф (1848-1936) – основатель психологического института при Мюнхенском (1889) и Берлинском (1893) университетах. Учениками Штумпфа были Э. Гуссерль, К. Коффка, В. Келер, М. Вертгеймер, К. Левин. Центральное понятие у Штумпфа – функция – соответствует акту у Брентано. Штумпф различает явления сознания, психические функции и их продукты. Функции составляют существенное в душевной жизни и задачу исследования. Главный признак функции – процессуальность.

Гуссерль с его феноменологией.

А. Мейнонг (1853-1920) – создал "теорию предметов", ставшую теоретической основой проблемы целостности в Грацкой школе.

Христиан фон Эренфельс (1859-1932) – гештальт-качество (качество формы) – 1890. Мелодия на фортепиано. При изменении тональности меняется состав элементов (нот, клавиш), но мелодия воспринимается одинаково.

Теодор Липпс (1851-1914). Психология как наука о сознании, связанном с предметно-реальном миром. Взаимодействие осуществляется с помощью актов. Ввёл понятие вчувствоания (эмпатии).

Вюрцбургская школа (начало XX века). Применение эксперимента к высшим психическим процессам, в частности к мышлению. Опора на принципы новой психологии Брентано. Безобразное (ненаглядное, несенсорное) мышление.

У. Джемс (1842-1910).