24. Естественнонаучные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку.

 

Выделение психологии в самостоятельную науку - в 60-е гг. 19 в. Оно ознаменовалось:

·появлением первых программ (В. Вундт, И. М. Сеченов),

·созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, начавших подготовку научных кадров психологов, выходом специальных психологических журналов,

·образованием психологических обществ и ассоциаций,

·проведением международных конгрессов по психологии.

Естествознание 19 века характеризуется рядом открытий:

1)   открытие закона сохранения энергии Гельмгольцем (1847г.)

2)   клеточная теория Шлейден, Шванн, 1838г.

3)   эволюционная теория Дарвина, «О происхождении видов» в 1859г.

4)   открытие гомеостатических механизмов саморегуляции внутренней среды организма Клодом Бернаром

5)   закон наследственности Менделя.

6)   Открытие Дюбуа-Реймоном электрической природы нервного процесса (до этого было представление о животных духах).

Значения для психологии: открытия были связаны с общими вопросами происхождения жизни и человека в частности. Общие вопросы объяснения жизни давала физико-химическая теория. До этого в биологии господствовало идеалистическое течение  - витализм (берет начало от анимизма – представления об одушевленности всех тел природы – в допущении наличия в организмах особой нематериальной жизненной силы). Все эти открытия поставили вопрос о границах естествознания. Дюбуа-Реймон в речи «О границах естествознания» объявил недоступными для человеческого познания собственно философские проблемы о сущности материи и силы, субстанции и сознания, как из физико-химических процессов могут быть объяснены идеальные процессы.

7)   развитие учения о рефлексе: английский физиолог Чарльз Белл и французский физиолог Франсуа Мажанди параллельно и независимо экспериментально установили различия между передними и задними корешками спинного мозга по функции: передние корешки представляют собой моторные нервы и осуществляют двигательную функцию, задние корешки - чувствительные. Открытие вошло в историю под названием закона «Белла–Мажанди» и заключалось в анатомическом обосновании того, что спинной мозг построен по принципу рефлекторной дуги. Идея Белла о регулирующей роли мышечного чувства в осуществлении движения (в контексте идеи «нервного круга»). Идея «нервного круга» была воспринята психологами в 30-е гг. XX века в связи с развитием кибернетических исследований в виде понятия об обратной связи (та часть учения Белла, где речь шла о роли мышечного чувства в ощущении усилия во время движения). 

8)   Развитие теорий физиологии органов чувств.

Иоганнес Мюллер – немецкий физиолог, создатель теории специфической энергии органов чувств, включающей 10 законов. 1 - наши органы чувств дают нам информацию не об объекте, но о своих характеристиках, т.к. ощущения складываются в анализаторах через посредство сенсорных нервов. 2 - о принципе специфичности, каждому из пяти видов сенсорных нервов и соответствующих им пяти органов чувств присуща своя специфическая энергия, которую эти органы навязывают уму. 3 - специфичность проявляется в том, что 1 внешний стимул в различных органах вызывает различные виды ощущений. То есть, хотя причинно ощущений выступают внешние стимулы, но ощущение не воспроизводит его свойства. Мы не столько видим, слышим, сколько ощущаем внутреннюю нервную энергию.

Мюллеру также принадлежит нативистическая теория восприятия пространства – органы восприятия имеют прирожденные способности к пространственному зрению. Эти взгляды разделяли немецкий психолог К.Штумпф и физиолог Геринг.

Томас Юнг в 1801 г. выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения: на сетчатке имеется три вида рецепторов, отвечающих на красный, зеленый и фиолетовый цвета.

Геринг – фотохимическая теория цветового зрения – в каждом глазу по три фоторецептора, а в каждом фоторецепторе пара цветоощущающих веществ: бело-черные, красно- зеленые, желто-синие. Процессы ассимиляции и диссимиляции определяют ощущение.

Эрнст Вебер –циркуль Вебера (или эстезиометр) для экспериментальных исследований осязания, и определил, что кожа обладает разной чувствительностью к локализации прикосновений. Вклад в возможность измерения в психологии. Проводил эксперименты по различительной чувствии-ти, установил: для каждого органа чувств есть своя константная величина отношения величины нового раздражителя к исходному, которая приводит к ощущению их разницы.

Герман Гельмгольц – изобрел в 1851 г. офтальмоскоп дабы исследовать глазное дно. В «Физиологической оптике» описал психологические феномены, которые сопровождают физиологические процессы зрения. Теория бессознательных умозаключений утверждает, что перцептивный образ является результатом соединения данных ощущений с прошлым опытом. Восприятие подобно процессу умозаключения, в котором происходит сопоставление нашего впечатления с какой-либо частью прошлого опыта, а затем делается вывод о том, что же имеет место в данный момент. Особенности бессознательных умозаключений: возникают бессознательно и не управляются сознанием, формируются в опыте, механизмом умозаключений являются сенсомоторные связи между зрительными ощущениями и ощущениями от движения глаз  в процессе восприятия. Значение для психологии: Данная теория выявляется принципиальную недостаточность метода самонаблюдения в психологии.

9)   Исследования мозга:

Франс Галль отличил серое вещество от белого вещества мозга. Френология (термин Шпурцгейма, а Галь называл органологией) Галля – учение о локализации способностей человека в различных областях мозга.  Положительное значение для психологии состоит в понимании специфичности функций разных участков мозга, т.к. до этого мозг казался однородной массой.

