22. Психологическая мысль в России в XVIII в.

 

В 18 веке начинает функционировать система образования. Открываются училища и школы, в них начинают преподавать философию и психологию отдельно от теологии.

1724 г. – открытие РАН, 1755 г. – открытие МГУ. Началось Просвещение в России.

Условно психологами в это время можно назвать Ломоносова и Радищева: они размышляли о материлистической природе души (то есть о том, что ее нет как субстанции), ощущений (как реакции на внешнее воздействие), о воспитаниии и его роли. Радищев еще говорит о бессмертии души (будучи в ссылке в Сибири).

Историк В. Н. Татищев (1686-1750) - идея о зависимости умственного развития от просвещения и обучения: источник индивидуального ума — опыт других людей, усваиваемый через язык и письменность.

В 1796 г. - первая русская книга, посвященная психологии — «Наука о душе», автор И. Михайлов произвел систематизацию психологических знаний в духе английского эмпиризма Локка. Не рассматривая умозрительных вопросов, касающихся бессмертия души и т. п., он описывает факты — ощущения, мысли как ассоциации представлений, волю.

М. В. Ломоносов (1711—1765).

Заложил основы материалистической русской психологи. Психологические воззрения Ломоносова развиваются в связи с научными исследованиями (природы, русского языка и др.). Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия предметов внешнего мира (при этом считая одинаково объективно существующими как первичные, так и вторичные качества) на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений, Ломоносов выдвинул трех-компонентную теорию цветового зренияСлово о происхождении света», 1757). В начале XIX в. (1801) Т. Юнг, английский физик и врач, также выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, впоследствии капитально разработанную Г. Гельмгольцем. Особенно богата психологическими идеями работа «Краткое руководство к риторике» (1744) - о воображении, о страстях (природа, борьба со страстями и роль ума), психологии речи. Идеи Ломоносова развивали Я. П. Козельский и А. Н. Радищев.

А.Н. Радищев (1749—1802)

Ссылается на труды Гоббса, Декарта, Спинозы, Локка, французских материалистов, обобщает успехи естествознания: труды Линнея, Бюффона, опирается на знания по медицине. Он опирался на материализм и гуманистическую этику. Полемизируя с дуализмом Декарта, Радищев утверждал, что все силы и вся жизнь – произведения единого вещества, имеющего разные качества. Психика - функция известных органов тела — нервов и мозга.

Развитие психики, сравнение психики человека и животных у Радищева. Специфичность образа жизни человека: он не приспосабливается к природе, но преобразует ее. Подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека связываются со своеобразием его знаний, отмечается роль занятий искусством, вооруженность различными средствами - все это расширяет возможности органов чувств «до беспредельности». Указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания. Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума, воздействие на человека общества (путем подражания и сопереживания), но подчёркивает и силу природы, отвечающую за то, в какой степени будет усваиваться воспитание.

 

О бессмертии души. Радищев склоняется к выводу о неразрушимости специфически человеческой особенности — «мысленности», бессмертии души. Через сомнение Радищев пытается выявить силу, которая обеспечивает единство всех составляющих человека сил. Обращаясь к мышлению, он критикует сенсуализм Гельвеция («мысль от чувств есть нечто отдельное»). Активная природа мышления, выражением которой является внимание, распространяется не только на мысль: столь же властен человек над своими страстями, да и над телом.