14. Декарт: психофизическая проблема, учение о душе, учение о теле, психофизиология страстей души. Дуал.изм Декарта

Рене Декарт (1596-1650).

БИОГРАФИЯ

Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился31 марта 1596 года в городе Лаэ (La Haye en Touraine), ныне Декарт (Descartes), департамент Эндр и ЛуараФранция. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью

Начальное образование Декарт получил в иезуитском колле́же Ла Флеш, где его учителем был Жан Франсуа. В коллеже Декарт познакомился с Мареном Мерсенном (тогда — учеником, позже — священником), будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование только укрепило в молодом Декарте скептическое отношение к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.

В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, где несколько лет чередовал рассеянную жизнь с математическими исследованиями. Затем он поступил на военную службу (1617) В Голландии в 1618 г. Декарт познакомился с выдающимся физиком и натурфилософом Исааком Бекманом, оказавшим значительное влияние на его формирование как учёного. Несколько лет Декарт провёл в Париже, предаваясь научной работе, где, помимо прочего, открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству.

По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известно иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где проводит 20 лет

Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы (через верного Мерсенна), изучает самые различные науки — от медицины до метеорологии.

Наконец, в1634 году он заканчивает свою первую, программную книгу под названием «Мир» (Le Monde), состоящую из двух частей: «Трактат о свете» и «Трактат о человеке». Но момент для издания был неудачным — годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд. Он писал Мерсенну об осуждении Галилея:

 

В «Первоначалах философии» сформулированы главные тезисы Декарта:

  • Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм.
  • В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя состоит из элементарных частиц, локальное взаимодействие которых и производит все природные явления.
  • Математика — мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.

Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции, а вот протестантские богословы Голландии наложили на них проклятие (1642); без поддержки принца Оранского учёному пришлось бы нелегко.

В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет активно переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. 

 

Трактат «Рассуждения о методе». Лучше вообще не искать истину, чем искать её без метода.

Правила метода:

1.    Принимать за истинное только то, что для ума представляется ясно и отчётливо и в чём не возникает сомнения.

2.    Разделить сложные проблемы на более простые.

3.    Переходить от предметов простых к сложным (правило анализа).

4.    Делать перечни столь полными и обзоры также, чтобы ничего не забыть (правило индукции).

 

«Первоначала философии».

·      Человеку, исследующему истину, необходимо хотя бы раз в жизни усомниться во всех вещах – насколько они возможны.

·      Мы должны считать всё сомнительное ложным (имеется в виду поиск только научной истины, а не житейская практика).

·      Мы должны сомневаться в чувственных вещах, не должны доверять органам чувств.

·      Мы можем сомневаться даже в математических доказательствах.

·      НО мы не можем сомневаться в том, что мыслящий субъект, в то время как он мыслит, не существует; это будет противоречием! Следовательно: «Я мыслю – следовательно, я существую» - первичное и достовернейшее положение. Т.е., мышление познается нами прежде и достовернее, чем какая-либо телесная вещь.

У Августина другое мыслю => существую. Там внутри Святая Троица: существуем, знаем, что уществуем и любим бытие и знание.

 

 

Психофизическая проблема.

 

Декарт, говоря субстанциональном различии души и тела, породил психофизическую проблему (хотя проблема существовала ещё со времен античности, чёткого критерия различения духовного и телесного не было).

Единственное средство познания души – внутреннее сознание, оно яснее и достовернее, чем познание тела. Сознание – то, как оно выступает в самонаблюдении.

Ввел критерий для выделения психики из существовавшего  ранее аристотелевского учения о душе → Психика – внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое бытие (духовное), в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру.

Главный пункт учения Декарта – их абсолютная разнородность. Тело Декарт отождествил с материей, сознание – с духом.

Декарт писал, что существую 2 независимые субстанции – душа и тело, такая философская позиция называется дуализмом. Основной атрибут души – мышление, основной атрибут тела – протяжение.

Критерий – психические процессы осознаваемы, а физиологические, соматические – нет! Душа и тело соединяются в теле, причем только в теле человека. Продукт взаимодействия души и тела – страсти.

