15. Детерминизм и свобода в этико-психологическом учении Б.Спинозы о человеке. Психология аффектов.

Резюме: основные положения в концепции Спинозы:

1)    Понятие единой субстанции, свойствами которой является протяжение и мышление.

2)    Рационалистическая вера в силу человеческого духа, его возможность познать истину.

3)    Учение о страстях и отрицание свободы воли, свобода – познанная необходимость.

4)    Значение для психологии – фундамент для понимания сознания как предмета психологии.

 

Барух (Бенедикт, Венедикт) Спиноза (1632-1677).

Краткая биографическая справка. Родился в семье еврейского купца, не закончил религиозного училища, где готовился в раввины, помогал отцу в торговле. Был изгнан из еврейской общины за вольнодумие в толковании Библии и Талмуда. Проклят. Подрабатывал в латинской школе, потом уехал в деревню, где занимался наукой и зарабатывал шлифованием линз. Незадолго до смерти переехал в Гаагу, где общался Бойлем, Гюгенсом, Лейбницом. Умер от болезни лёгких.

Труды: «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Этика», «Основы философии Декарта», «Богословского-политический трактат».  Основная цель «Этики» - обосновать возможность свободы человека в условиях детерминированности его существования могуществом внешних причин и тем самым помочь человеку выработать линию индивидуального поведения, открыть путь к свободной жизни.

Монистическое решение психофизической проблемы. Система Спинозы – материалистический монизм.

Существует одна субстанция. Субстанция – то, что существует само в себе и представляется само через себя; она в самой себе содержит необходимость существования.

Сущность – характеристика вещи, то без чего вещь перестает быть тем, чем она был.

Существование – есть вещь или нет вещи. Существование субстанции и её сущности это одно и тоже.

Свойства субстанции:

üСуществует

üНи чем не производится

üНе сотворена

üСуществует в силу себя самой

üВечна

üБесконечна

üОдна

üДействует только по необходимости в соответствии  с объективными закономерностями

üНе нуждается в первоначальной причине.

Спиноза утверждает, что природа не нуждается в первоначальной причине, то есть богу в обычном смысле этого слова в системе Спинозы не остается места. Это материалтизм.

Субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов (свойств).

Для человек познаваемы только 2 атрибута – протяжение и мышление.

Каждая вещь, как единичное проявление субстанции (модус), имеет 2 атрибута:

·      Протяжение – вещь как тело.

·      Мышление – идея вещи, ее духовная сторона, душа вещи.

 

 

Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей! Таким образом, утверждает принципиальная познаваемость мира.

 

 

Учение о человеке. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум – мыслящее тело, представляемый в одном случае под атрибутом мышления, а в другом – протяжения. Оба атрибута действуют совместно в каждом явлении согласно вечной необходимости, которая есть причинная связь в природе.

 

Воображение: перцепция, представление предмета в его отсутствии и припоминание

Все, что не мысли - воображаем

 

Память - сцепление идей

 

Сущность человеческой души – познавательная деятельность.

 

Человеческое мышление – частный случай мышления как атрибута субстанции. Мышление объясняется не из структурно-динамической организации, а связывается с формой действия в мире внешних тел. Это - высшее материалистической решение проблемы духа и материи и представляет выход из тупика дуализма. (Дуализм признает существование двух субстанций - материальной и духовной. Рассматривая душу и тело как не зависящие друг от друга начала, дуалисты заходят в тупик при попытках объяснения взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме.) 

 

На основе учения о субстанции Спиноза решает проблемы познания и аффектов.

 

Роды познания

Продукт

Средства

Первый

Мнение и воображение

Абстрактные, неполные понятия отдельных вещей (в форме образов)

Понаслышке

Беспорядочный жизненный опыт

Второй

Разум

Общие идеи о существенных свойствах вещей. Оторваны от конкретных особенностей объектов, которые обозначают.