Пьер Флуранс – французский физиолог проводил эксперименты по разрушению полушарий мозга у птиц и обнаружил, что через некоторое время, независимо от того, какая часть мозга разрушена у птиц, наблюдалось восстановление поведения. Сделал неправомерный вывод о функциональной однородности мозга. Значение же полученных данных потом было переосмыслено, как проявление пластичности мозга

Открытия Поля Брока центра моторных образов слов и Карла Вернике центра сенсорных образов слов, Г.Т. Фритчем двигательных центров в коре.

Х. Джексон  - преодоление узкого локализационизма и представление об уровневой организации психических функций.

Значение для психологии: представления о материальных основах психики, проблема соотношения физиологических механизмов психических функций и психологического анализа. В ходе решения проблемы соотношения физиологических процессов и психологических процессов появилось два направления: параллелизм  (психическое – эпифеномен физиологического, отсюда следует отсутствие необходимости выделения психологии в самостоятельную науку) и взаимодействие психических и физиологических явлений (отсюда следует значимость психологии как науки).

10)         Исследования гипноза:

Франц Месмер– первооткрыватель гипнотических явлений, И. Бергейм, Ж. Шарко, П. Жане – внесли свой вклад в развитие идеи бессознательного.

11)         Психофизика:

Задача психофизики по Фехнеру: изучить соотношения между физическим и психическим мирами (внешняя психофизика) и между душой и телом (внутренняя психофизика). Сам разработал только внешнюю психофизику. Экспериментальные методы измерения ощущений через измерения интенсивности физического раздражителя. Единицей измерения является минимальная величина раздражителя, которая впервые вызывает едва заметное ощущение (нижний абсолютный порог). Мера измерения ощущений – разностный порог. Методы исследования: метод едва заметных различий, метод постоянных раздражителей, метод средних ошибок. Впервые осуществил приложение математики к психологии.

12)         Психометрия:

Измерение скорости протекания психических процессов. Эта линия началась в астрономии, т.к. там было замечено, что реакция на воздействие никогда не происходит немедленно, но всегда есть некоторое запаздывание ответа на сигнал. Фридрих Бессел – немецкий астроном ввел понятие «личного уравнения» для обозначения разницы в показаниях различных наблюдателей. Изобретение астрономами хроноскопа. В психологию был перенесен факт индивидуальных различий в скорости восприятия и началось изучение условий, влияющих на личное время (например, ожидается сигнал или нет).

Франц Дондерс изобрел методику исследования времени сложных психических процессов.

Людвиг Ланге – немецкий физиолог показал, что в зависимости от наличия у испытуемого установки на моторный аспект или сенсорный аспект реакции время реакции существенно меняется. Так началось исследование установки.

Значение для психологии психофизики и психометрии: возможность объективного подхода к психическим явлениям.

  13) Значение развития эволюционных идей в биологии для психологии.

Открытие Дарвина факта изменчивости видов и законов эволюции (принцип изменчивости и наследственности) - материалистическое истолкование целесообразности в виде приспособленности организмов в природе. Вопрос о сопоставлении психики животных и человека. Разработка идей Дарвина - 3 направления: психология животных, детская психология и психология малокультурных народов.

Идея приспособительного значения психики развивалась Гербертом Спенсером в его концепции эволюции применительно к человеку и обществу (социальный дарвинизм).

Идеи Дарвина об отсутствии качественных отличий между интеллектом человека и животных привело к истолкованию психических проявлений животных по аналогии с психикой человека. Идеи была развиты Джорджем Романесом (антропоморфизм как направление сравнительной психологии). Конвей Морган - английский биолог - животные способны к научению путем проб и ошибок, ввел этот термин. Оба исследователя принадлежат к анропоморфическому направлению, т.к. приписывали сознание в истолковании поведения животных.

Механистическое направление в сравнительной психологии - оппозиция антропоморфизму и утверждало отсутствие у животных какой- либо психики (теория тропизмов Жака Леба).

Американский зоолог Дженнингс - решил показать экспериментально, что даже у простейших есть элементарные формы научения, и в зависимости от физиологического состояния животного в данный момент оно по- разному реагирует на один и тот же внешний стимул.

Эдвард Торндайк сформулировал законы научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности. Разработал методы объективного изучения психики – экспериментальные техники проблемного ящика и лабиринта.

Под влиянием Дарвина возникла отдельная отрасль – детская психология. У Дарвина была статья «Биографический очерк одного ребенка», где он описывал наблюдения за поведением сына с рождения до 10 мес. Стали появляться исследования в форме наблюдений за развитием ребенка. Первой теорией была теория рекапитуляции Стенли Холла и Дж. Болдуина. В основе их теории лежал биогенетический закон Геккеля (онтогенез – ускоренно повторяет филогенез). Согласно закону рекапитуляции ребенок в процессе онтогенеза повторяет этапы культурного развития, которое прошло человечество (дикость, собирательство, охота, скотоводчество). 

Позже теория рекапитуляции была дополнена учетом влияния внешних факторов на развитие ребенка в концепции двух факторов Вильяма Штерна.

 

Третье  направление развитие идей Ч. Дарвина связано с решением вопроса о различии психики современного человека и психики первобытного. В Англии возникла концепция первобытного анимизма (Эдуард Тейлор, Джеймс Фрэзер), которая утверждала, что на всех этапах человеческого развития мышление человека всюду одинаково. Различия в представлениях о мире на разных этапах исторического развития связано с ограниченным опытом и недостаточностью знаний. Эти взгляды были подвергнуты критике в начале XX века французской социологической школой, которая выступила с положением о качественном отличии первобытного мышления от мышления современного человека.