17. Понятие об опыте, по Дж.Локку. Психология как наука о внутреннем опыте. Учение о простых и сложных идеях. Образование сложных идей: обобщение, ассоциация идей.

 

Джон Локк (1632-1704) - отец эмпирической психологии. Придерживался антимонархических взглядов, положения о равенстве всех людей, о праве человека на свободу совести. Не принимал схоластику. Против теории врожденных идей (кембриджские платоники и Декарт). Эмпирист, сенсуалист.

2 грани эмпиризма Локка:

- сторонник эмпирического изучения явлений и процессов сознания без дискуссий о природе души. В решении вопроса о природе субстанционного носителя психических процессов колеблется, не говорит, является ли субстанция телесной или духовной.

 - все содержания нашего сознания – идеи – есть результат нашего опыта, т.е. приобретены прижизненно.

1690 – «Опыт о человеческом разумении».

Начало человеческого знания – в наблюдении и в обращении к опыту. Идея – объект мышления. Локк выступал против врожденности идей. Смотрел на детей. Источники знания: приходят от ощущений (восприятие и ощущение, цвета, запахи, звуки) либо от деятельности ума (рефлексия - «восприятие», «мышление», «сомнение», «вера», «рассуждение», «познание», «желание»). Деление опыта на внешний и внутренний (ощущения и рефлексия) дало начало интроспективной психологии как науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция. Ум – чистая табличка. Все знание основано на опыте. Иметь идеи = воспринимать. Душа мыслит, но не всегда: нельзя мыслить, не осознавая этого, душа всегда сознает себя мыслящею. Рефлексия - наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления.

Личность – разумное мыслящее существо, имеющее разум и рефлексию, может рассматривать себя саму как себя в разном времени и месте (что-то МШ попахивает). Тождество личности: Я есть Я и я мыслю, что свидетельствует о сознании. В сознании и есть тождество личности. Ничто, кроме сознания, не может соединять в одну и ту же личность отдаленные существования; тождество субстанции не сделает этого.

Сознание – восприятие того, что происходит у человека в своем уме. Сначала чувства снабжают душу идеями, затем душа учится мыслить, запоминать, воображать. Получаешь ощущение = получаешь идею о чем-то (попробовала ананас – появилась идея ананаса, а у бедных детей нет этой идеи). Есть простые и сложные идеи.

При восприятии простых идей, разум пассивен, «ум вынужден получать идеи». Они содержат в себе 1 единообразное представление, одномодальны (звук, вкус, запах, холод, цвет - зрительное\осязательное качество). Душа не может создавать или разрушать их; только повторять, сравнивать и соединять. (Если ты глухой, идеи звука у тебя не появится, а слышащие не забудут идею звука).

Простые идеи приходят различными путями: с помощью одного чувства, нескольких чувств (пространство, протяженность, форма, покой, движение), с помощью рефлексии (восприятие = мышление, желание=хотение. Сила мышления – это разум, сила желания – воля. Обе эти силы – способности), с помощью всех видов ощущений и рефлексии (удовольствие, неудовольствие, существование, единство, сила, последовательность). Названий гораздо меньше, чем самих идей.

3 вида качеств в телах:

·Первичные (объем, форма, число, расположение и движение или покой их плотных частиц) Эти качества находятся в телах, воспринимаем мы их или нет.

·Вторичные (чувственные) – способность воздействовать особым образом на какое-либо из наших чувств благодаря незаметным первичным качествам тела и в силу этого вызывать в нас различные идеи разных цветов, звуков, запахов, вкусов и т. Д

·Третичные (силы) – способность в силу первичных качеств изменять другие тела.

Простые идеи получаем путем восприятия, удерживаем с помощью созерцания, внимания, повторения и памяти (в т.ч. эмоциональной). 2 недостатка памяти: забывание и медленность.

У ума есть другие способности: различение (разных идей), соединение (простых идей в сложные и т.п.), называние, абстрагирование (получение от 1 вещи общего представления о всей группе предметов).

Сложные идеи – их образует ум из нескольких идей. Активность ума и произвольность.

1)   Соединение нескольких простых в 1 сложную (все сложные идеи)

2)   Сведение вместе 2х любых идей (идеи отношений – сопоставления идей)

3)   Обособление 1 идеи от сопутствующих (абстрагирование)

А. Ощущение → есть плотные, протяженные субстанции

Б. Рефлексия → есть мыслящие субстанции

Опыт: А двигает тело толчком, Б – мыслью.

Идеи 2х качеств тела: плотность и унитаз толчок.

Идеи 2х качеств духа: мышление и сила действовать.

Образование сложных идей.

Соединение. Ассоциация идей – идеи могут как правильно, так и неправильно соединяться друг с другом (случайно или произвольно). Идеи, сами по себе вовсе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Так образуются антипатии. Важно в воспитании: неправильное соединение идей является причиной многих заблуждений. И время лечит, поскольку со временем чувство отделяется от идеи (хз к чему это). Понятия развиваются с детства. Изначально они единично (мама может быть только одна – моя!). Со временем и опытом – расширение до общего имени, общих идей (материнства вообще).

Познание – восприятие соответствия \ несоответствия 2х идей. 4 вида соответствия идей: тождество\различие; отношение; совместное существование или необходимая связь; реальное существование. Актуальное познание – непосредственное созерцание умом. Приобретенное познание – с помощью памяти и опыта.

О степенях познания:

1.    Интуитивное познание – восприятие соответствия 2х идей непосредственно в них самих (белое – это не черное)

2.    Демонстративное познание – восприятие соответствия 2х идей через посредство других идей. Это – рассуждение (2х2=4) либо доказательство (в нем каждый шаг должен быть основан на интуитивном познании, возможны заблуждения).

3.    Чувственное познание – существование отдельных вещей, касательно единичного существования конечных предметов вне нас.

 

Познание ограничено количеством идей и возможностью их соответствия. Вообще, тут все грустно, поскольку у нас недостаточно идей, знаний о них, о их соответствиях, и если себя еще можно познать, то там Бога и духов ваще геморно.