16. Психофизическая проблема в учениях Декарта и Спинозы: сравнительный анализ.

 

А. Учение Декарта (1596-1650), его «новая философия» (в чьей основе – дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанций). Психика по Декарту - внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое – духовное бытие. В качестве метода использовал систематическое сомнение. Он отвергает представления о «Я» как о состоящем из души и тела, т.к. нет теоретических доказательств обладания ими. От сущности «Я» по его мнению неотделима лишь особая субстанция – сомневающаяся, которой он приписывает акт мышления. Так он отказывается от объективного описания «Я» и вводит метод рассмотрения своих субъективных состояний.

Душа – это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души – желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, то есть эмоции, направленные на «нематериальные предметы», например, интеллектуальная радость познания. Душа соединена с телом, особенно с мозгом – она помещена в гипофизе. Душа и сама может действовать на нее, получая множество впечатлений. Душа влияет на тело (с помощью желаний и воли через железу) и тело влияет на душу (с помощью животных духов).

Декарт противопоставлял психику и телесность как разные роды бытия. Тело он отождествил с материей, сознание – с духом. Материя обладает качеством протяженности. Она создана богом. Телу он также приписывал свойства делимости, протяженности и перемещения в пространстве. Дух, напротив, неделим. Душа обладает мыслью/духом, тело – теплом и движением. Каждая из этих субстанций не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Душа может существовать отдельно от тела, но в действительности существует только в связи с ним. Для различения функций души и тела был выбран субъективный критерий: то, что мы испытываем таким образом, что можем допустить это в терминах неодушевленных, должно приписывать телу, а что не можем – душе. Страсти – виды восприятия, некоторое сочетание телесного и душевного, вызываются и поддерживаются движением животных духов, т е телом. Есть 6 простых страстей - удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль, все же прочие либо составлены некоторыми из этих шести, либо же являются их видами.  Желания – истинные душевные побуждения, не привязаны к телесному и зависят от воли. Сила души – в способности действовать согласно убеждениям. Важно познание истины, чтобы убеждения также были истинными. Нет души настолько слабой, чтобы при хорошем руководстве она не могла приобрести полной власти над своими страстями. Главное действие страстей: побуждать и настраивать душу человека желать того, к чему эти страсти подготовляют его тело.

Тело Декарт описывал в терминах физики. Тепло и движения принадлежат только телу и не зависят от души. Смерть наступает по вине тела, когда разрушается одна из его главных частей. Работу тела описывал механистически и материалистически, использовал для объяснения влияния нервов на движения мышц категорию «животных духов» - маленьких и быстрых частиц.

Б. Учение Спинозы (1632-1677), на него во многом повлияли труды Декарта. Он разработал монистическое учение. В то время как Декарт придерживался дуализма, исходил из предпосылки существования двух субстанций – материи и духа, или бытия и сознания, Спиноза был монистом, т.е. отстаивал принцип абсолютного их единства. Согласно его учению, бытие и мышление – атрибуты одной субстанции, имя которой – Бог. Мир  тождествен Богу. Бог пребывает в самом мире, ибо он и есть мир.

Спиноза утверждал, что есть одна субстанция: то, что существует само в себе и представляется само через себя. Существование субстанции и ее сущность – это одно и то же.

Спиноза различает сущность и существование. Сущность – это характеристика вещи, то без чего она перестает быть тем же самым. Существование – это есть что-либо или нет. Субстанция – это бог, природа. Природа не нуждается в первоначальной причине. Из бесконечной полноты природы проистекает бесконечное количество ее атрибутов (свойств), каждое из которых выражает какую-либо сущность субстанции. Для человека познаваемы только два атрибута – протяжение и мышление. Каждая вещь есть единичное проявление субстанции (ее модус), имеющая такие же два атрибута. В протяжении вещь выступает как тело, в мышление – как душа предмета. Душа и тело составляют, таким образом, один и тот же индивидуум (мыслящее тело). Так он разрешает дуализм Декарта.

Душа – это мыслящая субстанция (мышление – это ее главный атрибут). Из мышления души следует способность к  образованию идей. Идею следует отличать от образа (в ее основе не обязательно образ) и слов (как внешних знаков). Можно говорить об объектах идей. Так объектом идеи души является тело. Душа и тело – это по сути одно и то же, с той лишь разницей, что главным атрибутом души является мышление, а атрибутом тела – протяжение.  Душа сознает тело только через идеи о его состояниях.

Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому. К мышлению определяет модус мышления, к движению – модус протяженности. Аффекты – этосостояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний. Мы более всего несвободны в том, чего более яро желаем. Базовых аффекта 3 – удовольствие, неудовольствие, желание.Душа стремится пребывать в существовании, это стремление - воля. Стремление души и тела пребывать в существовании –влечение. Осознанное влечение –желание. Идея действующая на тело – действует и на душу.

Соответственно, мышление человека он считал проявлением мышления как атрибута субстанции. Протяженность и мышление у него не воздействуют друг на друга (как у Декарта), а соответствуют друг другу. Отличие мыслей Спинозы от Декарта в том, что Спиноза отбрасывает объяснение страстей из соединения души с телом, а рассматривает их просто как психические явления, которые обусловлены исключительно родом нашего познания. Если у Декарта проблема страстей выступает как проблема физиологическая и проблема взаимодействия души и тела, то у Спинозы  эта же проблема выступает с самого начала как проблема отношения мышления и аффекта, понятия и страсти.

 

Различие также выявляется в понимании Мышления: у Декарта - личное сознание, у Спинозы- объективное свойство природы. Человеческое мышление лишь одна из форм объективного атрибута субстанции.