18. Исторический смысл полемики Г.Лейбница с Дж.Локком.

 

Локк (1596-1650) (кратко о его теории) - 1690 – «Опыт о человеческом разумении».

В сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях, идея о табула раса – ум ребенка = чистая доска. 2 источника опыта: ощущения и рефлексия.

Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. Душа всегда воспринимает себя мыслящею. Бессознательное не признается. Сознание рассматривается также как некая духовная сила, которая объединяет наличные переживания, делает из них личность. Объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т. д.), какими они являются "внутреннему взору" наблюдающего за ними субъекта. Задал предмет психологии - явления сознания, порождаемые внешним опытом, который исходит от органов чувств, и внутренним, накапливаемым собственным разумом индивида. Локк использовал метод самонаблюдения - внутреннее восприятие собственных психических процессов. С Локка начинается атомистическая элементаристская установка в исследовании содержания сознания: простое первично, сложное вторично и производно от него (о простых и сложных идеях). Впервые ввел термин «ассоциация идей». По Локку, ассоциация — это неверное, т. е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда «идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея...». Примерами являются все симпатии, антипатии.

Лейбниц (1646—1716) -  «Новые опыты о человеческом разумении» (1704)

Гипотеза «предустановленной гармонии»: душа и тело подчинены собственным законам. Душевная жизнь регулируется одними законами (законы конечных причин), телесная – другими (законы действующих причин).

Объяснить естественным образом соединение или «согласие души с органическим телом» нельзя, никакого воздействия на душу извне быть не может, душевная жизнь регулируется только своим собственным началом. Но «они сообразуются в силу гармонии, предустановленной между всеми субстанциями, так как все они суть выражения одного и того же универсума». Учение о предустановленной гармонии является вариантом параллелизма.

Обстоятельства спора: по структуре «Новые опыты» буквально повторяют структуру «Опытов», написаны в форме диалога. Когда книга была завершена, Локк умер. И Лейбниц счел неудобным публиковать свое сочинение. Опубликовано оно было только во второй половине 18 века.

3 линии дискуссии:

1. Есть ли душа «чистая доска» или что иное.

Локк-АристотельvsЛейбниц–Платон

Вместо сравнения с чистой доской Лейбниц использует образ глыбы мрамора, прожилки которого уже содержат основные контуры будущей фигуры: художник лишь удаляет все мешающее им выступить.

Лейбниц признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения.

(+) Лейбниц верно указал на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк.

(-) Однако собственное объяснение Лейбница посредством апелляции к врожденным идеям не открывает действительных источников этих понятий.

Философский рационализм нет ничего в разуме, что не было бы раньше в чувствах, за исключением самого разума.

Чувства дают лишь примеры, подтверждающие общую истину, что не достаточно для доказательства необходимости этой истины (хотя признает, что чувства необходимы).

Источник различающихся человеческих способностей в изначальной индивидуальности души.

По Локку: главное условие развития психики – внешние условия (опыт).

По Лейбницу: существуют внутренние условия – предрасположенности.

2. Роль активности души в восприятии воздействий внешнего мира.

По Локку, в познании простых идей разум пассивен и целиком определяется предметным миром. По Лейбницу, «активность имеется также и в ощущениях, поскольку они дают нам более отчетливое восприятие, повод кое-что заметить и развиваться».

Активность – внутренний принцип деятельности монады (стремление).

Мир – система разнокачественных объектов, которым присущи уникальные свойства. Монада – субстанция, которая лежит в основе любой вещи. Множественность субстанций. Каждая монада отлична от другой. Изменение монад вследствие внутреннего принципа. Внешняя причина не имеет влияния внутри монад, восприятие присуще любой монаде.

Для животных душ характерно наличие восприятия и памяти. Для человека – осознание восприятий (апперцепция).

Апперцепция - особая сила духа, которая вместе с воздействиями извне определяет наше познание и поведение, «совместное действие внутренних предрасположений и внешних впечатлений детерминирует нас к принятому решению». Она дает нам мысль о том, что называется Я. Апперцепция — условие собственно человеческого познания (но невозможно рефлексировать постоянно). Апперцепцию как активность, которая присоединяется к перцепции, Лейбниц трактует абстрактно-идеалистически, констатируя, но не раскрывая ее природы. Введенное Лейбницем понятие апперцепции имело продолжение в немецкой философии и психологии (И. Кант, Г. Гербарт, В. Вундт).

Т.е. у Лейбница - активность сознания при получении и элементарных ощущений, не только при образовании сложных идей (Локк).

3. Существуют неосознаваемые восприятия – «малые восприятия» (Лейбниц).

У Локка бессознательное не выделялось. Мы всегда все сознаем актуально. В сознании тождество личности.

Лейбниц выступил против локковско-картезианской идеи об отождествлении всей психики с сознанием и впервые в истории произвел различие между бессознательными и сознательными состояниями духа.

Согласно Лейбницу, все в мире подчиняется закону непрерывности. Природа не делает скачков. Этот закон Лейбниц применяет и к душевной жизни. Она также непрерывна. Наряду с ясно сознаваемыми — апперцепируемыми — восприятиями в душе есть бесчисленные малозаметные восприятия, «которые недостаточно выделяются, чтобы их можно было осознавать или вспомнить, но они познаются по вытекающим из них определенным следствиям. Мы мыслим одновременно о множестве вещей, но обращаем внимание на наиболее выделяющиеся мысли». Все непроизвольные поступки являются результатом действия малых восприятий. Они определяют наши вкусы. Из малых восприятий возникают сознательные желания и страсти.  Малые восприятия не сознаются ввиду их недостаточной силы.