Условия, закономерности и детерминанты развития научных психологических знаний. Проблема периодизации истории психологии.

Определение предмета истории психологии, проблема периодизации истории психологии, а также вопрос о развитии научных психологических знаний тесно взаимосвязаны. В истории психологии изучается (предмет) не сама психическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных (и только научных) знаний о психике.

Основная идея в том, что любая наука не находится в вакууме, соответственно пытливые умы истпсихологов хотят понят что от чего зависит в этом мире

История в целом свидетельствует о неуклонном прогрессе психологических знаний, но развитие науки – нелинейный процесс (бихевиоризм хотел преодолеть субъективизм, но утратил объект – психику и сознание, гештальтпсихология критиковала ассоцианизм, но утратила проблему возрастания опыта в процессе развития субъекта)

Ильенков пишет о различии логического и исторического способов исследования.

Исторический – критика фактов фактами того же времени.

Логический – категории, развитые на предыдущих ступенях науки, сопоставляются с фактами, наблюдениями на более развитых ступенях. Благодаря этому происходит процесс уточнения, конкретизации категорий, их развитие и развитие науки.

К. Маркс и Ф. Энгельс

Психологи как учёные "находятся под господствующим влиянием экономического развития".

Л.С. Выготский

Характер, тип историко-псих.процесса.

Об этом говорил Выготский - не линеый, зигзаги.

Закономерность в смене и развитии идей, возникновение и гибель понятий, даже смена классификаций и т.п. – всё это может быть объяснено на почве связи данной науки:

·        с общей социально-культурной подпочвой эпохи

·        с общими условиями и законами научного познания

·        с теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования

 

И. Лакатос (1922-1974) вёл понятия "внутренняя" и "внешняя" история науки, понимая под внутренней историей ту её часть, которая вычленяется, опираясь на собственные критерии научности, стандарты рациональности.

 

Интернализм – ошибочная точка зрения на историю, выделяющая в качестве первоочерёдного внутренний аспект. Существует и другая точка зрения, согласно которой основным является социальное (социо-культурное) измерение – экстернализм.

 

Влияние других наук на предмет, метод и методологию психологии

 

Э. Боринг (1886 – 1968)

Рассматривая движение психологической мысли, он приходит к представлению о том, что для каждой идеи приходит её время (zeit geist – дух времени). Не так важно, кто именно высказал эту идею, т.к. в принципе это мог бы быть любой исследователь. Независимые открытия одного и того же, производимые разными учёными в разных странах, подтверждают это положение.

Противоположно: Т. Карлейль – теория великих людей (XIX в.).

 

Бахтин ввёл понятие «большое время». Когда мы рассматриваем научной достижение той или иной эпохи, смыслы его проявляются в другие времена. Каждому новому поколению ранее открытое знание предстаёт несколько иначе.

 

Историко-психологический процесс является преемственным. Каждое последующее знание связано с предшествующим.

Например, гуманистическая психология была создана как противопоставление психоанализу и бихевиоризму, в которых, по мнению гуманистических психологов, была потеряна личность. Но, несмотря на это, Роджерс опирался на авторов, принадлежавших к психоанализу и бихевиоризму.

Развитие научного знания нельзя представлять как постепенный процесс накопления новых фактов, кумулятивный процесс. Это не прямой процесс, не его пути возможны зигзаги, откаты назад, утеря чего-то, что было у предшественников. Периодически возникают взрывы – научные революции, кризисы.

 

Томас Кун выступил с трудом «Структура научных революций» (1962). В этой книге главным понятием является парадигма. Парадигма (от греч. пример, образец) – это система основных научных достижений, теорий, методов, по образцу которых организуется исследовательская практика учёных. Томас Кун выделил следующие этапы развития науки:

1. Предпарадигмальный этап. Разными, мало связанными друг с другом, методами собираются разные знания.

2. Нормальная наука. Накапливаются данные, которые приводят к массированной критике существующей парадигмы.

3. Научная революция. Происходит смена научной парадигмы.

Такую схему анализа науки сложно применить к психологии, т.к. невозможно выделить этап одной парадигмы.

 

По С.П. Сенющенкову

В истории науки вообще есть подходы к наращиванию знания: кумулятивный, революционный и эволюционный.

Каждый подход рассматриваем с точки зрения следующих вопросов:

·        Есть ли прогресс в науке?

·        Есть ли преемственность в науке?

·        Есть ли качественные скачки?

 

Позитивизм: первичные данные – данные наблюдений, затем они обобщаются, формулируются законы, составляются теории. Кумулятивный подход: прогресс в науке – это накопление фактов. В этом и состоит развитие знания. Прогресс есть, преемственность есть, скачков нет.

Т. Кун – теория научных революций. Парадигмы. Кун называет деятельность учёных решением паззлов. Нормальная наука – научное сообщество, в котором принята определённая парадигма. Когда обнаруживаются явления, не понятные с точки зрения существующих представлений, наступает следующий этап. Первое время парадигма пытается сохранить свой статус, и все аномалии просто отбрасываются как артефакты. Когда же возникает новая теория, оказывающаяся способной эти аномалии объяснить, происходит смена парадигм. Выбор парадигмы определяется не когнитивными факторами. Представители новой парадигмы не могут переубедить представителей старой парадигмы, но могут обучить молодёжь. А представители старой парадигмы вымирают естественным путём. Кун приходит к выводу, что между старой и новой теориями преемственности практически нет. Прогресса нет, преемственности нет, качественные скачки есть.

