20. Становление ассоциативной психологии в 18в. (Беркли, Юм, Гартли). Развитие ассоциативной психологии в 19в. (Т.Браун, Дж.Милль, Дж.Ст.Милль, А.Бэн, Г.Спенсер).

18 век называют столетием психологии: в Англии складывается направление ассоциативной психологии усилиями трех главных фигур: Беркли, Юм и Гартли. Они развили английскую психологию от эмпиризма Локка к ассоцианизму.

Дж. Беркли (1685-1753)

События, происходящие одновременно, имеют тенденцию к ассоциации, образуется связь между зрительными и осязательными ощущениями.

Спиритуалист, последователь Локка, шел от сенсуализма к субъективному идеализму. «Быть значит воспринимать». Создал зрительную теорию пространства в “Опыте новой теории зрения” (1709), согласно которой зрительное восприятие есть комбинация зрительных и осязательных ощущений от движения глазных мышц.

 

Говорил о зрении как о языке осязания – подчеркивал его знаковый характер. Он свел мир к комплексу ощущений. Выдвинул объяснение восприятия пространственных свойств объектов из опыта.

Свет и цвет человек воспринимает без всякого опыта; восприятие пространственных свойств складывается со временем. Он спорит с Декартом, который объяснял восприятие пространства «естественной геометрией».

Беркли: от рождения мы воспринимает зрительные впечатления, которые в зависимости от расстояния различаются яркостью и отчетливостью; одновременно с восприятием с помощью зрения мы воспринимаем ощущения от движений глаз и от движений других органов нашего тела. Эту сумму ощущений он называет осязательными, а поскольку события, происходящие одновременно, имеют тенденцию к ассоциации, то образуется связь между зрительными и осязательными ощущениями. Зрительные впечатления становятся знаком пространственных свойств вещей. Против Беркли выступили философы шотландской школы.

 

Д.Юм (1711 - 1776)

Последователь Беркли, считал, что эмпиризм ограничен.

Познание начинается с опыта, состоящего из восприятий, к-рые заключаются в идеях и впечатлениях, сложные идеи образуются путем ассоциации, есть как неправильные, так и правильные. Все человеческое познание - ассоциациями идей.

В “О человеческой природе” (1739) и “Исследование о человеческом познании” (1748) развил понятие ассоциации, поделил все состояния сознания на впечатления и идеи, их отражения.

Впечатления - образы ощущений и некоторые аффекты, на их основе образуются идеи - более ослабленные ощущения (т. е. различия не качественные, а количественные).

Сложные идеи образуются путем ассоциаций, но не через действия ума (как у Локка), а через работу особого механизма ассоциаций, по которому строится вся работа познания. В отличие от Локка у Юма неправильные ассоциации – это только по смежности в пространстве и времени, а по закону сходства и причинности – это правильные ассоциации.

У Юма вся личность - цепочка восприятий (тепла, холода, любви, ненависти). И больше ничего кроме восприятий в «Я» не существовало. Все сознание - пучок ассоциаций между отдельными идеями и ничего больше нет.

 

Д. Гартли (1705-1757)

 

Идея пассивности субъекта психической жизни при восприятии;

из опыта складываются ассоциации и аффекты;

ассоциации представляют собой сочетания не идей, а физиологических состояний мозга, сопровождаемых ими.

 

Священник, врач. Моральный вопрос - чем отличаются хорошие люди от плохих - привел его к теме о природе человека.

Дал наиболее полную картинку ассоциативной теории. Он выделил три основных простейших элемента душевной жизни: ощущения, идеации (идеи ощущений, или повторение ощущений без предметов), аффекции – удовольствие/неудовольствие.

Из этих элементов с помощью механизма ассоциации строится душевная жизнь. В основе этого механизма лежат вибрации – физиологические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Они различаются по степени, роду, месту и направлению. Сочетаются не идеи, а состояния мозга, которые сопровождаются ими.

Ассоциации могут быть одновременными или последовательными. Понимание слов – это образование ассоциации между словом и значением, оно устанавливается в детстве из опыта.

 

 

Мышления как процесса у Гартли нет. Истины пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциаций, новые мысли – комбинации или разложение старых идей.

Память – воспроизведение ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каком они были получены.

Если этот порядок нарушается, это воображение.

Образование ассоциаций – пассивный процесс. Воспроизведение идей (память/воображение и пр.) происходит пассивно без участия субъекта.

 

Страсти рассматривались как источник поведения, поступков. Достигая определенного порога, они становятся желаниями или отвращениями. В той стадии, когда они настолько сильны, чтобы вызвать действия, они представляются волей.

Аффекты не врождены – это продукт воспитания, возникает по ассоциации между представлением о вещи и аффекцией.

В организме есть набор врожденных первичных автоматизмов, из которых образуются произвольные движения, побуждаемые внешними стимулами.

Он различал полупроизвольные, произвольные движения и вторичные автоматизмы. Все психические явления выводятся из внешних впечатлений.

Откуда страсти: в процессе опыта ребенка от матери получает много хорошего и получает удовольствие. Ассоциация между образом матери и удовольствия → чувство любви к матери. Со временем любовь приобретает духовный характер (мы уже ничего не получаем от родителей, но продолжаем их любить). Т. о. страсти - прижизненные образования.

 

Особенностью ассоцианизма 19 века явилось его соединение с философией позитивизма. В развитии ассоцианизма этого периода различают три этапа:

а) наивысший расцвет (Т.Браун, Дж.Милль);

б) пересмотр основных положений о предмете и методе ассоциативной психологии, начало кризиса системы ассоциагизма (Дж.Ст.Милль);

в) отступление от классического ассоцианизма по ряду проблем (А.Бэн).

