25. Значение эволюционной концепции Ч.Дарвина для психологии.

 

Развитию психологию способствовало появление принципа эволюции и принципа развития. Концепция эволюции распространилась на весь мир и овладела умами современников Дарвина. Эволюционная теория распространилась на интерпретацию явлений как органического мира, так и неорганического, а т.ж. на объяснения феноменов человеческого общества. В пси - появление зоопсихологии, эволюционного ассоцианизма, бихевиоризма и генетических концепций.

Закон Эволюции развитие идет от:

1)  простого к сложному; от рассеянного к сплоченному; характеризуется концентрацией;

2)  общего (однородного) к разнородному, то есть характеризуется дифференциацией;

3)  неопределенного к определенному, то есть индивидуальному.

Дарвин (1809-1882) - английский натуралист и путешественник, все живые организмы эволюционируют во времени от общих предков. 1859 - книга «Происхождение видов», движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Существование эволюции было признано большинством ученых при жизни Дарвина, его теория естественного отбора, как основное объяснение эволюции, стала общепризнанной лишь в 30-х годах XX-го столетия.

Законы, указанные Чарльзом Дарвином, дали Психологии:

1)  материалистическую основу толькования приспосабливаемости организмов в природе

2)  эволюционную природу развития человека

3)  идею приспособительного значения психики.

Идеи Дарвина, важные для Психологии:

1)  Проблема психики и проблема связи психики животных и человека.

2)  Происхождение человека и половой отбор.

3)  Человек обнаруживал значительное сходство с животными.

4)  Онтогенез есть повторение филогенеза, повторение родовых форм его вида.

Психика – результат эволюции (эволюционный ассоцианизм). Психика человека отличается от психики животного количественно. Это антропоморфизм. Дарвин ошибался в этом (завышение способностей у животных и выводы о психике животных исходя из психики человека).

Теория Дарвина послужила толчком к сравнительной психологии.

Закон Ллойда-Моргана: не приписывать животному ВПФ, если все можно истолковать проще. Однако ему не удалось уйти от субъективизма: он приписывал животным сознание, делил его на уровни и пр.

Реакция на субъективизм – механистические теории полного отсутствия психики у животных. Но это долго не продержалось. У простейших обнаруживали реакции научения → психика есть!

Экспериментальные исследования - с Эдварда Торндайка (1874-1949). Ввел метод проблемного ящика и лабиринта; сделал вывод: животные могут решать задачи только путем случайных проб и ошибок, он сформулировал законы научения:

а) закон эффекта (из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию более прочно закрепляется та, что связана с наградой)

б) закон упражнения (реакция закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения)

в) закон готовности (упражнения изменяют готовность НС к более легкому проведению р-ий).

Общая механистическая установка и лабораторность исследований вызвала споры. Дальнейшее изучение продолжили Смолл (разработка лабиринтной модели поведения), Йеркс (исследования процессы обобщения у приматов), Келер (поведение человекообразных обезьян).

Появляется наука этология – изучает поведение животных в естественных условиях (Лоренц, Тинберген, Фриш).

Вслед за Дарвиным разивается детская психология. Появляется первая теория – теория рекапитуляции (Ст. Холл, Дж. Болдуин), в основу к-ой лег биогенетический закон Геккеля (онтогенез ускоренно повторяет филогенез). Закон рекапитуляции: в процессе индивидуального развития ребенок повторяет этапы эволюционного и культурного развития, пройденного человечеством.

Закон рекапитуляции был дополнен влиянием внешних факторов на развитие – появилась теория двух факторов психического развития и их конвергенции Вильяма Штерна (1871-1938): ребенок рождается с органическими задатками, инстинктами и пр. Далее начинает влиять природная и общественная среда, определяющая фактическое развитие. В развитии существуют особенно сензитивные периоды, в которых наиболее благоприятно воздействие внешних факторов и пр.

Дарвин повлиял и на исследования отличий психики современного и первобытного человека. Возникли 2 школы:

1)  Концепция первобытного анимизма (Тейлор, Фрэзер). На всех этапах исторического развития мышление одинаково. Просто при ограниченном опыте и недостаточных знаниях порождаются мифы и представления. Но не будь опыта – современный человек пришел бы к анимизму.

 

2)  Французская социологическая школа в начале 20 века выдвинула положение о качественном отличии первобытного мышления от мышления современного человека.