Заключение от общего к частному (по следствию о причине)

Третий

Интуитивное познание

Знание сущности вещей во всем многообразии причинно-следственных связей

Непосредственное восприятие сущности вещи через познание ее ближайшей причины

Познание второго и третьего рода – необходимо истинно, только с его помощью можно отличить истинное от ложного. Законы души и тела одни и те же. Познавая себя, человек познает природу и наоборот.

 

Учение об аффектах:

1.    О происхождении и природе аффектов. Аффект – естественное проявление природы. Аффекты рассматриваются под двумя атрибутами:

·       Протяжение. Аффекты – это состояния тела, в которых в следствие воздействия других тел преувеличивается или преуменьшается действительная возможность этого тела существовать и действовать.

·       Мышление. Аффекты – ложное, внушенное окружающими вещами идея, в которой утверждается большее или меньшее, чем на самом деле, способность тела существовать и действовать.

 

 

Виды аффектов (первичны):

ØЖелания (или влечения) – стремление к самосохранению. Желание – влечение с осознанием этого влечения.

ØУдовольствие увеличивает способность человека к действию.

ØНеудовольствие – уменьшает.

 

 

Все остальные – комбинации этих трех. Аффектов столько, сколько объектов, со стороны которых мы подвергаемся воздействию.

 

 

Аффект – пассивное страдательное состояние, связанное с неадекватными или мутными идеями.

 

Активные аффекты удовольствия и желания связаны со стремлением души к познанию истинных и адекватных идей.

 

Результат взаимодействия человека с объектами окружающего мира:

ü    Знание об объектах

ü    Отношение к объектам

 

Эта эмоционально-рациональная двойственность свойственна всем нашим страстям.

 

 

2.     О человеческом рабстве или о силе аффектов.

Для ограничения и обуздания аффектов требуется немалый навык и усилие. Отмечается сила, власть аффектов над людьми. Аффекты определяют действия и поступки человека. Рабство – бессилие человека в укрощении и ограничении аффектов. Все аффекты вводят человека в заблуждение и ставят его  в зависимость от вещей.

 

Страсть – разросшийся до невозможности аффект. Критерий страсти: невозможность адекватного познания, восприятия.

 

3.    О могуществе разума или о человеческой свободе.

То есть, Аффекты очень влиятельны и не так-то просто уйти от их власти.

Но их все равно надо преодолевать и заниматься познанием для того, чтобы при познании высшего рода получить особый аффект – высшее удовлетворение.

Единственным нашим орудием явл-ся высшая форма познания, которая дает нам в форме конкретных идей целостную картину мира и место себя в ней. Из этой целостной картины в результате познания возникает особый активный аффект, который Спиноза называет блаженством, в этом состоянии и происходит освобождение от аффекта. Свобода - познанная необходимость. Она позволяет человеку действовать в соответствии с разумом и освобождает его от аффектов. Единство аффекта и интеллекта ( в противоположность отрицательной оценке роли чувств в познании, которой придерживался до него Ф.Бэкон)

Спиноза отрицает свободу человеческой воли, которую Декарт утверждал и которую он противопоставлял страстям. Спиноза «ты видишь, что свободу я усматриваю не в свободном решении, а в свободной необходимости». Человек не осознает реальные мотивы своих желаний, значит, он не свободен. Спиноза вступает в отрицании свободы воли.

Свобода как познанная необходимость!!! Воля – способность души утверждать или отрицать истинность или ложность чего-либо, а не способность желания. Воля = разум. Спиноза отрицал свободу воли! Познание причин аффектов, понимание ограниченности своей свободы делают человека свободным. Разумная жизнь = добродетельная, нравственная жизнь. Нравственность – внутренняя сущность человека, вытекающая из его познавательной деятельности. Основание нравственности – стремление к самосохранению, а так как рассудок не может приписывать человеку ничего противного, то согласно естественному праву, все полезное дозволено.

 

 

 

Теория страстей Спинозы оказала влияние на разработку учения о человеке Фромма и на формирование теоретической позиции Рубинштейна. Оба они придавали большое значение идеи Спинозы о свободе как владении своими аффектами, о том, что человек объективно зависим от природы, но свободен в своём мышлении.