23. И.Ф.Гербарт как основатель немецкой эмпирической психологии.

 

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) – философ, педагог и психолог. Отец немецкой эмпирической психологии, сторонник асс.психологии, ставил предметом явления сознания, а методами – самонаблюдение, наблюдение за другими, анализ продуктов деятельности, НО не эксперимент. Гербарта не стоит считать ассоцианистом. Он не использовал понятие ассоциации. Компликация по смыслу совпадает с ассоциацией.

Под влиянием идей Локка считал, что психологию необходимо основывать на опыте, поэтому предметом психологии считал факты и явления сознанияСознание - сумма действительных представлений, их свойство. Единицы сознания - представления. Представление - сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием внешних объектов. Представления отличаются друг от друга по 2 критериям: качественному и количественному. Количественный критерий – это сила представления, которая субъективно воспринимается как ясность.

   Разрабатывал два вида психологии: статическую и динамическую.

Статическая психология

Динамическая психология

предмет: структура сознания в период покоя. По критерию степени ясности представлений выделил три области сознания (влияние идей Лейбница)

1)   сознание ясное –область сознания, где находятся представления с наибольшей степенью ясности.

2)   менее ясное сознание (или просто сознание) – менее ясные представления

3)   темное сознание (область бессознательных представлений)

Для обозначения границ между различными областями сознания вводит понятие порога. Между ясным сознанием (1) и менее ясным сознанием (2) находится порог ясного сознания. Между областью менее ясного сознания (2) и бессознательным (3) находится порог сознания.

предмет: условия взаимодействия  представлений в сознании.

Представления могут динамично перемещаться в разные моменты времени в разные области сознания. Условия проникновения представлений в область ясного сознания:

1)   значимость представления для субъекта

2)   запас прошлого опыта. Новые впечатления будут осознаваться благодаря взаимодействию наличного и прошлого восприятий.

Перейдет ли представление в центр сознания – это зависит от прошлого опыта и собственно силы и ясности представления.

Понятие «апперцептирующей массы» для обозначения запаса прошлых впечатлений.

Виды взаимодействия представлений:

1) соединения нового опыта и прошлого опыта представлений - понятие апперцепции (понятие носит эмпирический смысл в отличие от идеалистического у Лейбница и Канта).

2) Компликация – слияние представлений (данных отдельных ощущений), при к-ром они сохраняют свою самодостаточность

3) слияние сходных представлений

4) вытеснение одних представлений другими

Результаты взаимодействия представлений:

1)   чувства. Н., чувство неудовольствия - результат стеснения представлений

2)   Воля

 

Идея апперцепции была его дидактическим принципом в педагогике – последующее строится на предыдущем. Гербарт говорит о слиянии и компликации представлений, как ассоцианисты.

Методы исследования сознания должны основывать на математике. Именно применение в психологии математики поможет получить научные знания о душевных процессах. Считал метод эксперимента не применимым в психологии, т.к. это манипуляция над людьми. Также не применимы методы наблюдения и самонаблюдения, т.к. они не объясняют душевных процессов.

Труды: «О психологии как науке, вновь опирающейся на опыт, метафизику и математику» (1824 -1825); «Учебник психологии» (1816); «Очерк педагогических чтений» (1835);

Последователи научной школы Гербарта:

Мориц Дробиш (1802-1896) - математик, логик, философ – идеалист, психолог, популизатор и распространитель идей Гербарта

Теодор Вайц (1821-1864) – идея объективного изучения психики через изучение быта, культуры, нравов, религии, политической системы народов.

Мориц Лацарус (1824-1903) и Гейман Штейнталь (1823-1899) - основатели этнической психологии, основали журнал «Журнал психологии народов и языкознания», в программной статье главной задачей была названа задача изучения духа народов (язык, мифы, творчество, религия итп.). Лацарус еще занимался психологическим анализом юмора, языка и их отношений к мышлению.

 

Математику в психологию и идею о порогах позже ввел Фехнер.