Декарт переформулировал психофизическую проблему (соотношение материального и идеального) в психофизиологическую (соотношение души и тела) и объяснял те изменения в физиологических процессах, подчиненных законам механики, которые происходят при порождении страстей души (см. про трубочки и духи).

Декарт решает психофизическую проблему в духе взаимодействия, он предположил, что в организме есть орган, обеспечивающий это взаимодействие – шишковидная железа (эпифиз) – посредник между телом и сознанием.

Механизм: железа воспринимает движения животных духов и способна воздействовать на их чисто механическое течение, благодаря колебаниям, вызванным душой. И тут ошибки: душа отлична и независима по природе, но тесно связана с телом; душа непротяжена – но помещается в маленькой железе мозга.

 

Учение о душе.

 

Душе, по мнению Декарта, предназначено иметь самое прямое и достоверное, какое только может быть у субъекта, знание о собственных актах и состояниях, не видимых более никому. Она определяется единственным признаком – непосредственной осознаваемостью собственных проявлений, которые, в отличие от явлений природы, лишены протяженности.

 

Это существенный поворот в понимании души, открывший новую главу в истории построения предмета психологии.

 

 

Отныне этим предметом становится сознание.    

 

Сознание, по Декарту, является началом всех начал в философии и науке. Психика в декартовском учении отождествляется с сознанием – психика есть то, что дано личному сознанию. Сознание обозначается Декартом через термин «мышление»: «Под словом «мышление» я разумею все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь тоже самое, что мыслить».

Мышление – это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Декарт приписывал особой нематериальной мыслящей субстанции – душе. Таким образом, мышление – единственный атрибут души, она мыслит всегда, всегда знает о своем психическом содержании, зримом изнутри; бессознательной психики не существует.

Позже это «внутреннее зрение» стали называть интроспекцией (видением внутрипсихических объектов-образов, умственных действий, волевых актов и др.), а декартову концепцию сознания – интроспективной.

Изучая содержание сознания, Декарт приходит к выводу о существовании трех видов идей:

§  идеи, порожденные самим человеком → связаны с его чувственным опытом, являются обобщением данных его органов чувств; дают знания об отдельных предметах или явлениях, но не могут помочь в познании объективных законов окружающего мира;

§  идеи приобретенные → знания об отдельных сторонах окружающей действительности; основываются не на опыте одного человека, а являются обобщением опыта разных людей; также, как и порожденные человеком, не могут помочь в познании объективных законов окружающего мира;

§  идеи врожденные → дают человеку знания о сущности окружающего мира, об основных законах его развития. Эти общие понятия открываются только разуму и не нуждаются в дополнительной информации, получаемой от органов чувств.

 

Такой подход к познанию получил название рационализма, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, рациональной интуицией.

Декарт писал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что он не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим».

Освобождение живого тела от души было поворотным событием в научных поисках реальных причин всего, что совершается в живых системах, в том числе возникающих в них психических эффектов (ощущений, восприятий, эмоций). При этом у Декарта не только тело освобождалось от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия (от лат. «обращение назад»). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором – сознание отражает собственные мысли, идеи.

 

Душа бессмертна, неделима, непротяженна, неизмерима, независима в своем существовании, т.е. может существовать отдельно от тела (хотя в действительности она существует в связи с телом, но не с любым, а только с телом человека). Собственные проявления души – желания, воля, внутренние эмоции, направленные на нематериальные объекты. 

 

Но у души есть высшие и низшие части: чувственная и разумная ("Страсти души", 47парагр)

 

Учение о теле.

Тело – субстанция протяженная в длину, в ширину и глубину.

Свойства (модусы протяжения):

§  Делимость

§  Пространственная форма (фигура)

§  Перемещение в пространстве в результате толчка, сообщаемого другим телом

§  Скорость этого перемещения

Тело человек Декарт сравнивает с часами или с иным автоматом; тело мыслиться как машина, оно не нуждается в душе как источнике активности, и источник движения находится в самом теле, которое запускается внешним толчком. Даёт описание «устройства машины нашего тела», в котором объясняет функции общие для тела человека и животных (пищеварение, кровообращение и т.п.).