 

Томас Браун (1778-1820)

Законы, объясняющие возникновение ассоциаций;

мышление как процесс нахождения верной ассоциации из числа неверных;

понятие потребности как жизненно важного состояния для организма, но сводит к ассоциации между 2 чувствованиями;

метод исследования духа – самонаблюдение;

душевные явления трактуются механистически (все сложные явления = сумма простых) в философии идеализма.

 

В “Лекциях по философии человеческого духа” (1820) - учение об ассоциациях: ввел вторичные законы ассоциации – учение о дополнительных факторах. объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других.

Мышление как процесс решения задачи = выбор одной из ассоциаций, вызываемых предъявлением этой задачи. Развил учение об ощущениях: выделил из осязания ощущение тепла-холода, а также мускульное чувство и указал на его значение для формирования чувства уверенности в существовании предметов внешнего мира. Оторвал душевные явления от материальной основы и постулировал их подчиненность собственным, внутренним законам, которые открываются только в самонаблюдении.

Только основания ассоциаций (простых внушений) лежат в мозгу, остальные связи представляют собой операции духа и называются относительными внушениями.

Метод - лишь самонаблюдение. Сложное душевное явление сводил к сумме составляющих его простых. Познание трактовал механистически.

Потребности понимал биологизированно и относил вместе с ощущениями и чувствами удовольствия-неудовольствия к области чувственных процессов. Разделял потребности на два рода чувствований: ощущение неудовольствия и желание предмета, снимающего это неудовольствие. Отрицалась специфика потребностей как особых психических состояний.

Дж.Милль (1773 - 1836).

“Анализ явлений человеческого духа”.

Психическую жизнь сводит к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей:

1 явление – ощущение,

1 закон – ассоциации.

2 причины закрепления ассоциаций: живость ассоциируемых ощущений и частота их повторения.

Общий закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы. «ментальная механика» (полная пассивность организма и неактивность личности).

 

Джон Стюарт Милль (1806-1873)

Признал ассоциативную механику несостоятельной и предложил «ментальную химию»:

о продукте нельзя судить по исходным элементам, а знание свойств элемента не избавляет от необходимости изучать свойства целого.

Т.е. простые идеи не составляют совокупностью сложные, а порождают их. Но у нас нет возможности изучать сложные явления. Остается лишь их описывать. Многие ощущения, чувства и мысли порождает нервная деятельность.

Ассоциации должны устанавливаться между нервными импульсами.

Но рано заменять всю психологию физиологией (как считает Конт), т.к. пока у психологии больше инструментов. Вводит в психологию «Я» как субъект сознания, отступая от классического ассоцианизма, лишенного активности. Признаются и ассоциации по сходству, чего не было раньше, так как для ассоциаций по сходству нужна активность мышления, которая ранее не признавалась.

 

Александр Бэн (1818-1903)

Отступает окончательно от механицизма и вводит положение о спонтанной активности НС при произвольных движениях. Когда произвольное движение пару раз совпадает с состоянием удовольствия – появляются ассоциации. Так появляются целесообразные движения и позднее – навыки. Если бы сочетание движений и ощущений протекало бы только на основе временных отношений (как думал Гартли), то различие приятного - неприятного и полезного - бесполезного не имело бы значения и усваивалось бы всё. Продолжается отступление от классической пассивной ассоцианизма: вводятся творческие ассоциации (открытия в науке, художества).

 

Герберт Спенсер (1820-1903)

Сблизил психологию и биологическую эволюцию.

Сформулировал общий закон эволюции: повсюду во вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, от однородного к разнородному, от неопределенного к определенному. То есть психическая жизнь постепенно дифференцируется от физической. Единица психики – ощущение (развилось из изначальной раздражительности). Затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики. Все они являются инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде.

Это: рефлекс, инстинкт, навык, реализуемые в поведении, – и ощущения, память, воля, разум, существующие в сознании.

Сочетания чувствований порождают душевную жизнь животных.

Поделил пси на объективную (предмет – психические явления животных и человека; метод – внешнее наблюдение) и субъективную (предмет – состояния сознания; метод – внутреннее наблюдение). Пси должна изучать связи между сознанием и внешней средой, а не только связями внутри организма. В процессе приспособления внутренних отношений к внешним образуются рефлекс, инстинкт, память, разум, воля и интеллект – высшая фаза душевного развития. Приспособление внутренних отношений к внешним происходит через ассоциации – внешние отношения порождают внутренние. Они образуются в индивидуальном опыте и порождают ощущения, чувства и пр. Рассматривает социальную эволюцию (появление языка, общества, науки, морали и пр.). Но без особых различий. Опыт приобретается в 2 формах: индивидуальном и наследственном. Биологизаторская теория Спенсера не привела его к культурно-исторической концепции, а привела к расистским взглядам.

 

Положительные стороны ассоцианизма:

1. Индивидуальное сознание появляется опытным путем, и человека можно безгранично воспитывать и обучать.

2. Начиная с Гартли, стали изучать материальные основы психики.

3. Детально прописывается механизм ассоциации и законы ассоциации.

4. Ассоциативный эксперимент и сейчас имеет значение в клинике и педагогике.

Негативные стороны ассоцианизма:

1. Ассоцианизм как теория несостоятелен, т.к. замыкается на субъективном и не дает объективных методов исследования сознания.

2. Ассоцианизм лишь описателен.

3. Ассоцианизм не решал проблемы духовного развития, личности, источников психической активности, осмысленного мышления.