Эволюционный подход – признаётся как кумулятивность, так и наличие научных революций. Предыдущая теория может войти в последующую как частный случай. Прогресс есть, преемственность есть, скачки есть. Сюда относится подход К. Поппера.

 

Схема трёхаспектного рассмотрения науки М.Г. Ярошевского. Представление о том, что наука развивается в системе трёх координат:

·        Предметно-логический аспект – в науке есть какие-то внутренние источники развития.

имеется определенная последовательность в смене стилей научного мышления. Каждый стиль определяет типичную для данной эпохи картину психической жизни. Изучение закономерностей этой смены - первая уникальная задача истории психологии.

Вторая задача истории психологии - раскрытие взаимосвязи психологии с другими науками. Психология зависит от достижений других наук, но и они изменяются в зависимости от информации, которая добывается благодаря изучению различных сторон психического мира. В рамках других наук также накапливаются знания о психических явлениях, а в психологии используются методы других наук и происходит обмен методологичей (развитие механики – механистические концепции поведения в психологии).

·        Социальное измерение – социо-культурные условия, влияющие на развитие науки.

·        Личностный аспект (научные знания совершаются трудом гениев).

 

 

Проблема периодизации истории психологии

Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в. до н.э. Поэтому встаёт вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.

 

Эпоха древнего мира – от первых письменных источников до 476 года (низложение последнего императора).

Примерно 830 год до н.э. – начало отсчёта истории Древней Гречии (год первой олимпиады).

С 476 по 1323 гг. – Средневековье.

С 1323 по 1600 гг. – Возрождение.

С 1600 года начинается Новое время.

Эпоха Просвещения – XVIII век.

 

Два больших периода:

·        Психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания. VI в. до н.э. – середина XIX века.

·        Психология развивалась как самостоятельная наука. С середины XIX века.

До философии существовали мифологически представления. Философские представления возникли на базе этих представлений, как продолжение работы по осознанию природы человека.

 

Можно проводить периодизацию и по другим основаниям: фактор времени в целостном процессе развития науки; периодизация отечественной и мировой науки; смена взглядов на природу психического.

 

 

 

 

I. Развитие психологии в рамках философии

Время

Предмет изучения

Важнейшие итоги

VI в. до н.э. – V в. н.э.

Душа

Формирование двух направлений – материализма и идеализма – в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях: ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз). Формирование учений о темпераменте и характере. Выделение проблем: "душа и тело", "врождённое – приобретённое", "аффект – интеллект". Указание на внутреннее чувство как способ познания души.

V – XIII вв.

Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний

Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования души.

XIV – XVI вв.

Дальнейшее развитие учения о душе в контексте роста анатомо-физиологических знаний и великих открытий XIV – XVI вв.

Отказ от души как предмета исследования и объяснительном принципе телесных и психических явлений.

Введение термина "психология".

XVII – середина XIX вв.

Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания

Формирование эмпирической интроспективной и ассоцианистической психологии. Понятие о бессознательной психике. Возникновение психофизической и психофизиологической проблем. Идея рефлекса.

II. Развитие психологии как самостоятельной науки

Начало XIX – 60-е гг. XIX в.

Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов. Исследование рефлекторных механизмов поведения. Гипнотические явления. Локализация психических функций в мозгу. Соотношение между мозгом и душевной жизнью. Возникновение и развитие психики.

Формирование естественно-научных предпосылок психологии как самостоятельной науки. Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятий.

Формирование психофизики.

Формирование психометрии.

Учение о рефлексе.

Бессознательная психика.

Френология Галля.

Теории локализации психических функций.

Теории психофизиологического параллелизма и взаимодействия.

Биогенетический закон.

Генетический метод.

Возникновение трёх областей генетической психологии: зоопсихологии, детской и исторической психологии.

Понимание психики как средства адаптации к среде.

60-е гг. XIX в. – конец XIX в.

Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознании в связи с их адаптивной функцией в поведении.

Проникновение экспериментальных методов в психологию

Формирование теоретический программ психологии: структурализм, психология акта, функционализм.

Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру.

Возникновение прикладных исследований в психологии.

Возникновение новых областей психологии.

10-е гг. – середина

30-х гг. XX в.

Поведение.

Целостные психические структуры.

Бессознательное.

Сознание в его общественно-исторической обусловленности.

Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями.

Установка.

Развитие высших психических функций.

Смысловое и системной строение сознания.

Психологическое исследование деятельности.

Открытый кризис в психологии.

Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология и др.

Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности. Развитие естественно-научных знаний о физиологических механизмах психической деятельности и движений. Физиология активности. Теория функциональных систем.

Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии.

Конец 30-х –

50-е гг. XX в.

Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода.

Эволюция научных школ периода открытого кризиса.

Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др.

Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе Павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий.

60-е гг. XX в. – конец XX в.

Продолжение развития раннее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность.

Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология.

Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.

Теоретические и экспериментальные исследования в отечественной науке в русле психофизиологических школ, подхода, концепции формирования умственных действий и понятий, комплексного человекознания.