«Животные духи» - тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро подобно частицам пламени. Они составляют телесный принцип всех движений частей нашего тела.

Причина движений: сокращение и растяжение противоположных мускулов (мышц-антагонистов), которое происходит из-за перераспределения духов между мышцами, которые туда приходят по нервам.

Открыл рефлекс (термина «рефлекс» у Декарта нет): описание компонентов рефлекторной дуги (общее для человека и животных, без участия воли, т.е. непроизвольные движения). Тело пронизано нервами, которые начинаются в мозге и идут ко всем частям тела; нервы – тонкие ниточки, окруженные трубочками, в которых содержаться животные духи. Внешнее воздействие на нервное окончание → натяжение нити и открытие клапана → животные духи переходят из трубочки в трубочку и идут к нужной мышце → они проникают в мышцу через поры → мышца раздувается (укорачивается и сокращается).

Движение возникает в результате воздействия предмета на тело, которое механически проводится к мозгу, а от мозга к мускулам. Механистический детерминизм!!!

Всё разнообразие действий, поведения человека объясняется движением животных духов, движения животных духов внутри мозга осознаются душой как ощущения, восприятия, представления. Изменения траектории движения животных духов (вариативность поведения) объясняется привычкой (упражнением) и воздействием души.

Животные не имеют души, всё поведение, которое мы обнаруживаем у животных – чистый автоматизм природы; у животных нет языка, их поведение часто выглядит разумным, а часто – они тупят, тупицы.

Отрицание психики у животных → нарушение преемственности между животными и человеком → необходимость идеи бога, как порождающий  человеческий разум.

Память


Желание вспомнить -> железа начинает наклоняться определенным образом -> встреча следов припоминаемого предмета

Следы - поры мозга, откуда вышли духи, движение которых было вызвано присутствием предмета. Духи выходят в поры, которые легче открываются

Воображение

Представление того, чего не видели. Желание вызывает движение железы, направляя духи в поры

Сосредоточение

Удерживание железы в определенном наклоне

 

Каждое желание связано с движением железы, но не всегда желание приводит к действию. Может приводить еще привычка. 

Посмотрел вдаль - зрачок расш, вблизь сузился. А просто так сузить не получится

Сужение зрачка не связано с железой, только желание посмотреть вдаль или близь.

Желание говорить -> движение губами

Просто желание двигать губами -> провал 

Связь со значениями слов

 

Психофизиология страстей души.

«Страсти души» (1649) - последний его труд.

Страсти души в самом широком смысле – продукт соединенной деятельности души и тела: голод, жажда, восприятие света, цвета, звука, запаха, вкуса, тепла и твёрдости.

Рационалистическое учение о страстях. Страсти – «восприятие, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, называемая, поддерживая и подкрепляемые каким либо движением «духов».

Двойственная природа страстей:

1.    Телесное начало – предает страстям непроизвольный характер.

2.    Мысль о предмете – позволяет управлять страстями, воспитывать их.

Причина страстей: движение животных духов, под влиянием которых, в теле происходят физиологически изменения → уделяется внимание телесным проявлениям.

Источник страстей – воздействие внешних предметов → главная особенность чувств – их предметность.

Выделяются:

1)   Первичные страсти (врожденные): удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль.

2)   Вторичные страсти – это виды первичных, образующиеся при жизни. Пр.: ревность (любовь + ненависть).

Ø Активные страсти: отождествляются с желаниями, которые исходят от души и зависят только от неё; так же они отождествляются со стремлениями и аффектами, которые зависят не только от души, но и от тела, и служат связующим звеном между ними.

Функции активных страстей:

§  Обеспечивают единство души и тела

§  Сигнализируют душе, что полезно, а что вредно.

Ø Страдательные страсти – результат взаимодействия с предметами окружающего мира; отождествляются с чувственным познанием, они привносятся из вне и в таком же виде осознаются душой, и она не может их изменить.

Вывод: страсти – источник волевого, инстинктивного, стремящегося к самосохранению поведения.

Недостатки страстей:

ü Иногда страсть не дает полной информации телу о вреде/пользе чего бы то ни было. Пр.: накурился человек, ему психологически приятно, а мозгу и телу – вред.

ü Страсти часто заставляют вести себя неадекватно ситуации («у страха глаза велики!»).

ü Большее рвение, чем требуется

 

Сила души + познание и суждения о добре и зле = истино сильная душа. Может управлять страстями, но на эмоциях, что так себе идея.

Задача воспитания страстей. Средства борьбы с нежелательными страстями:

1.    Разум. От него зависит знание жизни, на котором основывается оценка предметов (опыт).

2.    Воля. Увидели предмет, он вызвал движения духов, которое вызвало бы возникновение нежелательной страсти, но воля позволила отделить мысль о предмете от движения «животных духов», возникших от этого предмета, и связать их с другой мыслью о нём, которою мы получили из разума (опыта). Воля может не подчиниться страсти и не допускать движений, которым страсть располагает тело: хочу кого-нить убить, но почему-то этого не делаю – воля работает.

 

Резюме: лучшее средство овладения страстями – опыт: надо вырабатывать у себя привычку поступать согласно правилам. 

 

Доказательство существования Бога

Найдя критерий достоверности в отчётливых, ясных идеях (ideae clarae et distinctae), Декарт берётся затем доказать существование Бога и выяснить основную природу вещественного мира. Так как убеждение в существовании телесного мира основывается на данных нашего чувственного восприятия, а о последнем мы ещё не знаем, не обманывает ли оно нас безусловно, то надо прежде найти гарантию хотя бы относительной достоверности чувственных восприятий. Такой гарантией может быть только сотворившее нас, с нашими чувствами, совершенное существо, идея о котором несовместима была бы с идеей обмана. Ясная и отчётливая идея такого существа в нас есть, а между тем, откуда же она взялась? Мы сами сознаем себя несовершенными лишь потому, что измеряем своё существо идеей всесовершенного существа. Значит, эта последняя не есть наша выдумка, не есть и вывод из опыта. Она могла быть внушена нам, вложена в нас только самим всесовершенным существом. С другой стороны, эта идея настолько реальна, что мы можем расчленить её на логически ясные элементы: полное совершенство мыслимо лишь под условием обладания всеми свойствами в высшей степени, а следовательно и полной реальностью, бесконечно превосходящей нашу собственную реальность.

 

Таким образом из ясной идеи всесовершенного существа двояким путём выводится реальность бытия Бога:

 

во-первых, как источника самой идеи о нём — это доказательство, так сказать, психологическое;

во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, — это доказательство так называемое онтологическое, то есть переходящее от идеи бытия к утверждению самого бытия существа мыслимого.

Всё же вместе Декартово доказательство бытия Божия должно быть признано, по выражению Виндельбанда, «соединением антропологической (психологической) и онтологической точек зрения».

 

Установив бытие всесовершенного Творца, Декарт уже без труда приходит к признанию относительной достоверности наших ощущений телесного мира, причём строит идею материи как субстанции или сущности, противоположной духу. Наши ощущения материальных явлений далеко не во всём своём составе годны для определения природы вещества. Ощущения цветов, звуков и проч. — субъективны; истинный, объективный атрибут телесных субстанций заключается только в их протяжённости, так как только сознание протяжённости тел сопровождает все разнообразные чувственные восприятия наши и только это одно свойство может быть предметом ясной, отчётливой мысли.

 

Таким образом, в понимании свойств материальности сказывается у Декарта всё тот же математический или геометрический строй представлений: тела суть протяжённые величины. Геометрическая односторонность Декартова определения материи сама собой бросается в глаза и достаточно выяснена новейшей критикой; но нельзя отрицать, что Декарт верно указал на самый существенный и основной признак идеи «материальности». Выясняя противоположные свойства той реальности, которую мы находим в самосознании своём, в сознании своего мыслящего субъекта, Декарт, как мы видим, признаёт мышление главным атрибутом духовной субстанции.

 

 

Обе эти субстанции — дух и материя — для Декарта с его учением о всесовершенном существе являются субстанциями конечными, созданными; бесконечной же и основной является только субстанция Бога.